
- •Частное право и финансовый рынок
- •Ответственный редактор м.Л. Башкатов
- •Вопросы теории е.А. Суханов о понятии ценных бумаг
- •В.А. Белов обязательства по сальдо (основания возникновения и свойства)
- •Н.Ю. Рассказова возврат суммы займа (кредита)
- •М.Л. Башкатов "вещная" концепция безналичных денежных средств
- •Вопросы правоприменения а.Г. Карапетов правовая природа и последствия нарушения ковенантов
- •Ю.Е. Туктаров, л.Е. Семикова управление риском банкротства в финансовых сделках
- •Часть I. Текст Конвенции и его перевод
- •Часть II. Комментарий к Конвенции
- •1. Цели и задачи Конвенции
- •2. Структура документа
- •3. Предметная сфера применения Конвенции
- •4. Субъекты, ответственные за реализацию Конвенции
- •5. Существо мер, предусматриваемых Конвенцией
- •6. Юридическое значение международных публикаций
- •7. Заключение
- •Иностранный опыт штефан грундманн траст и treuhand в конце XX в.:
- •I. Отношения с третьими лицами как исходный элемент
- •1. Характеристика и ключевые проблемы
- •2. Действие англо-американского траста
- •3. Более слабое действие Treuhand против третьих лиц
- •4. Различия в подходе
- •II. Фидуциарные правоотношения
- •III. Траст, корпорация и так называемая квази-Treuhand
- •1. Траст против личности или гибкость против регистрации?
- •IV. Траст и Treuhand несопоставимы?
- •Гюнтер райнер внебиржевые срочные сделки при банкротстве: сравнительно-правовое исследование актуальных инициатив
- •I. Право выбора арбитражного управляющего
- •II. Запреты зачета при банкротстве
- •III. Возможность оспаривания сделок при банкротстве
- •I. Особенности срочных сделок при банкротстве
- •II. Подход в немецком праве
- •III. Возможность перенесения на российское право?
- •Марва хишам, аня к. Больц
5. Существо мер, предусматриваемых Конвенцией
Конвенция предусматривает возможность применения мер (процедур) троякого рода: 1) собственно международные публикации о фактах утраты бумаг на предъявителя, находящихся в международном обращении (публикации по ст. ст. 8 - 13 Конвенции); 2) также международные публикации, но сугубо информационного назначения (публикации в порядке ст. 20 Конвенции) и 3) внутринациональные публикации о фактах утраты, имеющие международное значение (публикации в порядке ст. 21 Конвенции). Существует еще четвертый тип публикаций, имеющий, впрочем, вспомогательный характер: это 4) публикации об отмене или снятии ранее произведенных публикаций типа 1) - 3).
1. Центральной процедурой - той, ради которой, собственно говоря, и вырабатывалась Конвенция, - является такая публикация сведений о факте утраты бумаги на предъявителя, которая имеет силу (не может не приниматься во внимание) на территориях всех государств - участниц Конвенции, - международная публикация об утрате. Главными отличительными чертами такой публикации являются, во-первых, ее осуществление национальными органами всех стран - участниц Конвенции через Центральное бюро (п. 7 Правил), в чем выражается ее международный характер, а во-вторых, ее содержание, которое должно быть направлено на оглашение (предание гласности, обнародование, доведение до сведения неопределенного круга лиц) факта утраты ценной бумаги.
Последовательность действий, необходимых для ее производства, следующая:
1) лицо, утратившее бумагу на предъявителя, обращается в национальный орган с заявлением о международной публикации; заявление должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 8 Конвенции;
2) национальный орган рассматривает поступившее заявление и при отсутствии оснований для отказа в его принятии (п. п. 2 и 3 ст. 8 Конвенции) принимает заявление;
3) на основании принятого заявления национальный орган направляет (с соблюдением ст. 9 Правил) ходатайство о публикации, соответствующее требованиям ст. 10 Конвенции и п. 8 приложенных к Конвенции Правил, в Центральное бюро;
4) с соблюдением ст. 10 Правил Центральное бюро передает информацию о поступивших к нему такого рода ходатайствах национальным органам всех стран - участниц Конвенции;
5) национальные органы, получившие из Центрального бюро информацию о поступивших в него ходатайствах, должны (каждый - на своей территории) опубликовать такую информацию "...так быстро, как только возможно, самое позднее - на второй рабочий день после ее получения, в любом официальном издании, справочнике или бюллетене по своему выбору" (п. 11 Правил) и за свой счет <1> (п. 20 Правил).
--------------------------------
<1> Платеж за публикацию, возможность введения которого предусматривается п. 3 ст. 8 Конвенции, является по своей природе пошлиной, размер которой может быть никак не связан с суммой расходов на публикацию.
Производимые таким образом (через Центральное бюро) международные публикации должны с точки зрения своего содержания соответствовать требованиям ст. 11 Конвенции и п. п. 12 и 19 Правил. Одним из них является предуведомление публикации своеобразной леммой - пометкой или обозначением "Конвенция от... об утрате ценных бумаг на предъявителя, находящихся в международном обороте", подобно тому как документ становится векселем благодаря вексельной метке. Можно сказать, что заветное международное значение публикации зависит от наличия подобной - конвенционной - метки: как метка вексельная свидетельствует о готовности составителя документа подвергнуть себя воздействию всей строгости вексельного права, точно так же и метка конвенционная свидетельствует о соблюдении национальным органом, осуществившим публикацию, международной процедуры ее подготовки и осуществления (через Центральное бюро). Лицо, добившееся публикации с конвенционной меткой, может быть уверено в том, что идентичная по содержанию публикация сделана не только в национальном официальном издании его страны, но и в аналогичных изданиях других стран - участниц Конвенции, причем в тот же (весьма краткий) срок.
Одна и та же ценная бумага может быть утрачена неоднократна различными лицами. Нельзя исключать также и возможности заведомо ложных заявлений: так, например, с заявлением о якобы имевшей место утрате ценной бумаги может обратиться лицо, на самом деле произведшее ее отчуждение. Это означает, что количество международных публикаций об утрате одной и той же ценной бумаги по идее ничем не ограничивается. Отсюда принцип: одно заявление - одна публикация. Сколько заявлений о фактах утраты будет сделано, столько публикаций и должно быть произведено, независимо от того, сделаны ли все эти заявления в один и тот же национальный орган или в разные (ст. 9 Конвенции).
2. Как уже отмечалось, участие в Конвенции не препятствует государствам устанавливать и применять на своих территориях иные меры и процедуры, предназначенные для защиты интересов лиц, утративших ценные бумаги. Может случиться так, что именно к ним - ко внутринациональным мерам и процедурам - пожелает прибегнуть лицо, утратившее такую ценную бумагу, которая внесена в составленный согласно Конвенции Список бумаг на предъявителя, находящихся в международном обороте. Воспользуется ли оно в то же самое время конвенционными процедурами или посчитает достаточным ограничиться применением одних только внутринациональных, не имеет значения; важно, что предпринятые им меры будут затрагивать бумаги, подпадающие в предметные рамки Конвенции.
Руководствуясь именно этим соображением, п. 2 ст. 20 Конвенции постановляет, что сведения о принятии подобных - внутринациональных - мер также подлежат международному опубликованию, если они касаются бумаги на предъявителя, внесенной в конвенционный Список. Такие публикации производятся в том же порядке, что и международные публикации об утрате, - национальными органами через Центральное бюро по ходатайству национального органа, на территории которого приняты соответствующие меры или имели место соответствующие процедуры (п. п. 13, 15, 16 Правил). В этом смысле они также являются международными, но поскольку не предназначаются для предания огласке факта утраты бумаги (скорее всего, такая огласка уже состоялась, хотя бы и в рамках внутринациональных процедур), имеют чисто информационное значение, если только другие страны - участницы Конвенции не пожелают увидеть в них нечто большее. Круг сведений данного рода, подлежащих международному опубликованию, определяется в соответствии с п. 14 Правил.
Отсутствие у Конвенции и Правил обратной силы не обязывает национальные органы обеспечивать международные информационные публикации всех сведений о внутринациональных мерах и процедурах, предпринятых в отношении бумаг международного оборота до вступления Конвенции в силу. Такие сведения публикуются по желанию национальных органов, если последние сочтут это целесообразным.
3. Пункт 1 ст. 21 Конвенции упоминает о возможности существования ситуаций, в которых международные публикации об утратах могут производиться самими национальными органами непосредственно (минуя Центральное бюро). Цель ясна: сделать публикации возможно более оперативными в сравнении с теми, что осуществляются через Бюро.
Перечень случаев, в которых национальные органы могут производить международные публикации, минуя Центральное бюро, согласно указанию Конвенции может быть определен прилагаемыми к ней Правилами. Пункты 17 и 18 этих Правил в действующей редакции исходят из того, что круг случаев, в которых могут иметь место подобные публикации (по технологии - внутринациональные, а по значению - международные), определяется исключительно намерениями государств - участников Конвенции.
Для того чтобы государство - участник Конвенции могло воспользоваться положениями ее ст. 21 (т.е. могло бы предоставить своему национальному органу право осуществлять международные публикации об утратах бумаг международного оборота, минуя Центральное бюро), оно должно составить выписку из Списка ценных бумаг, находящихся в международном обращении, указав в ней те ценные бумаги, которые будут предметом таких публикаций, и довести эту выписку через Центральное бюро до сведения национальных органов других государств - участников Конвенции. При этом государство может ограничить предмет таких публикаций кругом лишь тех ценных бумаг, которые обращаются на организованных рынках, находящихся на его территории. Поскольку, осуществив публикацию по ст. 21, нет ни смысла, ни обязанности производить ее еще и в общем порядке (повторять через Центральное бюро), то практически это означает, что международные публикации сведений об утрате, осуществляемые через Центральное бюро, перестанут охватывать случаи утраты ценных бумаг, включенных в подобные выписки, на территориях государств, эти выписки составивших и распространивших. Чтобы убедиться в отсутствии сведений об утрате бумаги, включенной в такого рода выписку, участник рынка ценных бумаг должен будет изучить не только международные публикации, сделанные через Центральное бюро в национальном издании его собственной страны, но и отследить, не прошли ли подобные публикации в национальное издание страны, распространившей выписку. Это можно сделать, обратившись в соответствующий национальный орган. Как видим, степень публичности информации об утрате приносится здесь в ущерб оперативности ее распространения, а это значит, что применение ст. 21 Конвенции должно осуществляться с большой осторожностью: если ее применение и может быть оправдано, то, видимо, лишь в отношении ценных бумаг наиболее интенсивного, но не особенно широкого биржевого оборота.
Национальные органы государств, пользующихся положениями ст. 21 Конвенции, не освобождаются ни от необходимости международных публикаций информации об утратах, поступающей из Центрального бюро (в том числе в отношении ценных бумаг, включенных в составленные и распространенные ими выписки), ни от обязанности доведения такой информации до сведения заинтересованных лиц.
4. Отмена или снятие прежде произведенных международных и внутринациональных публикаций также осуществляются посредством публикации соответствующих сведений (п. 4 ст. 11 Конвенции). Снятие публикаций производится по ходатайствам национальных органов, инициировавших снимаемые публикации, основанным на обстоятельствах, перечисленных в ст. 12 Конвенции, или на основании судебных актов, принятых по основаниям, предусмотренным ее ст. 13. К содержанию и оформлению публикаций об отмене (снятии) применяются правила, по которым были выполнены отменяемые (снимаемые) публикации.