Скачиваний:
5
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

836. Освобождение из-под власти — эмансипация.

В соответствии с идущими из Рима традициями наш за­кон предоставляет право лицу, несущему попечение о не­совершеннолетнем, по достижении последним определен­ного возраста, эмансипировать его, то есть освободить его из-под власти родителя или из-под опеки, хотя он еще не стал совершеннолетним. В таком случае несовершенно­летний получает право распоряжаться своей личностью и некоторую гражданскую дееспособность. Многие сделки он вправе совершать самостоятельно при совершении остальных ему содействует попечитель: законного пред­ставителя для совершения сделок за его счет у него бо­лее нет.

837. План изложения. Мы изучим в главе I .роди­тельскую власть над законными детьми, в главе II — опеку над законными детьми, в главе III —родительскую власть и опеку над внебрачными детьми, в главе IV — освобождение несовершеннолетних из-под родительской или опекунской власти и попечительство над ними, в главе V — санкции правил о недееспособности несовер­шеннолетних лиц.

1 Французский гражданский кодекс именует деликтами умыш­ленные противоправные действия, а квазиделиктами — правонаруше­ния, совершенные по неосторожности. В судебной практике это раз­личие значения не имеет, ибо ответственность за деликты и за квазиделикты однородна. — Прим. перев.

Родительская власть

591

Г л а в а I РОДИТЕЛЬСКАЯ ВЛАСТЬ

838. Определение. Общий характер родительской власти в современном праве. Родительская власть — это совокупность прав, закрепляемых законом за родителями в отношении личности и имущества их несовершеннолет­них детей, не освобожденных из-под родительской вла­сти. Родительская власть характеризуется следующими четырьмя основными чертами.

  1. Родительская власть принадлежит отцу и матери, но не восходящим. Правда, и восходящие, даже при жиз­ни отца и матери, пользуются определенными правами. Так, родители не могли бы без серьезных оснований про­тивиться свиданиям их ребенка с восходящими или пере­ писке между ними. После смерти родителей согласие а брак дается, в ° силу закона, восходящими они, в силу закона, входят в состав семейного совета, на них возла­гается законом опека над несовершеннолетним (см. также гражданский кодекс, ст. 935, ч. 3). Но ни одно из этих прав не позволяет восходящим вмешиваться в осу­ществление родительской власти родителями ребенка и контролировать его.

  2. Родительская власть, которая, по буквальному смыслу се названия, является отцовской властью, принад­лежит совместно отцу и матери однако осуществляется она, по общему правилу, отцом лишь в случае смерти отца, а также в некоторых особых случаях она осущест­вляется матерью.

  3. Родительская власть прекращается с достижением ребенком совершеннолетия или даже раньше, если не­ совершеннолетний освобожден из-под родительской вла-

См. Julliot deLa Мог and! ere, op. cit, n° 1095—1154.

сти. Правда, статья 371 обязывает детей независимо от возраста оказывать родителям уважение и почтение. Но это скорее предписание морали, чем подлинная правовая норма.

4. Родительская власть, которую, может быть, лучше было бы назвать родительским руководством, присваи­вается законом родителям в целях охраны, детей, и право­мочия, из которых эта власть складывается, не являются коррелятом обязанностей и ответственности, возлагаемых па родителей фактом рождения ими детей.

839. Римское право. В древнейшем римском праве paler, то есть глава семьи, осуществлял пожизненно почти такую же неограниченную власть над всеми своими ни­ сходящими независимо от их возраста, какая принадле­жала ему над рабами, входившими в состав familia . Юридическая личность нисходящих до такой степени по­глощалась личностью главы семьи, что у нисходящих не было собственного имущества.

Этот примитивный строй семьи существовал не так долго. В период империи родительская власть над лич­ностью детей сводится почти лишь к праву наказывать их. В области имущественной, начав с признания за сы­ном права собственности на peculium castrense и peculium quasicaslrense (имущество, приобретенное в связи с военной службой и имущество, приобретенное в связи с занятием невоенных государственных должностей — лат.), римское право пришло к закреплению за детьми права собственности на любое приобретенное ими имуще­ство peculium adventicium, кроме того, которое приобре­талось за счет средств, предоставленных отцом. Впрочем, право управления этим имуществом и право получения доходов от него — узуфрукт оставались за главой семьи.

840. Дореволюционное французское право. Такая же, как в римском праве, родительская власть признавалась и в стране писаного права. Но это была уже не пожиз­ненная власть. Власть над личностью подвластного

1 В древнейшем римском праве словом familia означались как подвластные домовладыке члены его семьи, так и рабы. — Прим. перев.

592

Несовершеннолетние

Родительская власть

593

прекращается с достижением подвластным совершенно­летия. Власть над его имуществом прекращается не толь­ко смертью отца, но и освобождением подвластного из-под власти отца, прямо выраженным или молчаливым. Мол­чаливым освобождением из-под власти признавался факт вступления подвластного в брак.

Наоборот, в стране обычного права действовало правило: Франция не знает родительской власти. Од­нако не надо понимать это правило буквально. В действи­тельности оно означало следующее.

  1. Родительская власть принадлежала не только отцу, но и матери.

  2. Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия, а также в случаях прямо выраженного освобождения из-под власти или освобождения молчали­вого, которым признавался факт вступления подвласт­ного в брак.

  3. Родительская власть простиралась только на лич­ность, но не на имущество детей. Дети не только явля­лись собственниками имущества, но отец, который управ­лял имуществом детей, не пользовался правом на доходы от этого имущества.

  4. Судебные органы осуществляли (в стране писа­ного права не меньше, чем в стране обычного права) контроль над родителями. Они были вправе принудить отца к освобождению из-под своей власти детей, с кото­рыми он жестоко обращался, которых он склонял к дур­ному поведению или лишал средств к жизни. Таким обра­зом, по обычному праву, родительская власть была такой же властью в целях охраны, как в праве современном.

841. Право периода революции и гражданский ко­декс. Законодательство периода революции еще больше ограничило родительскую власть. Положение декрета 28 августа 1792 года: Совершеннолетние не будут более подчиняться родительской власти, она будет распростра­няться только на несовершеннолетних, — было не чем иным, как распространением на всю Францию правил обычного права. Но другие частные изменения имели бо­лее глубокое значение. Так, родители утратили право ли­шать своих детей наследства. А это право значительно

укрепляло родительскую власть как в стране писаного права, так и в стране обычного права, (декрет 9 фруктидора II года, вопрос 23). Право налагать на детей нака­зание в виде лишения их свободы стало осуществляться не иначе как с одобрения особого семейного трибунала, и с утверждения председателя трибунала округа (декрет 16—24 августа 1790 г. об организации судов, титул X, ст. 15 и 16).

Гражданский кодекс, который в основном выразил и закрепил новую концепцию родительской власти, как власти, установленной прежде всего в интересах самого ребенка, сделал все же и некоторый шаг назад. В одном из своих положений кодекс ушел далеко назад даже от взглядов дореволюционной. Франции. Он присвоил роди­телям законное право пользоваться имуществом несовер­шеннолетних детей. Между тем французское обычное право никогда не давало родителям такого льготного права.

842. Преобразование родительской власти в новей­шее время. Организованный гражданским кодексом ин­ститут родительской власти подвергся в последние годы глубоким изменениям. С ослаблением семенных связей в результате возросшей легкости переезда людей с места . на место, с отливом в города сельского населения, кото­рый обусловлен главным образом развитием труда моло­дежи и детей, с падением нравов в результате вздоро­жания жизни и скопления больших масс неимущего на­селения родительская власть ослабла и стала часто скорее вредной, чем полезной. Сначала судебная практика, а за пей законодатель были вынуждены восполнять пробелы закона, устранять злоупотребления родительской властью, искать способов замены се в необходимых случаях попе­чением со стороны государства и соответствующих учре­ждений.