Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / КНИГИ1г / К о м м е н т а р и и / Комментарии к Кодексу торгового мореплавания, 01.02.2000.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Вступительная статья

Новый Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, вступивший в силу с 1 мая 1999 г., подвел итог целой эпохи развития деятельности морского транспорта страны. Известно, что это уже третий кодекс, принятый в XX столетии: первый Кодекс торгового мореплавания Союза ССР был принят в 1929 г., второй - в 1968 г.

Международный характер торгового мореплавания всегда являлся основным критерием при создании этих морских законов. Морской флот страны никогда не уходил и не мог уходить от рыночных отношений независимо от внутренней политики развития промышленности и транспорта и государственной собственности на средства транспорта, которая являлась превалирующей. Морской флот, который по тоннажу занимал одно из ведущих мест в мире, участвовал в международных перевозках и являлся достойным и надежным партнером. Высокое качество транспортных услуг зависело не только от хорошего технического состояния флота и отличной подготовки экипажей, но и от правового регулирования всей морской деятельности.

Разумеется, действовавшее в СССР законодательство не могло не сказываться на некоторых институтах морского права. Государственная собственность на морские суда приводила к существенным ограничениям. Например, в собственности граждан могли находиться суда вместимостью не более 10 регистровых тонн, а суда, осуществляющие морские перевозки грузов и пассажиров, находились, как правило, в оперативном управлении государственных судоходных предприятий. В стране безраздельно господствовала доктрина иммунитета государственных судов независимо от того, осуществляли ли они государственные, публичные функции или использовались в коммерческих целях, что, в свою очередь, делало невозможным участие страны в международных договорах, в которых такой иммунитет не признавался. В течение десятилетий применялся двойной подход: официально провозглашался иммунитет государственных судов и отрицалась возможность их ареста по требованиям имущественного характера без согласия правительства, а на практике эта доктрина игнорировалась не только партнерами пароходств, но и самими пароходствами.

Плановый характер перевозок грузов влек за собой создание в КТМ двух видов норм: одни применялись к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, другие - к отношениям с иностранными партнерами. Объем диспозитивных норм при перевозках грузов во взаимоотношениях между отечественными организациями был неоправданно сужен.

Принятию нового КТМ предшествовала дискуссия об органах, на которые возлагается государственный надзор за безопасностью мореплавания. Решение, содержащееся в КТМ (ст. 6), закрепляет существующее на практике положение, согласно которому государственный надзор, как правило, осуществляется Министерством транспорта. Из этого общего правила сделано лишь два исключения: государственный надзор за судами рыбопромыслового флота и соответственно контроль в морских рыбных портах осуществляет Госкомрыболовство, а за спортивными и прогулочными судами - в порядке, определяемом правительством. Не изменен порядок технического надзора и за маломерными судами.

В новом КТМ отсутствует глава о морских портах, однако это связано не с тем, что законодатель не считает необходимым уделять им внимание, которое уделялось портам в КТМ 1968 г. Наоборот, правовому режиму морских портов и портовой деятельности должен быть посвящен специальный закон, создание которого и предусмотрено в ст. 9 Кодекса. В этом законе должны быть решены и вопросы создания единой морской администрации в портах, имеющих смежные акватории, где функционирование единой администрации будет признано целесообразным.

Большее внимание уделяется в КТМ и регистрации судов и прав на них. Практически заново создана система регистрации, в основе которой лежит новое гражданское законодательство, в том числе законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учитывая международный опыт, дополнительно к Государственному судовому реестру созданы бербоут - чартерный реестр и реестр строящихся судов.

Новый Кодекс учитывает также современную тенденцию о повышении роли в безопасности мореплавания государственного портового контроля - ему посвящена отдельная глава. Принципиальным является положение Кодекса (п. 2 ст. 1), согласно которому имущественные отношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Исходя из этого положения большинство правил, регулирующих перевозку груза и пассажиров, тайм - чартер, бербоут - чартер, договор буксировки, морского страхования, общую аварию и т.д., применяются, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Только в некоторых случаях, прямо указанных в КТМ, соглашение сторон, не соответствующее правилам, является ничтожным. В основном это связано с обязательствами России, вытекающими из ее участия в ряде международных договоров. Следует напомнить, что при подготовке проекта КТМ рассматривался вопрос о присоединении к международным конвенциям, как принятым в прошлые годы, так и к новейшим, отражающим современные тенденции развития международного частного морского права. Так, Россия присоединилась к Международной конвенции о спасании 1989 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г., Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. и Протоколу 1996 г. к этой конвенции, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. и Протоколу 1968 г. (Гаагско - Висбийские правила), Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 г. Последняя конвенция особенно важна для российских судовладельцев, поскольку от того, соответствует ли национальное законодательство по морским залогам и ипотекам общепринятым правилам, зависит возможность получения кредитов на покупку и строительство судов. Участие России в Конвенции 1993 г. и включение ее норм в КТМ будут способствовать уверенности кредиторов в надлежащем обеспечении средств вкладываемых в развитие российского флота.

В связи с принятием нового Кодекса предстоит осуществить большую работу по приведению правил, инструкций и иных актов, принятых Министерством, в соответствие с КТМ, а также внести в Правительство предложения о принятии им нормативных правовых актов, вытекающих из Кодекса. Определенные изменения потребуется внести в законодательные акты, например в АПК, ГПК, Закон "Об исполнительном производстве". Все эти изменения будут учтены при последующих изданиях Комментария.

Всякая кодификация начинается с принятия соответствующего кодификационного акта, однако этим не заканчивается. Требуется время для единообразного понимания правил, содержащихся в этом акте, и применения их на практике. Россия стала стороной многих международных договоров, нормы которых являются результатом усилий государств (в том числе и нашей страны) по унификации целых институтов морского права. В государствах - участниках этих договоров уже накопилась судебная и арбитражная практика разрешения споров, вытекающих из применения унифицированных норм. Очень важно, чтобы российские суды, в том числе и арбитражные, Морская арбитражная комиссия учитывали эту практику при рассмотрении споров в России и наши торговые партнеры были уверены, что они не столкнутся с неожиданным толкованием российским судом хорошо известных норм, содержащихся в конвенциях по унификации. В этой связи издание настоящего комментария к КТМ должно оказать большую помощь всем организациям и гражданам, как пользующимся услугами морского транспорта, так и оказывающим такие услуги.

Министр транспорта

Российской Федерации

С.ФРАНК

30 апреля 1999 года N 81-ФЗ