Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
1.21 Mб
Скачать

В. Ф. Попондопуло механизм реализации и защиты прав предприятий

Свобода предприятия, признание его товаропроизводителем — необходимое условие нормального развития современной экономи­ки1. Действующее законодательство2 закрепляет свободу предприятий путем признания за ними субъективных прав, через которые пред­приятия приобретают широкую свободу, возможность для собственных, построенных на своем интересе действий, разумеется, в рамках, определенных законом.

Значение законодательства для свободы предпринимательской деятельности состоит не только в том, что им определяются пределы свободы действий предприятий, но и в том, что оно устанавливает правовые средства и механизмы для реализации и защиты прав пред­приятий, то есть юридически гарантирует свободу предприятий, делает ее реальной.

Важнейшей гарантией реализации и защиты прав предприятий яв­ляется закрепленный действующим законодательством принцип «до­зволено все, что не запрещено законом», который призван полностью исключить неясности в вопросе законности либо незаконности дей­ствий предприятия в сфере экономики. Отныне необходимо исхо­дить из того, что предприятию разрешается любая экономическая деятельность, не запрещенная законом. Названный принцип нашел закрепление во многих нормативных актах, определяющих правовое положение тех или иных видов предприятий и условий их деятель­ности. Он определяет весь облик хозяйственной деятельности в усло­виях перехода к рынку.

Реализацию прав предприятия следует отличать от реализации его обязанностей, поскольку стимулы реализации тех и других — ин­тересов предприятия как субъекта прав и как субъекта обязанностей — различны3.

В отношении субъективного права — это интерес, формируемый экономическими обстоятельствами. Реализация предоставленной предприятию как управомоченному лицу возможности зависит от его

1 См.: Скловский К. И. О свободе лица в гражданском правоотношении // Советское государство и право. 1991. № 9. С. 132.

2 См.: Ст. 4, 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Экономика и жизнь. 1991. № 4; Ст. 5, 6 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик // Ведомости Съезда Народных депутатов CCCP и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733; Ст. 1- Закона СССР «О предприятиях в СССР» // Там же. 1990. № 25. Ст. 460.

3 См.: Гукасян Р. Е. Концепция слияния прав и обязанностей и административно-командные методы управления // Советское государство и право. 1989. № 7. С. 33.

воли. Оно самостоятельно выбирает вариант поведения на рынке с целью удовлетворения своего интереса и прежде всего самостоятель­но решает — реализовать или не реализовать предоставленную ему законом возможность.

Всякое субъективное право имеет социальную ценность лишь по­стольку, поскольку его можно осуществить, то есть реализовать те возможности, которые оно предоставляет субъекту. По новому зако­нодательству основную массу как раз и составляют права предприя­тия, реализация которых всецело зависит от усмотрения предприя­тия. Гражданская правосубъектность предприятия занимает доми­нирующее положение в ряду его правосубъектностей. В Основах гражданского законодательства (ст. 5.1) это нашло выражение в сле­дующем: «...юридические лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту». Это новелла, поскольку в прежних Основах такого положения не было.

Значительно меньшую часть составляют права предприятия, для реализации которых по действующему законодательству требуется согласование с уполномоченным органом. Это касается главным об­разом прав, возникающих в сфере интересов других лиц, в частности государства, в связи с осуществлением предприятием лицензиру­емых видов деятельности. В таких случаях возникает проблема пределов осуществления прав предприятия4.

Предприятие в своей деятельности должно соблюдать закон­ность, в частности использование им своих прав не должно нару­шать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. Установление в законодательстве правовых гарантий обеспечения ре­ального осуществления субъективных прав предприятия предполагает также гарантированность и правовую защиту интересов других лиц, которые могут быть нарушены в процессе осуществления прав предприятия. Одной из правовых форм обеспечения этих интересов является закрепление определенных границ (пределов) осуществле­ния прав (ст. 5.2 Основ гражданского законодательства), без кото­рых право превращается в свою противоположность — произвол и тем самым вообще перестает быть правом.

Осуществление прав предприятия может быть ограничено не только законодательством, но и договором, моральными принципами общества, правилами деловой этики, назначением самого права и не­которыми иными обстоятельствами. Однако в пределах, допускаемых этими обстоятельствами, управомоченное предприятие свободно и действует по своему усмотрению.

Обратимся к механизму реализации обязанностей предприятия.

4 См.: Грибанов В. П. Пределы осуществления, и защиты гражданских прав. М., 1972. С. 18.

У предприятия как обязанного лица иной стимул — стремление из­бежать применения к нему принуждения в случае неисполнения обязанности. Воля предприятия не свободна, она причинно обуслов­лена волей управомоченного лица, требующего определенного пове­дения от предприятия как обязанного лица. Поэтому интерес пред­приятия как обязанного лица — точное выполнение требований управомоченного, в противном случае наступит его ответственность.

Таким образом, закрепляя права и возлагая обязанности, зако­нодатель должен учитывать механизм их реализации. Наделение субъективными правами оправданно тогда, когда субъект сам стремится к их реализации, когда у него есть естествен­ный побудитель деятельности — интерес. Для предприятий в условиях рынка — это прибыль, от получения и распоряжения которой зависит благополучие собственника предприятия и его тру­дового коллектива, а в конечном счете и всего общества. Новые законы о предприятиях, в отличие от прежнего законодательства, стремятся это учесть.

Когда у субъекта нет естественного побудителя деятельности, а деятельность необходима обществу, на субъекта должна быть воз­ложена обязанность, обеспеченная возможностью принуждения. При этом общество (законодатель) не должно злоупотреблять этим правовым средством. Возложение обязанности должно производиться в исключительных, действительно общественно необходимых слу­чаях. Это прежде всего экологические требования общества, тре­бования о социальной защищенности определенных слоев населения в условиях рынка, требования о добросовестной конкуренции пред­приятий и ряд других.

Механизм реализации прав не должен подменяться механизмом реализации обязанностей. В новых нормативных актах о предприяти­ях, и прежде всего в законе РСФСР «О предприятиях и предприни­мательской деятельности», в наиболее полной мере проводится это различие. Учитывая специфику предпринимательской деятельности, стремление предприятий (предпринимателей) к удовлетворению сво­их интересов, законодатель отказался от детальной регламентации отношений, связанных с хозяйственной деятельностью, и пошел по пути предоставления предприятиям широкой свободы в принятии конкретных решений.

Реальность осуществления прав зависит от многих экономиче­ских, политических, организационных и других условий. Вместе с тем, заинтересованные лица должны иметь такие эффективные правовые средства, которые бы с юридической стороны обеспечи­вали их права, достижение необходимых результатов. В законода­тельстве должно быть предусмотрено все необходимое для обеспе­чения реализации соответствующих прав. Оно должно состоять не из деклараций, а из правовых норм, закрепляющих права лиц; обя-

занности других лиц, призванных обеспечить удовлетворение инте­ресов управомоченных; санкции, обеспечивающие надлежащее испол­нение обязанностей; процессуальные формы защиты прав и охра­няемых законодательством интересов управомоченных лиц.

Во взаимодействии названных мер, собственно, и заключается механизм реализации и защиты прав. Новое законодательство РСФСР о предприятиях, об условиях их деятельности, об арбитраж­ном суде в основном отвечает этим требованиям.

Как уже отмечалось, в процессе реализации и защиты прав пред­приятий доминирует общедозволительное начало правового регулиро­вания. Вместе с тем, в правовом регулировании хозяйственной деятельности используются также разрешительное («запрещено все, кроме дозволенного») и обязывающее («дозволено только это») начала5. Интересно проследить, как эти правовые начала проявляют себя во взаимоотношениях предприятия с другими лицами: госу­дарственными органами, другими предприятиями и гражданами, структурными подразделениями предприятия.

Так, во взаимоотношениях с государственными органами на пред­приятие распространяется обще дозволительное начало регулирования (ему дозволено все, что не запрещено законодательством), а на государственные органы — разрешительное (им запрещено все, кро­ме дозволенного законодательством). Соответственно реализация прав предприятия обеспечивается обязанностью государственных органов соблюдать общий запрет — воздерживаться от соверше­ния действий, препятствующих предприятию свободно в рамках за­кона осуществлять свои права. Право на экономическую деятель­ность — это абсолютное право предприятия. Именно поэтому незаконные акты государственных органов в отношении предприятия признаются недействительными, а причиненный ими вследствие этого ущерб предприятию подлежит возмещению этими органами. Перечень прав государственных органов в отношении предприятия должен быть закреплен в законодательстве, определяющем компетен­цию данного органа. Такое распределение начал правового регу­лирования в отношениях «государство — предприятие» позволяет умерить произвол органов власти, упорядочить их деятельность.

Во взаимоотношениях с другими прeдпpиятиями и гражданами на предприятие также распространяется общедозволительное нача­ло регулирования, но в такой же мере, как и на другие предприятия и граждан. Дело в том, что организации (как юридические лица) и граждане в равной -мере свободны и действуют на общедозволи­тельных началах. Только благодаря договору как акту свободной воли в высшей степени демократично соединяются воля и интересы

5 См.: Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М„ 1989. С. 89, 103.

экономически и юридически самостоятельных партнеров. После зак­лючения договора, в результате взаимного саморегулирования, на передний план во взаимоотношениях партнеров выдвигается обязы­вающее начало (партнерам дозволено только то, что обусловлено договором). Возникает обязательство, в котором реализация прав предприятия обеспечивается обязанностями партнера.

Во взаимоотношениях со своими подразделениями на предприя­тие также распространяется общедозволительное начало регулиро­вания. Подразделения предприятия обладают правами, предусмот­ренными законом, уставом предприятия и решениями его органов управления. Следовательно, в отношении подразделений предприятия действует не общедозволительное, а прямо противоположное — раз­решительное начало регулирования (подразделениям запрещено все, кроме прямо дозволенного). Реализация прав предприятия обеспечи­вается обязанностью каждого структурного подразделения выпол­нять требования закона, устава предприятия и решений его органов управления.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что по действую­щему законодательству о предприятиях хозяйственная деятельность предприятия во всех своих проявлениях подчиняется общедозволи­тельному правовому режиму. Права других лиц, взаимодействую­щих с предприятием, подчиняются иному правовому режиму — разрешительному или обязывающему, что ограничивает или вовсе исключает возможность их вмешательства в хозяйственную деятель­ность предприятия. Поэтому права других лиц, взаимодействую­щих с предприятием, должны быть точно регламентированы зако­нодательством, договором, уставом предприятия либо иными индиви­дуальными актами регулирования.

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23