- •Абсолютные и относительные правА
- •Агарков - Относительные и абсолютные права
- •Райхер - Относительные и абсолютные права
- •Вводные замечания.
- •§ 1. Центральной проблемой современной гражданско-правовой систематики является проблема деления гражданских прав на вещные и обязательственные.
- •§ 2. Это обнаруживается, в частности, в вопросе о практических свойствах вещных прав, отличающих их от прав обязательственных.
- •II. Вещное право, как непосредственное отношение к вещи.
- •III. Вещное право, как абсолютное право.
- •IV. Право застройки (суперфиций – рп).
- •§ 2. Продолжая, под этим углом зрения, дальнейший анализ права застройки, мы должны еще подчеркнуть следующие два момента:
- •V. Право залога.
- •VI. Прочие права на чужую вещь.
- •VII. Отраженное действие относительных прав.
- •§ 2. В чем же именно заключается «внешнее», «отраженное» действие обязательственных прав?
- •VIII. Заключительные выводы.
- •2) Существующее деление прав на абсолютные и относительные является правильным и подлежит сохранению.
- •4) Необходимо, далее, значительно сократить число абсолютных прав.
§ 2. В чем же именно заключается «внешнее», «отраженное» действие обязательственных прав?
Прежде всего, следует провести известное подразделение. Некоторые элементы «внешнего действия» присущи (по крайней мере, как общее правило) всем обязательственным правам, другие — только отдельным обязательственно-правовым институтам. В связи с этим, известные участки обязательственного права оказываются, с этой точки зрения, более «укрепленными», чем все остальные.
К числу тех элементов «внешнего действия», которые свойственны лишь некоторым видам обязательственных прав, принадлежат: 1) «право следования», 2) «преимущественный» (в частности, перед залоговыми правами) характер, 3) «право старшинства». В отношении всех этих трех моментов ограничимся лишь ссылкой на сказанное по этому поводу выше. Что же касается элементов «внешнего действия», свойственных, как общее правило, всем обязательственным правам, то здесь следует, в свою очередь, различать: 1) действие обязательственного права против других кредиторов того же должника и 2) действие обязательственного права против всех «третьих» лиц.
§ 3. Возможность вредоносного воздействия третьего лица на чужое обязательственное право настолько очевидна, что ее не могут совершенно отрицать даже те, кто принципиально отвергает способность обязательственного права быть нарушенным третьим лицом и защиту его от этих нарушений.
VIII. Заключительные выводы.
1) Существующее понятие вещного права не может претендовать на научное значение. Определяемое в смысле непосредственного господства над вещью, непосредственного правоотношения лица к вещи, оно само по себе является принципиально неправильным (гл. II). Определяемое же в смысле абсолютного права, оно не адекватно своему объему, тому кругу правовых институтов, который принято в настоящее время охватывать понятием вещного права. Ибо в этот круг входят и абсолютные, и — в значительно большем количестве — относительные права (jura in re).
Группа т. н. вещных прав не дает возможности построения каких либо адекватных ей теоретических положений, не обнаруживает каких либо общих и отличительных юридических признаков.
Некоторыми отзвуками этого обстоятельства являются два следующих факта:
а) факт отсутствия в известных нам законодательных кодексах общей части вещного праваii, при наличии в них, однако, общей части обязательственного права;
б) факт значительно большей емкости упомянутой общей части обязательственного права, чем это вытекает из ее названия: многие ее положения оказываются применимыми не только к обязательственным, но и к «вещно»-правовым сделкам и отношениям.
=> от понятия вещного права, выросшего на почве римских исковых формул, следует отказаться.
2) Существующее деление прав на абсолютные и относительные является правильным и подлежит сохранению.
3) Но, при сохранении деления прав на абсолютные к относительные, необходимо внести в него изменения. Необходимо, во-первых, исправить самое понятие относительного права. Неверно, — как это утверждает господствующая теория, — будто относительное правоотношение есть отношение (между определенными лицами), не имеющее никакого действия вовне. Следует, напротив, включить в понятие относительного права признак косвенного, отраженного действия против 3-х лиц. Если старая доктрина «непосредственного господства над вещью» недооценивала социального характера вещного права, то позднейшая доктрина об абсолютных и относительных правах в существующем ее виде недооценивает уже, вместе с первою, социального характера обязательственного права. Различие между абсолютными и относительными правами — в самом характере связи (см. выше п. 2), соединяющей в обоих случаях управомоченного со всем обществом. В одном случае — связь со всем обществом является прямою, непосредственною; в другом случае — она является прямою и непосредственною лишь с «одним» лицом и посредственною (косвенною, отраженною) со всеми прочими лицами.
