
- •Конспект по сделкам. Понятие сделки.
- •2. Основание (цель) сделки
- •5. Сделки и иные действия
- •Виды сделок
- •1. Классификации сделок
- •2. Односторонние, двусторонние и многосторонние сделки
- •3. Иные виды сделок
- •4. Сделки, совершенные под условием
- •Форма сделки
- •1. Устная форма сделки
- •2. Конклюдентные действия
- •4. Письменная форма сделки
- •5. Нотариальное удостоверение сделки
- •6. Государственная регистрация сделок
- •М. М. Агарков. Понятие сделки по советскому гражданскому праву.
- •Сделка и другие правомерные действия
- •Гамбаров – о сделках.
- •Виды сделок
- •1. Односторонняя и двусторонняя сделки.
- •2. Сделки на случай смерти, прижизненные, возмездные и безвозмездные:
- •3. Формальные и бесформенные.
- •4. Абстрактные и каузальные.
- •2. Бессознательное несоответствие между волей и волеизъявлением называют в широком смысле ошибкой:
- •Недействительность сделок
- •Постановление Пленума Верховного Суда рф от 23.06.2015 n 25 "о применении судами некоторых положений раздела I части первой гк рф" Общие положения о сделках
Недействительность сделок
Не все волеизъявления, имеющие в виду произвести юридические последствия, достигают этой цели, так как они обусловлены объективным правопорядком, должны удовлетворять известным условиям: участники сделки должны обладать общей дееспособностью, необходимой для всех юридических действий, а также особой дееспособностью, требуемой для совершения конкретной сделки. Содержание сделки не должно противоречить закону и требованиям нравственности.
Сделки, не соответствующие известным условиям, называют недействительными. Некоторые юристы считают, что в этих случаях нельзя говорить о юридической сделке, так как ее в действительности не существует, однако и ничтожные сделки вызывают часто ответственность за убытки и уже поэтому не могут быть отнесены к фактам, не имеющим юридического бытия (спорная позиция).
Ничтожность сделки действует непосредственно, то есть существует с момента заключения. Ничтожная сделка остается такой навсегда, и ее исправление возможно только путем заключения новой сделки, отвечающей требованиям закона. В случаях, когда ничтожность связывается только с частью сделки, немецкое уложение говорит следующее: ничтожная часть сделки влечет за собой ничтожность всей сделки, если только нельзя принять, что стороны заключили бы ту же сделку и без порочащей её части (все сводится к тому, насколько ничтожная часть сделки существенна для ее целого состава).
Оспоримость наступает по судебному решению, постановленному на основании ссылки участников сделки на такие ее пороки, которые не вызывают сами собой недействительность сделки, но приводят к ней только по требованию заинтересованных сторон и состоявшемуся на этом основании судебному решению. Оспоримая сделка также оказывается недействительной с самого начала своего возникновения при признании ее таковой судом. Отличие ничтожной сделки от оспоримой в том, что право на оспаривание сделки признается не за всеми даже заинтересованными в этом вопросе лицами, а только за указанными в законе категориями лиц, непосредственно задетых оспоримой сделкой;
Исправление сделки (конвалесценция) - это вступление ее в силу не на основании направленного на это акта воли заинтересованной в ней стороны, а на основании одного из двух объективных событий: присоединения к составу сделки какого-либо из отсутствовавших при ее заключении моментов ее существенного состава или такого же объективного отпадения какого-либо из лежавших на ее пути препятствий (например, А, не обладая собственностью на вещь, устанавливает на ней сервитут, а затем он приобретает право собственности). Однако не всякое устранение первоначального порока сделки вызывает ее исправление, это не общее правило для всех недействительных при заключении сделок (иначе необходимо было бы признать полную силу за сделками, заключенными недееспособными, когда они приобретут дееспособность).
Предварение (антиципация) - это исправление сделки, предусмотренное при ее заключении (например, в тех случаях, когда кто-нибудь, распоряжаясь непринадлежащей ему вещью, имеет с самого начала намерение приобрести собственность на эту вещь, и, приобретая ее, исправляет этим самым заключенные ранее сделки, которые предполагали эту собственность и без нее были лишены всякой силы).
Утверждение сделки - это последующее исправление сделки, которое делается путем специально направленного на это акта частной воли, устраняющего тот порок сделки, который делал ее до такого исправления ничтожной или оспоримой (заключение новой сделки с тем же содержанием, но без того порока, который делал ее недействительной).
Е.А. Суханов – О видах сделок в германском и российском гражданском праве.
1. Нужно ли выделять в гражданском праве выделять распорядительные договоры и вещные договоры. Нужно быть осторожными, когда рецепируем или воруем институты из другой семьи или правопорядка вообще. В нынешнее время ГК полностью отвечает современному обороту, но есть отставание (пример деление на реальные и консенсуальные), которое сейчас неюимееь вообще смысле, поскольку сделки с недвижимостью имеют юридический эффект только тогда, когда была произведена регистрация.
2. Сделки с недвижимостью в Германии изначально были со свой особенностью. Вещная сделка в Германии (die dingliche) обозначается двумя терминами: die Einigung - соглашение о передаче движимой вещи; die Auflassung - соглашение о передаче недвижимой вещи. С помощью данной терминологии объясняется что это вещные права, а не обязательственные. Почему не включить в обязательственное право: потому что оно имеет принцип свободы договора (все договоры из обязательств), а вещное право имеет принцип типизации прав, требующий их закрытого перечня, а также касательно вещного договора имеет принцип определенность (объектом права выступает только инд.-опр. Вещь).
Вещный договор
⁃ индивидуально-определенная вещь, только одна, а не совокупность.
⁃ вещное право типизировано
⁃ в закрытом перечне.
Особенность германского гражданского права в том, что есть различие между заключением договора и самой передачей права собственности вещи. Поэтому само соглашение - имеет природу обязательственную, двухстороннюю и каузальную (то есть есть основание). Передачи вещи (вещный характер) не даётся, оно делается только путём последующего вещного договора. Сам же вещный договор - абстрактный договор, он представляет из себя исполнение обязательственного договора. Вещная сделка в этом случае выступает несамостоятельно, но тем не менее она все равно абстрактна. Причем второй эта (передача) в германской литературе делится на 2 позиции:
⁃ Фактическая передача вещи
⁃ Специальный договор об исполнении «Erfullungsvertag».
Однако господствует позиция фактического исполнения.
Передача права собственности Einigung:
1. Обязательственный договор. Возникает обязательства по передаче вещи
2. Вещный договор. То есть соглашение о принятии передаче вещи, при этом если 1 сделка будет недействительной - на вещный договор не влияет (абстрактность).
3. Фактическая передача вещи.
Главная особенность различия распорядительной и обязательственной сделки в том, что распоряжаться может только управомоченное лицо (имеющее титул). В то время как на обязательственную сделку обязаться может любое лицо, даже еще не имеющее это право. Смысл выделения распорядительной сделки - чтобы обезопасить упроавомоченного собственника.
То есть, подводя итоги:
1. Только лицо с титулом
2. Абстрактный характер (внутренняя абстрактность - стороны не знают ее основание; внешняя - не зависит от другой сделки).
3. Для перехода права собственности - Einigung или Auflassung
4. Публичная
5. Договор, как правило
6. Вещный, как правило
Передача права собственности Auflassung.
1. Обязательственный договор.
2. Вещный договор
3. Государственная регистрация.
4. + Специальные правила к форме
В связи с тем что право приобретателя возникает из договора, но до конца не завершено предлагают ввести категорию «ожидаемое право».
3. Распорядительные (вещные) сделки - выполняют свою функцию и деление у них на сделки другое, а также эти сделки характерны для германского права, потому что взаимодействуют с обязательственным (что чуждо нам). Они отвечают интересам добросовестных лиц, у нас же они наоборот усложнят конструкцию и будет масса проблем с оспариваением сделок.
4. Принцип абстракции не был воспринят другими европейскими правопорядками.
Австрия - вещная сделка (каузальная)
Швайц - вообще оспаривается вещная сделка.
Франция - нет традиции вообще (на основании консенсуса).
Российская Империя - просто передача / внесение в книгу.
5. Действующий ГК - закрепляет систему традиции и пишет, что право собственности возникает на основании купли-продажи (каузальность) + возникает в момент передачи / регистрации. Особенность в том, что момент может быть оттеснен, снабдить его условиями (что чуждо германскому праву). По нашему праву нужно просто передать вещи - будет как юридический факт, а по германскому - обычный факт.
6. Итог - перенимать не нужно, но есть выводы:
1. Сохранить деление на вещные и обязательственные права
2. «Ожидаемое право»(Anwartschaftrecht), как и «концепция исчерпания права» противостоит современным конструкциям возрождения феодальных конструкций расщепленной собственности
3. деление сделок на консенсуальные и реальные применимо лишь к сделкам с движимыми вещами (имуществом) и во всяком случае неприменимо к сделкам с недвижимостью (и иным сделкам, подлежащим государственной регистрации). В связи с этим оно уже не может иметь всеобщего значения.
4. Использовать идею классификации сделок по сферам их применения
5. Решения собраний - особый вид сделок.
Подробнее про корпоративные акты: При этом названные акты либо имеют имущественный характер (к таковым можно, например, отнести согласие на совершение от имени юридического лица определенных сделок; решение о выплате дивидендов или ином распределении полученных доходов; изменение размера уставного капитала и т.д.), либо направлены непосредственно на организацию его имущественных отношений (таковы утверждение отчетов о деятельности юридического лица, принятие его бизнес-плана, решения о его реорганизации и т.п.).
Эти обстоятельства, по мнению Суханова, дают возможность говорить о своеобразной организационно-имущественной природе таких волевых актов (действий), которая, несомненно, обусловлена спецификой самих корпоративных отношений как особого самостоятельного вида гражданских правоотношений. Несмотря на то, что сами корпоративные отношения пока далеко не всегда признаются самостоятельной составной частью предмета гражданского права, некоторые особенности их правового режима представляются очевидными. В частности, они характеризуются особым субъектным составом и носят относительный характер, а в их гражданско-правовом регулировании, как и в регулировании вещных отношений, явно преобладают императивные, а не диспозитивные начала, свойственные договорным отношениям.
В связи с изложенным представляется возможным выделение наряду с традиционными сделками имущественного характера особой категории корпоративных сделок, имеющих организационно-имущественную природу. При этом вопрос о том, какие общие нормы гражданского права о сделках (в том числе об их недействительности) и в каком порядке (непосредственно или только субсидиарно) подлежат применению к корпоративным сделкам, нуждается в специальном освещении, выходящем за рамки настоящей статьи. На этой основе можно также определить и гражданско-правовую природу некоторых давно известных сделок, традиционно вызывающих теоретические разногласия, прежде всего - учредительного договора.
Данное умозаключение может также касаться сделок по реорганизации юридических лиц (договоры о слиянии, присоединении и т.п.) и некоторых других. В любом случае обсуждение такой возможности для российской цивилистики представляется гораздо более плодотворным, чем, как пишет Суханов, «искусственная, надуманная проблема выделения вещных договоров или распорядительных сделок».