Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / КНИГИ1д / Новоселова Л.А / Новоселова Л.А. - Финансирование под уступку денежного требования.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
860.67 Кб
Скачать

Средства правовой защиты должника в отношении цессионария

Обеспечивая интересы должника при уступке, большинство правовых систем определяют те средства правовой защиты, к которым должник может прибегнуть в отношении цессионария. Одним из важнейших средств правовой защиты является право должника на сохранение возражений, включая право на зачет.

Различные правовые системы содержат положения, направленные на обеспечение права должника заявлять против требования нового кредитора те возражения, которые у него имелись в отношении первоначального кредитора. Так, статьей 404 германского Гражданского уложения (далее - ГГУ) предусматривается, что должник может предъявить новому кредитору те возражения, которые имелись у него на момент уступки требования против первоначального кредитора*(180).

Давая характеристику права стран немецкой правовой семьи, зарубежные исследователи отмечали, что "сам факт уступки - поскольку она осуществляется без согласия должника - не может служить основанием для ограничения круга его возражений цессионарию по сравнению с цедентом. Если должник по иску цедента может заявить в свою, защиту, что требование не возникло или отпало впоследствии или признано погашенным, просрочено или оспорено, то с помощью этих аргументов он может защищаться и против иска цессионария (параграф 404 ГГУ, ст.169 швейцарского Закона об обязательственном праве; параграф 1396 австрийского Гражданского уложения).

При этом ему предоставляется право использовать в свою защиту факты, которые появились уже после того, как он узнал о цессии, при условии, однако, что возможность подобной защиты вытекала из самой природы обязательства, подлежащего погашению, еще до его "уступки"*(181).

Аналогичный подход прослеживается и в отношении зачета. Статья 406 ГГУ "Зачет в отношении нового кредитора" устанавливает, что должник может предъявить к зачету против требования нового кредитора имеющиеся у него требования к первоначальному кредитору, за исключением случаев, когда он в момент приобретения требования знал об уступке либо когда срок взыскания по требованию наступил после того, как должник узнал об уступке, и после того, как наступил срок взыскания по уступленному требованию*(182). Тот же подход нашел отражение и в статье 169 швейцарского Закона об обязательственном праве*(183).

Гражданский кодекс Франции исходит из необходимости "принятия должником" совершенной уступки. Его статьей 1295 предусматривается, что должник, безоговорочно принявший уступку кредитором его требования третьему лицу, не может более выставить против лица, которому уступлено требование, возражение о зачете, которое он мог бы предъявить до принятия им уступки против лица, уступившего требование. Что же касается уступки требования, которая не была принята должником, но о которой он был уведомлен, то эта уступка препятствует зачету лишь тех требований, которые возникли после этого уведомления*(184).

Единообразный торговый кодекс США содержит специальные положения, направленные на урегулирование отношений между должником и цессионарием при уступке, произведенной для целей обеспечения, в том числе и определяющие права должника на возражения. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9-318 Единообразного торгового кодекса "Возражения против цессионария. Изменение договора после уведомления о цессии. Недействительность оговорки о запрещении цессии. Идентификация и доказывание цессии", если должник по счету не заключил соглашения, к выполнению которого он может быть принужден через суд, о незаявлении возражений или притязаний, вытекающих из продажи согласно статье 9-206, права цессионария подчинены:

а) всем условиям договора между должником по причитающемуся платежу и цедентом и всем возражениям и притязаниям, вытекающим из этого договора;

б) любым иным возражениям или притязаниям должника по счету против цедента, которые возникли до того, как этот должник получил уведомление о цессии*(185).

В результате изучения подходов правовых систем к определению средств правовой защиты должника при уступке права Комиссия ООН по праву международной торговли выявила существенные различия в определении того, какие средства правовой защиты могут быть использованы (только из договора, связывающего цедента и должника, из других связывающих их обязательств), на какой момент они должны существовать (на момент уступки, на момент получения уведомления об уступке, на момент платежа, независимо от перечисленных выше обстоятельств)*(186).

В результате проведенной работы в проекте статьи 20 Конвенции было закреплено право должника на все возражения и право на зачет в отношении цессионария, на которые он мог бы ссылаться в отношении цедента:

"1) Если цессионарий предъявляет должнику требование произвести платеж по уступленной дебиторской задолженности, должник может ссылаться в отношении цессионария на все вытекающие из первоначального договора и любого другого договора, являющегося частью той же сделки, возражения или права на зачет, которые должник мог бы использовать, если бы такое требование было заявлено цедентом.

2) Должник может ссылаться в отношении цессионария на любое другое право на зачет при условии, что оно имелось у должника в момент получения уведомления об уступке.

3) Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, возражения и права на зачет, на которые согласно статье 11 мог бы ссылаться должник в отношении цедента в связи с нарушением договоренностей, ограничивающих каким бы то ни было образом право цедента уступать свою дебиторскую задолженность, не могут быть использованы должником в отношении цессионария "*(187).

В проекте Конвенции не определяются понятия "возражения" и "право на зачет", поскольку эти понятия имеют различное содержание в разных правовых системах.

Проект пункта 1 статьи 20 Конвенции был призван охватить все вытекающие из первоначального договора обстоятельства, влияющие на обязанность должника, без какого бы то ни было ограничения. В частности, должник может ссылаться на право на расторжение договора, например, по причине ошибки, мошенничества или принуждения, на освобождение от ответственности за неисполнение договора, например, из-за не зависящего от сторон непредвиденного препятствия, на встречные требования по первоначальному договору.

Должник не лишен возможное и ссылаться на возражения и права на зачет, вытекающие из договоров, тесно связанных с первоначальным договором (например, соглашение о техническом обслуживании или предоставлении других услуг, заключенное с связи с первоначальным договором купли-продажи).

На возражения и права на зачет, вытекающие из первоначального договора и связанных с ним договоров, должник вправе ссылаться независимо от того, когда они возникли - до или после момента уступки.

В отношении права на зачет, возникшего из обязательства иного, чем первоначальный договор и связанные с ним сделки, установлены ограничения. На такие права нельзя ссылаться в отношении цессионария, если они возникли после уведомления об уступке Выбор такого подхода обосновывается тем, что "права осмотрительного цессионария, который уведомляет должника, не должны ставиться в зависимость от прав на зачет, вытекающих в какой-то момент из отдельных деловых отношений между цедентом и должником или других событий, о которых цессионарий, как разумно ожидать, не мог быть осведомлен"*(188).

Проект пункта 3 статьи 20 Конвенции направлен на исключение возможности для должника ссылаться в отношении цессионария на нарушение цедентом договорного ограничения на уступку в качестве основания для возражения или зачета.