Скачиваний:
5
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

Раздел I. Правомочия, вытекающие из родительской власти

843. Перечисление. Родительская власть, в самом ши­роком смысле слова, складывается не только из тех пра­вомочий, о которых идет речь в настоящем разделе

594

Несовершеннолетние

Родительская власть

595

(гражданский кодекс, ст. 371—387), то есть не только из права держать детей при себе, права применять к детям исправительные меры, и законного права пользования имуществом детей.

.К числу этих правомочий относится и целый ряд дру­гих, о которых говорится в различных нормах кодекса. Таковы, например, право давать согласие на брак детей (гражданский кодекс, ст. 148 и ел.), право освобождать детей из-под родительской власти (ст. 477), право да­вать согласие на усыновление ребенка другим лицом (ст. 346), право управлять имуществом детей (ст. 389). , Мы ограничимся здесь изучением прав, установленных статьями 371—387 гражданского кодекса, и права на управление имуществом детей, предусмотренного ста­тьей 389. Остальные права, вытекающие из родительской власти, будут изучены, а некоторые уже изучены в связи с теми правоотношениями, к которым они, примыкают.

§ 1. Права родителей в отношении личности детей

  1. Перечисление. Родители обладают двумя пра­вами в отношении личности детей: 1) правом держать детей при себе и руководить ими 2) правом применять к детям исправительные меры.

  2. I. Право держать детей при себе и руководить ими. Ребенок не может без разрешения отца покинуть отцовский дом (ст. 374). Законы об организации воин­ской службы внесли исключение .в это правило, предо­ ставив лицу, достигшему двадцатилетнего возраста, право добровольно вступать в ряды вооруженных сил (закон 31 марта 1928 г, ст. 61).

С правом родителей держать детей при себе связано их право руководить детьми, контролировать их пере­писку, их знакомства, право запрещать детям всякое общение с другими лицами, которое родители считают опасным или предосудительным, право определять на­правление и объем образования, получаемого детьми, право определять вероисповедание детей и т. д. Очевидж, что государственный орган, к которому отец обра­тился бы за поддержкой во всестороннем осуществлении

своей власти, должен был бы эту поддержку оказать. Так, если ребенок отказался бы вернуться в отцовский дом, то он должен был бы быть водворен там manu milttar i (путем применения силы — лат.).

Напоминаем, что, и обратно, закон 23 июля 1942 года карает как отца, так и мать за злостное оставление семьи, если они на срок более двух месяцев покидают место своего проживания с целью уклониться от исполнения своих обязанностей в отношении детей.

846. II. Право применять исправительные меры. В чем эти меры заключаются. Не следует думать, что право применять в отношении детей исправительные меры заключается в том, что родители вправе наказывать, в частности, если это требуется, телесными наказа­ниями, своего недисциплинированного или испорченного ребенка. Родительское право на применение исправитель­ных мер в этом смысле есть вопрос среды и нравов. Наше законодательство упоминает о нем, лишь стремясь предотвратить злоупотребления этим правом (см. ниже, п. 870 и ел.).

Право применять исправительные меры, о котором идет речь в статье 375 и следующих нормах ко­декса, заключается в том, что родители могут, при опре­деленных условиях и соблюдая известные требования за­кона, поместить порочного или непокорного ребенка в со­ответствующее учреждение, для того чтобы сломить упорство ребенка или искоренить его дурные наклонно­сти. Это право родителей есть пережиток права дорево­люционной Франции. Долго считалось, что отец вправе потребовать заключения сына в тюрьму без какого бы то ни было акта судебной власти. Лишь принятое 9 марта 1763 года постановление в форме регламента (то есть имевшее нормативную силу) парижского парламента за­претило отцу пользоваться этим правом после достиже­ния детьми совершеннолетия. (Однако и после этого отец мог прибегнуть к получению соответствующего королев­ского приказа.)

847. Нормы, установленные гражданским кодексом в первоначальной редакции. Подобно праву дореволю-

596

Несовершеннолетние

Родительская власть

597

ционной Франции, гражданский кодекс трактовал право отца требовать тюремного заключения несовершеннолет­него ребенка не как наказание, а как дисциплинарную меру.

Поэтому лишение свободы по требованию, отца не сопровождалось никаким письменным производством, ника­кими судебными формальностями (ст. 378, ч. 1). Приказ об аресте даже е мотивировался. Нужно было, чтобы от принятия этой меры против ребенка не оставалось ника­ких следов, которые могли бы быть неблагоприятны для будущности ребенка. Но требовался, конечно, приказ председателя суда, ибо частное лицо не могло давать распоряжений органам государственного принуждения. Срок тюремного заключения был не свыше шести ме­сяцев.

При этом кодекс предусматривал осуществление от­цом своего права в различном порядке: а) в силу при­своенной ему власти отец требовал лишения ребенка свободы, не мотивируя своего требования, которого пред­седатель трибунала не мог отклонить. Этот порядок был применим до достижения ребенком шестнадцати лет и если притом у него не было собственного имущества и он не занимался самостоятельной профессией (ст. 376 и 380)

б) во всех остальных случаях отец должен был дей­ствовать путем просьбы, то есть изложить свою жалобу председателю, который оценивал ее обоснованность. Мать, осуществлявшая родительскую власть, имела право действовать только в этом втором порядке и притом с привлечением двух ближайших родственников (ст. 381).

848. Изменения, внесенные в 1935 и в 1938 годах.

По общему мнению, правила кодекса с приносили пользы и вместе с тем были опасны. Не говоря уже о том, что встречались попытки недостойного использования родителями своих прав в предосудительных целях, лише­ние свободы на шесть .месяцев не могло быть действи­тельным средством перевоспитания непокорного ребенка. Более того, оно приводило ребенка в соприкосновение с преступными элементами в собственном смысле слова и могло угрожать окончательным развращением ребенка.

Декрет 11 ноября 1885 года (ст. 30) требовал содержа­ния помещенных в тюрьмы детей в особых отделениях, но этот декрет соблюдался плохо.

Учитывая вое эти замечания и отправляясь от норм законов 28 июня 1904 года о трудновоспитуемых и пороч­ных детях, состоящих на попечении органов обществен­ного призрения, и закона 11 апреля 1908 года о прости­туции среди молодежи, декрет-закон 30 октября 1935 года, не затрагивая общих начал института, введенного кодек­сом, значительно изменил его сущность. Место дисципли­нарных мер заняли специальные меры воспитательные. Назначаются эти меры, с определением длительности их применения, председателем гражданского трибунала.

Председатель трибунала издает приказ не об аресте, а о помещении ребенка либо в воспитательное учрежде­ние (включение ребенка в коллектив), либо у частного лица (индивидуальное воспитание). Он определяет срок этого помещения, которое, во всяком случае, прекра­щается с достижением ребенком совершеннолетия. Отец не вправе, как прежде, сократить этот срок.

При всем этом декрет-закон 1935 года оставил в силе порядок осуществления родителями права на применение исправительных мер (в силу присвоенной им власти или путем заявления просьбы). Он сохранил и различия, связанные с осуществлением родительской власти отцом, с одной стороны, и матерью — с другой. Эти различия были упразднены с отменой законом 18 февраля 1938 года статьи 381.

849. Ордонанс 1 сентября 1945 года. Новая общая пе­рестройка статьи 375 и следующих гражданского кодекса была осуществлена ордонансом 1 сентября 1945 года.

Порядок производства стал единым. Компетентен ре­шить вопрос о помещении ребенка в определенное учреждение или к определенному лицу председатель три­бунала по делам о детях. Соответствующая просьба по­дается ему отцом или матерью либо даже другим лицом, которому вверено попечение о ребенке (ст. 376). Отец или мать могут заявить просьбу, даже если ребенок не проживает с заявителем, но при этом последний не ли­шен родительской власти.

598

Несовершеннолетние

Родительская власть

599

Председатель трибунала по делам о детях поручает соответствующему лицу собрать сведения о материаль­ном и моральном состоянии семьи, о характере ребенка и его наследственности, о его имущественном положении и об эвентуальной профессии ребенка.

Уже во время собирания этих сведений председатель может распорядиться, в соответствии с интересами ре­бенка, о месте его пребывания.

Председатель выслушивает самого несовершеннолет­него, жалобщика, другого родителя несовершеннолетнего и заключение прокурора. Поста появление председателя облекается в форму распоряжения. Если он считает это полезным, председатель отдает распоряжение о помеще­нии несовершеннолетнего (ст. 377) на определенный срок, не далее достижения им совершеннолетия, либо в воспитательное или благотворительное учреждение, либо у. частного лица, одобренного судебными или адми­нистративными органами.

.Распоряжение председателя, подлежащее немедлен­ному исполнению, может быть обжаловано в апелляцион­ном порядке в отделение апелляционной палаты, ведаю­щее делами о детях. Апелляционную жалобу могут при­мести прокурор, несовершеннолетний, лицо, подавшее заявление, .родитель, не являющийся заявителем. На­значенная председателем или отделением апелляционной палаты временная. мера может быть изменена или отме­нена также и назначившим ее судебным органом, как по собственной инициативе, так и по заявлению органа про­куратуры или другого лица, управомоченного на подачу такого заявления (ст. 381, в новой редакции).