
- •Общее правило гкф
- •Относительная собственность
- •Условия применения общего правила французского права
- •Критика французской модели перехода права собственности
- •Договорное приобретение права собственности на движимые вещи по законодательству Российской империи в XIX - нач. XX в.
- •Переход права собственности посредством соглашения по советскому законодательству
- •Диспозитивность правила п. 1 ст. 223 гк рф
- •Возможные отступления от общего правила
- •Условие о мгновенном переходе права собственности
- •Определенность отчуждаемой вещи
- •Двойная продажа одной и той же вещи
- •Защита приобретателя-собственника, не получившего владение
Возможные отступления от общего правила
Р. Сакко:
Существует три значимых для перехода права собственности элемента: соглашение о переходе, обоснование соглашения и передача.
Для транслативного эффекта может быть использован лишь один элемент либо несколько элементов. В зависимости от комбинации элементов мы получим модели договорного приобретения права собственности: классическую римскую модель каузальной передачи (иначе - римско-голландскую модель), французскую консенсуальную модель, германскую модель абстрактного вещного договора.
По мнению Р. Сакко, римская модель предполагает наличие двух элементов: соглашения о переходе и передаче.
Р.Циммерманн:
Классическая модель подразумевает договор, порождающий обязательства и одновременно служащий justa causa (а, следовательно, уже содержащий в себе волю на переход права собственности), и передачу, которая также является волевым действием. Получается, что воля, направленная на перенос права, выражается не в одном, а в двух актах: в основании и в передаче.
=» в нашем праве, несмотря на то, что принцип разъединения обязательственной и распорядительной сделок не проводится, принято действующее по умолчанию правило о переходе права собственности, близкое к общему правилу римско-голландской модели (ст. 218, 223 ГК).
Допуская отступление от этого правила по воле сторон договора, закон:
дает сторонам возможность уйти от необходимости совершать передачу для перенесения права собственности и одним волеизъявлением выразить волю и на установление обязательств, и на переход права собственности.
не устанавливает закрытого перечня суррогатов передачи и не требует их использования при отходе от общего правила.
усмотрение сторон ограничено в том, что момент возникновения права можно отнести лишь на настоящее (момент заключения договора) или на будущее время, и в том, что можно отказаться лишь от передачи как от элемента, необходимого для перенесения права собственности.
Остальные элементы - волеизъявление сторон о переходе права собственности и основание - должны присутствовать всегда.
Во-первых, без выраженной воли на переход права не будет производного приобретения.
Во-вторых, основание (обязательственный элемент, объясняющий переход права) должно наличествовать в силу п. 2 ст. 218 ГК, согласно которому право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Это исключает использование германской модели с ее абстрактным вещным договором.
Fazit: По российскому праву стороны могут изменить действующее по умолчанию правило о возникновении права собственности у приобретателя в момент передачи вещи и связать переход этого права с заключением договора или каким-либо моментом в будущем (ст. 491 ГК), выведя передачу из числа элементов, необходимых для достижения транслативного эффекта. Иными словами, стороны могут избрать два пути: 1) заключить не переносящий непосредственно вещное право обязательственный договор, а затем совершить передачу вещи или 2) заключить договор, влекущий два вида последствий: вещные и обязательственные.