Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 22-23 / Современное российское правопонимание ценных бумаг

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
30.74 Кб
Скачать

Одной из первых на уровне законодательства бездокументарные ценные бумаги закрепила правовая система Франции, поскольку именно там Законом о финансах 1982 г. был предусмотрен принцип дематериализации ценных бумаг <*>. И хотя он касался лишь отдельных видов инвестиционных ценных бумаг <**>, это явилось знаковым событием для нынешнего процесса развития института ценных бумаг в целом. -------------------------------- <*> См.: Жамен С., Лакур Л. Торговое право. М.: Международные отношения, 1993. С. 117. <**> См.: Суханов Е. А. Указ. соч. С. 13.

Как следствие тенденции дематериализации ценных бумаг происходит расшатывание классического ее определения, утрата в качестве одного из главных признаков - свойства презентации <*>. Понятно, если нет документа, то и нечего предъявлять для осуществления прав. Если ценная бумага традиционно понималась как документ, предъявление которого необходимо для осуществления выраженного в нем субъективного права <**>, то при устранении из понятия указания на документ и свойства презентации остается одно субъективное право, которое в таком случае формально ничем не отличается от иных субъективных прав. Для того чтобы сделать понятие ценной бумаги содержательным, необходимо ввести указание на регистр, в котором происходит учет прав на такую ценную бумагу. Следовательно, с позиций бездокументарной концепции ценную бумагу можно определить как нераздельную целостность субъективных прав, учет, обращение и реализация которых возможны при посредстве совершения особых операций в реестре (регистре, книгах, депозитарии). В приведенном определении акцент делается на целостность прав (идеальную оболочку), а не на их совокупность, поскольку целое несводимо к простой сумме частей, его составляющих. При этом такая совокупная целостность является неделимой, а права, ее составляющие, не требуют своего определения (обособления) для существования ценной бумаги. -------------------------------- <*> См.: Агарков М. М. Указ. соч. С. 182; Крашенинников Е. А. Указ. соч. С. 6. <**> См.: Там же.

Сопутствующим проявлением тенденции дематериализации ценных бумаг в области передачи именных ценных бумаг стало закрепление в качестве единственно допустимой системы трансферта, а не индоссамента <*>. Она предполагает, что передача прав на ценную бумагу совершается на основании заявления лица, отчуждающего ее эмитенту или иному реестродержателю о переходе ценных бумаг к приобретателю, при этом сам переход совершается по специальным книгам. -------------------------------- <*> См. подробнее: Крашенинников Е. А. Именная акция как ценная бумага // Очерки по торговому праву. Сб. научн. тр. / Под ред. Е. А. Крашенинникова. Ярославль, 1995. Вып. 2. С. 10 - 13; Метелева Ю. А. Правовое положение акционера в акционерном обществе. М.: Статут, 1999. С. 76.

Система трансферта в большей степени имеет дело с идеа льным моментом в ценной бумаге, а не с материальным (бумажным носителем). Для такой системы важен не факт реального движения ценной бумаги, а распоряжение, акт лица, передающего ее другому лицу. Иными словами, происходит абстрагирование от собственно ценной бумаги (документарной или бездокументарной), наиболее значимым становится система по учету прав на бумаги, реестр их владельцев. Юридическая конструкция, при которой ценные бумаги учитываются в реестре (регистре, особых книгах, депозитарии), имеет по общему правилу (если реестр не ведет сам эмитент) в основе своей договор. Это особый вид поименованного договора на оказание услуг, договор на ведение реестра владельцев ценных бумаг или депозитный договор. Договор на ведение реестра несколько напоминает договор depositum irregulare <*>, хранение с обезличением (ст. 890 ГК РФ). -------------------------------- <*> См.: Покровский И. А. История римского права. СПб., 1999. С. 415.

Процесс ведения реестра владельцев ценных бумаг являет собой типичный пример проявления другой тенденции развития частного права - его публицизации <*>. Организация системы ведения реестра акционеров, а также порядок совершения операций определяются жесткими императивными нормами, составляют преимущественно сферу публично - правового регулирования. -------------------------------- <*> Кулагин М. И. Избранные труды. М.: Статут (в серии "Классика российской цивилистики"), 1997. С. 184.

В отношении ордерных ценных бумаг единственно возможной системой передачи прав на бумагу остается процедура учинения особой передаточной надписи, индоссамента. Что касается предъявительских ценных бумаг, то в силу своего существа они предполагают лишь документарную форму, поэтому к ним применимо классическое понимание ценной бумаги. Передача таких бумаг производится путем простой традиции. Анализ подтверждает, что в ходе противостояния документарной и бездокументарной концепций понимания ценных бумаг классическая теория уступает место современной бездокументарной природе ценных бумаг. Этот вывод применим главным образом в отношении именных ценных бумаг и отчасти ордерных, поскольку многие традиционные ордерные ценные бумаги, особенно вексель, немыслимы в отечественном праве в бездокументарной форме с передачей прав на них посредством передаточной надписи. Однако ст. 149 ГК РФ дает все основания для положительного прогноза в отношении большей части ордерных бумаг. Возможно, что спор о допустимости бездокументарных векселей, порожденный Постановлением <*> ФКЦБ России, получит свое продолжение в будущем, если такие векселя будут востребованы гражданским оборотом. -------------------------------- <*> Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 21 марта 1996 года N 5 "Об утверждении Положения об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, Положения о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, Стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей" // Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 5 мая 1996 года N 2.

Применительно к предъявительским ценным бумагам нельзя говорить об их дематериализации, хотя, возможно, развитие средств телекоммуникации приведет к появлению бездокументарных ценных бумаг, схожих с предъявительскими, если учет прав на них (идентификация) будет осуществляться в специальных реестрах без указания имени (наименования) владельца, с помощью, к примеру, цифрового кода. Эти прогнозы не покажутся фантастическими лицам, знакомым с современным уровнем развития фондового рынка крупнейших государств мира, где обращаются такие невероятные инструменты, как опционы по фьючерсным контрактам на биржевые индексы <*>. -------------------------------- <*> См.: Драчев С. Н. Указ. соч. С. 139 - 147.

Таким образом, проблема правопонимания ценных бумаг в Российской Федерации сегодня сводится к двум моментам: а) что представляет собой ценная бумага - материализуется в бумаге сама сущность этого феномена либо допустима дематериализация этого института; б) к выбору de lege ferenda способа передачи прав на бумагу и легитимации субъекта прав на ценную бумагу того или иного вида и, как следствие, вытекающее из этого определение ее формы - именная и ордерная (допустима наряду с документарной и бездокументарная форма) либо предъявительская (только документарная форма). При этом если второй момент логически объясним на основе анализа потребностей гражданского оборота, то понимание первого лежит в сфере правосознания отдельного юриста, специалиста. Итак, из рассмотренного принципиального различия в правовых конструкциях, применяемых к предъявительским ценным бумагам, с одной стороны, и ордерных именных - с другой, следует вывод, что выработать единое понятие ценной бумаги в ближайшем будущем невозможно. Дуализм в правопонимании ценных бумаг (как на уровне доктрины, так и позитивного права и складывающегося правопорядка) в скором времени неустраним. Вместе с тем, при рассмотрении эволюции правовой мысли происходит сдвиг акцентов: превалирующее значение приобретает бездокументарная концепция, а соответственно, классическая документарная концепция понимания ценных бумаг отходит на второй план. Трансформируется и содержание дуализма в правопонимании ценных бумаг: если традиционная концепция признавала ценной бумагой только документарные ценные бумаги, а бездокументарные считала правами или способом фиксации на них, то современная дуалистическая концепция признает в равной мере ценной бумагой как документарные ценные бумаги, так и бездокументарные, вводя определения понятия для каждой из них. Отечественной юриспруденции следует свыкнуться с мыслью, что в ближайшие годы развитие института ценных бумаг пойдет параллельно по двум принципиально различным направлениям: одни правовые конструкции для предъявительских ценных бумаг и ограниченного числа ордерных бумаг и другие - для всех остальных. И поэтому в свете предстоящей ревизии ч. I ГК РФ законодатель может лишь закрепить эту тенденцию, изменив редакцию ст. 128 и отредактировав ст. 149 ГК РФ.