Учебный год 22-23 / Егоров А.В._Некоторые проблемы опубликования сведений, связанных с банкротством (на примере отсутствующего должника)
.docПо-видимому, опираясь на принцип минимизации процессуальных издержек, целесообразно было бы признать, что публикация по статье 54 о судебном акте, принятом арбитражным судом, оказывается поглощенной с точки зрения объема публикуемых сведений публикацией по статье 128: во второй публикации присутствуют сведения и о должнике, включая его адрес, и о наименовании арбитражного суда, и о номере дела о банкротстве, и о дате принятия судебного акта, и о наименовании вводимой процедуры банкротства (пункт 5 статьи 28, к которому сделана отсылка в статье 54 Закона 2002 года). Коллизия между сроками, в течение которых конкурсный управляющий должен направить сведения для публикации, должна при этом решаться в пользу срока по статье 128, как по специальной норме, так как в условиях, когда арбитражный управляющий назначается одновременно с вынесением решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, публикация не будет происходить позже, чем она производилась бы в рамках статьи 54, а напротив, возможно сокращение срока между принятием решения и опубликованием (в связи с полным устранением вероятности того, что задержка пробега корреспонденции повлияет на срок выполнения конкурсным управляющим его обязанности передать сведения печатному органу).
Иное решение неизбежно порождает вопрос: с какого момента исчисляется срок на заявление требований конкурсными кредиторами - с момента публикации о принятом судебном акте (ст. 54) или с момента опубликования сведений конкурсного управляющего (ст. 128). Поскольку абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона (реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства) не содержит даже намека на то, каков ответ на указанный вопрос, оптимальным стало бы снятие вопроса без ответа, точнее, недопущение его появления в русле того толкования соотношения статей 54 и 128, которое предложено выше.
В связи с той аргументацией, которая была правомерной по отношению к прежнему Закону, следует с сожалением констатировать, что Закон о банкротстве 2002 года создает более жесткий режим несения управляющим расходов на опубликование сведений, связанных с делом о банкротстве. Если ранее были основания утверждать, что управляющий не обязан вкладывать собственные средства, то отныне в соответствии с предложением третьим абзаца второго пункта 1 статьи 54 Закона о банкротстве в случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования соответствующих сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.
Однако представляется, что данная норма нуждается в толковании. Содержащееся в ней правило не должно распространяться на случаи, когда у должника нет вообще никакого имущества, поскольку в противном случае норма противоречила бы здравому смыслу: если у должника ничего нет, то управляющий платит сам, а потом получает компенсацию с должника, у которого нет ничего (см. начало фразы). Следовательно, целесообразно одновременно толковать данное правило и буквально, и ограничительно (только тогда может быть сохранен его смысл), а именно: конкурсный управляющий обязан заплатить в том случае, когда у должника нет именно денежных средств, но есть иное имущество, которое будет продано и за счет которого управляющий получит возмещение. В тех же случаях, когда управляющий изначально не может рассчитывать на компенсацию, целесообразно не признавать, что на него распространяется правило предложения третьего абзаца второго пункта 1 статьи 54 Закона.
Заметим, что данная проблема касается только опубликования сведений о судебных актах, принятых арбитражным судом, которое предусмотрено статьей 54, так как прочие нормы Закона (статьи 28, 128) не устанавливают обязанности управляющего вкладывать собственные средства.
Большое значение для применения Закона о банкротстве 2002 года имеет также частично рассмотренная выше проблема соотношения общих норм о конкурсном производстве и специальных норм о банкротстве отсутствующего должника. Представляется обоснованным мнение, что упрощенные процедуры банкротства отсутствующего должника - это собирательное понятие и в соответствующих нормах устанавливается не только специфика конкурсного производства, но и специфика разбирательства по делу в целом. Но упрощенное конкурсное производство тем не менее остается конкурсным производством, и целый ряд норм общего конкурсного производства сохраняет действие для производства упрощенного (например, положения о единственном счете должника). На этой же посылке базируется вывод о том, что при переходе в обычную процедуру конкурсного производства, если будет обнаружено имущество должника, никаких дополнительных публикаций производить не следует.
В переходный период, до того как Правительство Российской Федераций определит официальное издание, в котором в соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве 2002 года подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, эти сведения подлежат опубликованию в "Российской газете" (п. 6 ст. 231 Закона 2002 года). Следовательно, и в переходный период, и в дальнейшем при отсутствии специальных указаний об ином сохраняется значение выводов о допустимости самостоятельного соблюдения редакциями печатных органов своих имущественных интересов. Это означает, что при желании обеспечить бесплатные публикации о банкротстве отсутствующих должников Правительство Российской Федерации должно изыскать на это финансовые ресурсы.
В связи с тем что Закон о банкротстве 1998 года применяется по некоторым незавершенным делам (см. ст. 233 Закона 2002 года), на практике возник также следующий вопрос: в случае, когда применяется прежний Закон о банкротстве, насколько правомерен вывод о публикации в "Российской газете" - ведь об этом сказано в новом Законе о банкротстве (статьи 28 и 231), который не применяется? Более того, должно быть учтено и то обстоятельство, что в прежнем Законе, в статье 100, наоборот, дано прямое указание на публикацию, например, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Ответ на поставленный вопрос дан в русле несколько расширительного, но тем не менее допустимого толкования Закона о банкротстве Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 08.04.03 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в котором сказано, что публикации в "Российской газете" или в официальном издании (после его утверждения Правительством) осуществляются как по делам, по которым подлежит применению Закон о банкротстве 2002 года, так и по делам, по которым подлежит применению Закон о банкротстве 1998 года <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2003. N 6. С. 6.
В заключение укажем, что в порядке реализации поручения Президиума в проект постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" включено следующее разъяснение:
"В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Закона на конкурсного управляющего возлагается обязанность уведомить всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Специальными правилами Закона, регулирующими банкротство отсутствующего должника, не отменяется необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом, установленная в пункте 3 статьи 28 Закона.
Поскольку специальный месячный срок на предъявление требований конкурсному управляющему установлен в пункте 2 статьи 228 Закона только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона. Правило пункта 4 статьи 142 Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков".
В извечном споре, что должно получить приоритет при банкротстве - интересы должника или интересы кредиторов <*>, - публикация сведений, открывающих возможность для конкурсных кредиторов заявить свои требования, является минимальной гарантией прав кредиторов, и поэтому отступать от нее нельзя в принципе.
--------------------------------
<*> Заметим, что ведомственные интересы судов, не желающих накапливать у себя дела, не завершенные производством, никогда даже не рассматриваются.
