Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / КНИГИ1д / Новоселова Л.А / Новоселова Л.А. - Финансирование под уступку денежного требования.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
860.67 Кб
Скачать

Исполнение обязательства должником до получения уведомления

При разработке проекта Конвенции в основу положений, определяющих для должника последствия уступки, был положен принцип, в соответствии с которым до получения должником уведомления об уступке он может быть освобожден от ответственности посредством платежа в соответствии с первоначальным договором (п.1 ст.19 проекта Конвенции*(215)).

Должник имеет право до получения уведомления исполнить обязательство цеденту или другому лицу либо на счет или по адресу, указанному в первоначальном договоре. Этим другим лицом может быть и цессионарий. Такое положение может сложиться при так называемом "закрытом факторинге", когда цедент дает указания должнику о платеже на счет цессионария, но не информирует (не уведомляет) его об уступке. Для целей исполнения должником первоначального договора должник будет производить исполнение третьему лицу, погашая при этом обязательства перед своим первоначальным кредитором (цедентом). В этом случае цессионарий не приобретет никаких прав из первоначального договора в отношении должника.

В результате обсуждения было принято решение не указывать прямо на возможность того, что должник может произвести платеж либо цеденту, либо цессионарию, чтобы избежать подрыва таких видов практики, как секьюритизация, когда обычно предполагается, что должник продолжает платить цеденту. Ссылка на платеж "в соответствии с первоначальным договором", а не на платеж цеденту призвана сохранить право цедента и должника договариваться о любом виде платежа, позволяющего удовлетворить их нужды (платеж на банковский счет без указания владельца счета или платеж третьему лицу и т.д.)*(216).

Значение простой осведомленности должника об уступке

Поскольку уступка является действительной с момента заключения договора уступки, должник, зная об уступке, может пожелать погасить свой долг, уплатив цессионарию до получения уведомления.

Факту осведомленности должника об уступке, как было показано выше, может придаваться различное значение. Наиболее существенным является вопрос о том, имеет ли осведомленность о произведенной уступке такие же последствия, как и получение уведомления, и лишает ли это обстоятельство должника права исполнить обязательство, произведя платеж цеденту.

При обсуждении этой проблемы высказывались различные точки зрения.

Согласно одному мнению сам факт "осведомленности" должника об уступке должен признаваться альтернативным основанием для возникновения у должника обязательства произвести платеж цессионарию. Предоставление должнику возможности произвести платеж цеденту в случаях, когда должник действительно знает об уступке задолженности, например в результате устного уведомления, противоречило бы принципу добросовестности.

Согласно другой точке зрения возникновение у должника обязанности произвести платеж цессионарию должно быть обусловлено исключительно получением уведомления об уступке.

Подход, предусматривающий получение уведомления, имеет важное значение для обеспечения защиты должника, поскольку должны быть устранены любые сомнения в вопросе том, кому должник должен произвести платеж в целях освобождения от ответственности. В том случае, когда вопрос об освобождении должника от ответственности ставится в зависимость от его осведомленности, увеличивается риск возникновения ситуации, при которой должник произведет платеж дважды, если позднее будет доказано, что никакой уступки не было. Кроме того, приведенный подход соответствует принципу, согласно которому правовое положение должника не должно меняться в результате уступки*(217).

При обсуждении указывалось также, что на практике стороны нередко предусматривают, что должник будет продолжать производить платежи цеденту до получения уведомления, а иногда и после. В качестве примера приводились сделки секьюритизации, в рамках которых должник обычно знает о совершенной уступке или получил соответствующее уведомление, однако продолжает производить платежи цеденту, поскольку в роли цессионария выступает специальная корпорация, учрежденная с единственной целью - выпускать и продавать ценные бумаги, в которой не существует подразделения, занимающегося получением платежей по уступленной дебиторской задолженности*(218). В этих случаях предоставление права цеденту производить платежи цессионарию, основываясь только на осведомленности об уступке, могло бы принести ущерб такого рода практике.

Если сам факт осведомленности должника о произведенной уступке будет основанием для возникновения у него обязанности произвести платеж цессионарию, то становится необходимым четко определить, что представляет собой осведомленность, кто должен доказывать осведомленность, каким должно быть содержание этой осведомленности, как осведомленность об уступке должна рассматриваться в случае нескольких уступок одной и той же дебиторской задолженности*(219).

В целях исключения неопределенности в положении должника, который знает или может знать об уступке, но не получил уведомления, было принято решение о том, что простая осведомленность об уступке не должна рассматриваться в качестве обстоятельства, заменяющего уведомление, и вызывать изменение способа, с помощью которого должник мог бы исполнить свое обязательство. "Хотя приведение деловой практики в соответствие со стандартами добросовестности является важной целью, она не должна достигаться за счет определенности. Степень определенности снизится, если осведомленность об уступке будет приводить к изменению способа, с помощью которого должник может исполнить свое обязательство"*(220).