Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / КНИГИ1г / К о м м е н т а р и и / Комментарии к Кодексу торгового мореплавания, 01.02.2000.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
4.09 Mб
Скачать

§ 1. Комментируемая статья соответствует ч. 2 ст. 6 Конвенции о столкновении 1910 г.

§ 2. Поскольку вина судов в столкновении не презюмируется, бремя ее доказывания возлагается на другую сторону. Если потерпевшими от столкновения явились оба судна, то каждая из сторон должна представить доказательства вины другого судна в столкновении. Таким образом, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами вины судна в столкновении являются материалы расследования аварий соответствующими органами, записи в судовом и машинном журналах, показания курсографа, справки метеослужбы и т.д. В сложных делах одним из видов доказательств вины судна в столкновении является заключение судоводительской экспертизы.

Глава XVIII. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью

Статья 316. Основания ответственности собственника судна

1. Собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных статьями 317 и 318 настоящего Кодекса.

2. В настоящей статье и последующих статьях настоящей главы:

1) судном является любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, если судно, способное перевозить нефть, рассматривается в качестве такого судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого следующего за такой перевозкой рейса, если не доказано отсутствие на его борту остатков от такой перевозки нефти наливом;

2) потерпевшим лицом является гражданин, юридическое лицо, государство или любая его составная часть;

3) собственником судна является лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна. В случае, если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация;

4) нефтью является любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна;

5) ущербом от загрязнения являются:

ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты;

расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб;

6) предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения;

7) инцидентом является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.

Комментарий к статье 316

§ 1. Глава XVIII КТМ воспроизводит положения Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., дополненной и измененной Протоколом 1992 г. Конвенцию 1969 г., дополненную протоколом 1992 г., принято называть Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (далее - Конвенция 1992 г.). В связи с тем, что ее имплементация в правовую систему России осуществлена с принятием внутригосударственного акта - КТМ, толкование и применение главы XVIII последнего надлежит осуществлять с учетом положений Конвенции 1992 г.

§ 2. Пунктом 1 комментируемой статьи установлена так называемая "строгая" ответственность за ущерб от загрязнения нефтью. Для возложения такой ответственности не требуется наличия вины. Потерпевшему достаточно доказать размер понесенного ущерба, а также существование причинной связи между фактом разлива и причинением вреда. Ответственность возлагается на собственника судна.

Правилами главы XVIII устанавливается ответственность, в значительной степени отличающаяся от внедоговорной ответственности по гражданскому праву, в частности от ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

Владелец источника повышенной опасности не всегда отвечает по более строгим правилам, установленным ст. 1079 ГК. Постановлением Пленума ВС РФ N 3 от 28 апреля 1994 г. "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" (п. 18) определено, что ответственность по правилам для источника повышенной опасности наступает только в том случае, если вред возник в результате действия источника повышенной опасности (например, при движении автомобиля, работе механизма, самопроизвольном проявлении вредоносных свойств, материалов, веществ и т.п.). В этой связи под действие ст. 1079 не подпадают стоящий автомобиль, судно. Для применения правил ст. 1079 необходимо установить наличие связи между наступлением вреда и деятельностью, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда. В соответствии с положениями главы XVIII причинение ущерба от загрязнения с судов нефтью не требует доказывания вышеуказанного обстоятельства. Ответственность, следовательно, наступает по правилам, сходным, но не идентичным правилам 1079 ГК.

Для наступления ответственности по правилам ст. 1079 ГК РФ необходимо наличие трех условий: 1) наступление вреда; 2) противоправность поведения причинителя вреда; 3) наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда. Ответственность владельца источника повышенной опасности наступает при отсутствии вины, в том числе и за случайное причинение вреда.

Правила главы XVIII в целом соответствуют вышеизложенным положениям. Исключение составляет правило о лице, на которое возлагается ответственность. В соответствии со ст. 1079 владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее таким источником.

Глава XVIII в отличие от указанного правила устанавливает, что только собственник судна, а не иные лица, отвечают за вред, причиненный загрязнением. КТМ не освобождает собственника судна (страховщика его ответственности или лиц, предоставивших иное финансовое обеспечение) от ответственности за вред, если судно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, и не возлагает ее на таких лиц. В ряде случаев такие действия могут подпадать под положения ст. 317 КТМ, освобождающей собственника судна от ответственности по другим основаниям.

Непреодолимая сила, являющаяся основанием для освобождения от ответственности, понимается различно ГК и КТМ. По КТМ лишь наиболее вредоносные проявления непреодолимой силы (военные действия, чрезвычайные стихийные явления) являются основаниями для освобождения от ответственности.

Необходимость специального регулирования правоотношений, подпадающих под действие главы XVIII, обусловлена катастрофическими последствиями разливов нефти при ее перевозках на танкерах.