
IV. Участники общей собственности и ее объекты
по советскому гражданскому праву
Неприменимость к государственному имуществу отношений общей собственности. Обзор оснований возникновения общей собственности, сделанный в предыдущей главе, показывает, что общая собственность в советском гражданском праве находит главное свое применение в отношениях между гражданами и, таким образом, в основном является модификацией права личной собственности. Тем не менее в конкретной многообразной практике нашего хозяйственного и культурного строительства общая собственность может возникать в отношении имущества, принадлежащего и другим, кроме граждан, субъектам права.X
Вопрос о возможности отношений общей собственности между государственными организациями решается отрицательно в силу основного принципа социалистического гражданского права - единства государственной собственности. Социалистическая государственная собственность не допускает множественности субъектов - она принадлежит народу в целом в лице Советского государства. Недопустимо поэтому говорить о долевом делении государственной собственности. Утверждения лженауки хозяйственного права о расщепленной государственной собственности преследовали вредительские цели подрыва экономической мощи СССР, покушаясь применить к нашим условиям средневековое понятие "gespaltetes Eigentum", когда расщепление собственности на отдельные полномочия допускалось в интересах феодала, частично присвоившего себе имущество тех, кто был ему подвластен.
Принцип единства государственной собственности, как известно, не исключает возможности сделок купли-продажи между госорганами, так как в подобных случаях происходит не переход права собственности, а только перераспределение между госорганами компетенции в области осуществления права государственной собственности <51>. Однако неправильно было бы применять подобную конструкцию к отношениям общей собственности. Передача компетенции в области управления определенными объектами не только не противоречит плановым методам ведения народного хозяйства, но непосредственно необходима в условиях хозяйственного расчета. В то же время разделение компетенции в отношении определенного объекта между несколькими хозорганами препятствовало бы нормальной плановой деятельности каждого из них и нарушало бы четкое проведение хозяйственного расчета. В тех случаях, когда один какой-нибудь имущественный комплекс длительно обслуживает работу нескольких хозяйственных единиц, он не поступает в их совместное управление на праве общей собственности, а организуется в форме отдельного предприятия.
--------------------------------
<51> См.: Гражданское право. Ч. I. С. 185.
Товарищеские договоры между госорганами представляют редкое и нетипичное явление. Они были допущены и урегулированы в начале 1926 г., на грани восстановительного периода, когда только подготовлялись условия, необходимые для принятия и осуществления первого пятилетнего плана. Но даже и тогда сфера их применения была весьма ограничена. Государственным предприятиям было разрешено вступать в простое товарищество лишь при условии соответствия целей товарищества их уставным целям. Государственные учреждения могли участвовать только в товариществах, организуемых для осуществления единичных организационно-хозяйственных операций, вызываемых их текущими потребностями. Части основного капитала государственных предприятий поступали в товарищество лишь на началах общего пользования <52>. Эти ограничения исключали возможность создания на базе договора товарищества общего имущества нескольких госорганов.
--------------------------------
<52> См.: Постановление СТО от 19 февраля 1926 г. "Об участии государственных учреждений и предприятий в простых товариществах" // СЗ СССР. 1926. N 29. Ст. 184.
Одновременная принадлежность какого-нибудь имущества двум госорганам на праве общей собственности невозможна. Если в результате какой-нибудь ошибки один и тот же объект оказывается зачисленным на баланс двух хозяйственных организаций, то это обстоятельство не превращает данный объект в общую собственность. Спор о таком объекте подлежит рассмотрению в арбитраже, который устанавливает факт принадлежности объекта одной из спорящих сторон и устраняет допущенную в балансе ошибку <53>.
--------------------------------
<53> См.: Арбитраж. 1938. N 7. С. 22.
Совместное пользование каким-нибудь имуществом со стороны двух или нескольких госорганов, нередко встречающееся в практике (например, в отношении подъездных путей), юридически оформляется таким путем, что это имущество числится на балансе одного из них, а пользование им и расходы, связанные с этим, распределяются на основе особого соглашения.
* * *
Общая собственность кооперативных и колхозных организаций. Кооперативно-колхозная собственность, являясь формой общественной социалистической собственности, отличается от государственной собственности в том отношении, что она является собственностью отдельных колхозов, собственностью кооперативных объединений. Природа кооперативно-колхозной собственности не исключает возможности того, чтобы право на какой-нибудь объект этой собственности принадлежало нескольким колхозам или нескольким кооперативным организациям сообща. Если на практике общая собственность подобного рода и не составляет каждодневного явления, то объяснение этого следует искать в том, что выполнение предусмотренных планами колхозно-кооперативных организаций производственных задач и удовлетворение их нужд осуществляются либо на основе их собственного имущества, либо в порядке обслуживания их государственными организациями (например, МТС).
Несколько колхозов могут совместно выстроить или приобрести мельницу или другое предприятие по первичной переработке сельскохозяйственных продуктов. Мероприятия по ирригации засушливых районов Поволжья предусматривают, например, создание мелких межколхозных гидроэлектростанций, сооружаемых силами нескольких колхозов, хотя и с помощью государства, и являющихся собственностью колхозов, участвовавших в их сооружении. Для удовлетворения растущих из года в год культурных и бытовых потребностей своих членов колхозы совместно организуют клубы, кино, бани и т.п. предприятия. Имущество этих предприятий составляет общую собственность колхозов-организаторов, если только они не устанавливают такой формы эксплуатации этих предприятий, при которой собственником является один "головной" колхоз, обслуживающий остальных на определенных условиях.
Общественные организации могут быть участниками общей собственности примерно в тех же случаях, что и кооперативные организации и колхозы. Возможны случаи совместного владения спортивными площадками, лодочными станциями, клубным оборудованием и т.п. Однако в большинстве подобных случаев нормы Гражданского кодекса об общей собственности не находят применения, так как отношения регулируются особыми соглашениями между участниками.
* * *
Общая собственность смешанного типа. Выше мы рассматривали вопрос о возможности отношений общей собственности в применении к социалистической собственности в обеих ее формах - государственной и кооперативно-колхозной (личная собственность в этом вопросе не вызывает сомнений). Однако теоретически не исключаются, а на практике нередко встречаются отношения общей собственности между различными категориями субъектов гражданского права, иначе говоря, встречается общая собственность со смешанным составом участников. Может, например, случиться, что по тем или иным установленным законом основаниям доля в общей собственности перейдет от одного из сособственников к государству, которое в течение некоторого времени в лице своих финансовых органов будет носителем доли права собственности на вещь, принадлежащего в других своих долях гражданам.
Ситуации такого порядка возникают чаще всего в случаях, когда оказывается выморочной доля в общей собственности, переходящая соответствующему финансовому отделу <54>. Подобное положение может возникнуть и в случае конфискации доли. Само собой разумеется, что совладение такого рода представляет кратковременный этап, так как государственные органы ввиду малоценности имущества, как правило, продают свои доли с торгов, в результате чего восстанавливается обычная сособственность граждан.
--------------------------------
<54> См.: дело Моисеева // Еженедельник советской юстиции. 1932. N 31. С. 25.
Практике известны также случаи, когда право собственности на один объект принадлежит госорганам и кооперативным организациям. Подобные отношения чаще всего возникают в результате совместной постройки домов или каких-нибудь обслуживающих сооружений.
Общая собственность со смешанным составом участников возникает нередко на почве отношений соседства: заборы, отделяющие домовладения, колодцы, мостки и т.п. могут находиться в общей собственности владельцев этих домовладений независимо от того, кто является их владельцем.
Перечень оснований возникновения сособственности госорганов, колхозов, кооперативных организаций и смешанных случаев общей собственности свидетельствует о том, что все эти случаи возникновения общей собственности представляются эпизодическими и не характерными для изучаемого нами института. Типичным отношением общей собственности являются отношения, возникающие в случаях, когда право собственности осуществляют сообща несколько граждан.
* * *
Объекты общей собственности в советском праве. Ответ на вопрос об объектах общей собственности в советском праве предопределен по существу решением того основного вопроса, ответ на который характеризует все наше социалистическое гражданское право в целом, - вопроса, в чьем распоряжении находятся в СССР средства производства. "При социалистическом строе, который осуществлен пока что только в СССР, основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства" <55>.
--------------------------------
<55> Сталин. Вопросы ленинизма. 11-е изд. С. 558.
Согласно ст. 6 сталинской Конституции "земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием". Этим самым предрешается круг объектов, право собственности на которые может принадлежать нескольким лицам сообща на праве общей собственности. Поскольку, как было уже указано выше, общая собственность, участниками которой были бы госорганы, не может существовать, постольку очевидно, что не могут находиться в общей собственности объекты, перечисленные в ст. 6 Конституции СССР.
Другая форма общественной собственности на средства производства - кооперативно-колхозная собственность - построена так, что ее основные объекты находятся в собственности отдельных колхозов и кооперативно-колхозных организаций, и долевое участие в ней встречается так же редко и так же не в отношении основных средств производства. Таким образом, орудия и средства производства, как правило, не являются у нас объектом общей собственности.
В советском гражданском обороте в общей собственности находятся в основном предметы потребления. Типичными участниками общей собственности являются у нас граждане, и круг объектов общей собственности очерчен в общем границами тех предметов, право личной собственности граждан на которые охраняется законом в соответствии со ст. 10 Конституции СССР. Общая собственность на предметы домашнего обихода и хозяйства и на жилые дома составляет типичное проявление этого института в социалистическом обществе.
Среди объектов общей собственности наиболее важное значение имеет жилой дом. Общая собственность на другие объекты, служащие индивидуальному удовлетворению нужд и потребностей советских граждан, занимает второстепенное положение по сравнению с общей собственностью на дома и лишь редко составляет предмет судебных споров. Это обстоятельство было отмечено Верховным Судом РСФСР еще в 1927 г. в инструктивном письме N 1 Гражданской кассационной коллегии, содержащем указание, что "наиболее распространенным типом общей собственности является общая собственность на строения" <56>.
--------------------------------
<56> См.: Еженедельник советской юстиции. 1927. N 10; см. также: Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР. С. 98.
Советское гражданское право считает сферой применения отношений общей собственности область удовлетворения, как правило, потребительских нужд участников гражданского оборота, преимущественно граждан, и - изредка - организационно-хозяйственных нужд. Этим задачам соответствует и круг объектов, составляющих у нас общую собственность. Потребительским характером общей собственности в рамках нашего социалистического гражданского права предопределяется и коренная ее противоположность общей собственности правовых систем, базирующихся на частной собственности на орудия и средства производства, на эксплуатации человека человеком.