Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Частное право и финансовый рынок. 2011. Выпуск 01-1.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
491.2 Кб
Скачать

2. Структура документа

В полном соответствии с поставленной целью находится структура самой Конвенции: 1) открываясь положениями о своих задачах, сфере и рамках, а также субъектах применения (преамбула, ст. ст. 1 - 7), она 2) регулирует процедуру пресловутой "международной остановки" оборота утраченной бумаги - порядок и сроки производства публикации, а также основания, порядок и сроки ее снятия (ст. ст. 8 - 13), 3) определяет, в чем состоит юридическое значение такой "остановки" (ст. ст. 14 - 19), и наконец, 4) завершается положениями о своем вступлении в силу и применении (ст. ст. 20 - 27).

К Конвенции прилагаются Правила, адресованные лицам и организациям, ответственным за практическую реализацию положений Конвенции. Они имеют целью решение главным образом чисто технических вопросов; незначительные юридические частноправовые исключения будут рассмотрены нами далее.

3. Предметная сфера применения Конвенции

Она определяется ст. ст. 2 и 3, содержащими несколько важных положений.

Во-первых, Конвенция не распространяется на денежные знаки; хотя в ст. 2 сказано только о банкнотах, нет сомнений, что под ее действие не подпадают ни собственно денежные знаки (казначейские ноты или билеты), ни металлические монеты, поскольку ни те, ни другие к разряду ценных бумаг не принадлежат. Упоминание банкнот объясняется, по всей видимости, их "ценно-бумажным" происхождением.

Во-вторых, Конвенция касается лишь таких ценных бумаг, которые способны к обращению на бирже, т.е. в первую очередь ценных бумаг массовых эмиссий - инвестиционных бумаг или фондов (акций, долей, паев, облигаций, купонов и купонных листов к акциям и облигациям, талонов таких листов, депозитарных расписок, опционных свидетельств и иных подобных инструментов). Хотя по своему существу положения Конвенции таковы, что не препятствуют их применению к бумагам индивидуального происхождения (векселям и чекам), думается, что таковые все же не должны подводиться под ее действие: этому препятствует не только прямое ограничение круга бумаг бумагами биржевого оборота, но и наличие специальных международных коллизионных норм вексельного и чекового права.

В-третьих, положения Конвенции распространяются не только на бумаги, изначально выпущенные в качестве бумаг на предъявителя, но и на такие документы, которые "в соответствии с законом" могут обращаться как бумаги на предъявителя. Таковы, например, ордерные ценные бумаги, содержащие бланковый индоссамент, "превращающий" их в бумаги на предъявителя: права на такие бумаги и из таких бумаг могут быть осуществлены любым их фактическим владельцем (предъявителем), а для передачи этих возможностей достаточно простого вручения бумаги (передачи владения ею). Конвенция не уточняет, в соответствии с каким "законом" может быть допущено обращение бумаги в качестве бумаги на предъявителя; можно предположить, что имеется в виду закон страны - места эмиссии бумаги.

Наконец, в-четвертых, Конвенция не касается бумаг иных, чем те, что находятся в международной циркуляции, т.е. "...котируются на фондовых биржах или рынках с регулярно публикуемыми ценами по крайней мере в двух странах - членах Совета Европы или странах, присоединившихся к Конвенции" (п. 2 ст. 3). Впрочем, поскольку текущее состояние котировок - вещь весьма изменчивая, составители Конвенции решили в дополнение к данному (содержательному) подходу прибегнуть еще и к помощи формального критерия: в конечном счете перечень бумаг международного оборота должен определяться согласно данным специально составляемого для этой цели Списка (см. о нем п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 6 Конвенции; п. п. 1 - 4, подп. (d) п. 8, подп. (a) и (c) п. 17, п. 18 Правил, приложенных к Конвенции).