Учебный год 22-23 / Барак А. - Аннотация к книге
.docА. Барак не затрагивает на страницах книги сложную проблему современной роли прецедентного права на европейском уровне. Между тем, Европейский Суд вносит значительный вклад в создание «acquis communautaire» (общих знаний), независимого «корпуса» европейского права; он нередко выступает в качестве «заместителя» законодательного органа — Совета Европы. Данное положение справедливо и в отношении практики Европейского Суда по правам человека.
Автор верно отмечает, что усмотрение судебной власти отличается от усмотрения законодательной и исполнительной властей. Эти сложные проблемы, лишь упомянутые автором, требуют дополнительного специального и самостоятельного изучения.
Следует отдать должное научной смелости А. Барака. Мы предвосхищаем неоднозначную реакцию членов судебного корпуса, других практикующих юристов и политиков на публикацию работы. Возможны критические замечания о том, что автор создает философско-правовую, «чистую теорию» судейского усмотрения, а не юридическую концепцию и предъявляет нереалистично высокие требования к познаниям и мышлению судей, которым может удовлетворять лишь идеальный судья-Геркулес.
К сожалению, не всем российским читателям книги понятны принятые в зарубежной литературе аббревиатуры названий периодических юридических изданий. Желательно при будущем переиздании работы включить данную информацию о научном аппарате, а также список дополнительных работ по рассматриваемой теме, появившихся после издания работы профессора А. Барака в 1987 г. в Израиле. Нам остается только сожалеть о том, что в русское издание не вошли три главы, рассматривающие конституционное толкование, статутное толкование и использование общих принципов права, и рекомендовать научным редакторам и издателям перевести и издать книгу в полном объеме.
Аарон Барак в своем труде предостерегает против вредных сверхупрощений и не предлагает окончательные ответы на поставленные сложные вопросы. Книга помогает осознать важную истину: общество не может достичь «правления права» (Rechtsstaatlichkeit) без некоторой степени дискреционности, обеспечивающей гибкость и индивидуализацию решения. Она напоминает нам о широте, красоте и мудрости права и о том, что судейское усмотрение должно органично вписываться в медленное, неторопливое, постепенное развитие правовой системы.
1О судебном усмотрении в Нидерландах см: Голландская правовая культура. Компаративизм в праве: На материалах правовых систем Нидерландов и России // К столетию I Конгресса Сравнительного Правоведе-ния. М., 1998. С. 51-52.
2См., напр.: Фон Бар К. Ответственность за предоставление информации, причинившей «чистые эко-номические убытки» третьим сторонам // Правоведение. 1997. № 2. С. 128-147.
3О судебной практике как источнике права см.: Судебная практика как источник права / Под ред. В. М. Жуйкова, С. А. Иванова, Р. 3. Лившица и др. М., 1997.
4Аналогичного подхода придерживаются многие современные исследователи (см., напр.: Cotterrell R. The Politics of Jurisprudence. London, 1989).
5Об этом также см.: БойцоваЛ.В., Бойцова В. В. Судьи в США: ответственность за ошибки и злоупо-требления // Соединенные Штаты Америки: Экономика, политика, идеология. М., 1992. № 7. С. 82-87.
В. В. Бойцова, доктор юрид. наук, профессор;
Л. В. Бойцова, доктор юрид. наук, профессор, Московская государственная юридическая академия.
© В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова, 2000.
