Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Множественность лиц_Глосса_Каратеева.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
61.31 Кб
Скачать

2. Если иное не установлено законом, будущее требование переходит к цессионарию с момента его возникновения. Соглашением сторон может быть предусмотрено, что будущее требование переходит позднее.

Уступка будущего требования:

Первый вариант имеет место тогда, когда речь идет о праве из договора, который еще даже не заключен, возможного в будущем деликта или еще не состоявшегося неосновательного обогащения и т.п. В данном случае можно однозначно говорить о том, что речь идет о будущем праве для целей применения комментируемой статьи.

Второй вариант имеет место тогда, когда уступаемое право основано на уже заключенном договоре, но поставлено под отлагательное условие. Таким условием может быть некое обстоятельство, привнесенное в сделку сторонами (например, выплата дополнительного вознаграждения под условие изменения налогового ре- жима), а также так называемое условие права, встроенное позитивным правом в ту или иную договорную конструкцию (например, страховщик не обязан выплачивать страховое возмещение до наступления страхового случая, должник – платить неустойку до момента нарушения им договора и т.п.). Впрочем, отнесение требований, поставленных в зависимость от обычных отлагательных условий или условий права, к категории будущих не является общепризнанным. В доктрине и практике нередко встречается мнение, что такие права следует считать существующими, но не созревшими. Проблема связана с тем, что в российском праве нет ясности в вопросе, какова природа отлагательно обусловленного права до наступления условия: существует ли оно до момента наступления условия и при наступлении условия лишь созревает либо до наступления условия права нет, а есть особое правовое состояние ожидания наступления условия и соответствующей связанности сторон, но само полноценное право возникает только в момент наступления условия.

При этом не вызывает сомнений то, что к категории будущих прав не относятся права по уже заключенным договорам, по которым еще не наступил срок исполнения (так называемые несозревшие требования). Такие права уже возникли, однако они не могут быть осуществлены до наступления определенного срока. Например, право требования возврата уже выданного кредита возникает у банка в момент выдачи кредита, однако оно не может быть осуществлено до наступления срока возврата кредита. Уступка таких возникших, но еще не созревших требований не подпадает под действие правил настоящей статьи об уступке будущих прав.

2. В п. 2 комментируемой статьи определяется момент перехода будущего требования. Очевидно, он не может наступить раньше, чем данное требование возникнет, ибо не может перейти то, чего еще нет. По умолчанию будущее требование автоматически переходит к цессионарию в тот момент, когда оно возникнет (здесь речь идет именно о переходе, что предполагает следующий юридический прием: требование возникает у цедента и сразу же через логическую секунду переходит к цессионарию). Это позволяет обеспечить соблюдение принципа правопреемства и предполагает переход требования в том состоянии, в каком оно возникло у цедента (со всеми обеспечениями, дополнительными правами и со всеми обременениями, которые успели возникнуть). В то же время следствием такого решения является то, что при банкротстве цедента соответствующее еще не перешедшее к цессионарию право попадает в конкурсную массу цедента и правовой эффект распоряжения не может наступить автоматически (Определение КЭС ВС РФ от 6 октября 2016 г. No 305-ЭС16-8204).

Статья 389. Форма уступки требования

1. Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

2. соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Цессия совершается по следованию форме!

Статья 389. Права и обязанности цедента и цессионария

1. взаимные права и обязанности цедента и цессионария определяются настоящим кодексом и договором между ними, на основании которого производится уступка.

2. требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка, если законом или договором не предусмотрено иное.

3. если иное не предусмотрено договором, цедент обязан передать цессионарию все полученное от должника в счет уступленного требования.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет важнейший для гражданского права принцип разделения сделок на обязательственные и распорядительные, раз- граничивая соглашение об уступке требования (обязательственная сделка) и саму уступку (распорядительная сделка). Этот принцип был сформулирован примени- тельно к гл. 24 ГК РФ еще в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. No 120, а также применялся в практике Президиума ВАС РФ (например, Постановление от 11 июня 2013 г. No 18431/12). Комментируемый пункт в развитие этой идеи достаточно четко различает «договор, на основании которого производится уступка» и саму уступку (цессию) как распорядительное волеизъяв- ление, непосредственно направленное на перевод права с цедента на цессионария.

РАЗДЕЛЯЕМ:

  1. Соглашение (договор) об уступке требования представляет собой договор, определяющий взаимные права и обязанности цедента и цессионария (порядок передачи требования, сроки оплаты при возмездной уступке, процедуру передачи документов, удостоверяющих уступаемое требование, меры ответственности, обеспечения и т.п.). Это могут быть, как уже отмечалось в комментарии к ст. 382 ГК РФ, и договор возмездной уступки, и дарение обязательственного права, и договор факторинга, и т.п. Основная особенность соглашения об уступке требования заключается в том, что оно само по себе может как повлечь непосредственный переход права кредитора в момент его заключения, так и не вызывать этих последствий.

  2. Цессией (уступкой права) является распорядительное волеизъявление (распорядительная сделка), направленное непосредственно на переход права. Такое волеизъявление может быть либо выражено в самом соглашении об уступке, либо совершено позднее на основании и во исполнение такого соглашения.

Уступка требования может носить исключительно обеспечительный характер.

Соотношение договора об уступке и самой распорядительной сделки уступки может быть построено по одной из пяти основных моделей:

  • Во-первых, стороны могут выразить волеизъявление на немедленное распоряжение непосредственно в договоре об уступке, и тогда момент заключения договора и момент перехода прав совпадают.

  • Во-вторых, волеизъявление на распоряжение может быть зафиксировано в самом договоре об уступке (т.е. распорядительная сделка включена в текст договора), но правовой эффект распоряжения может быть поставлен под отлагательное условие (например, договором может быть предусмотрено, что право перейдет в момент внесения цессионарием платы за уступаемое право в полном объеме). См., напри- мер, Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. No 16283/09. Такая возможность следует из общих правил ГК РФ об условных сделках (ст. 157 ГК РФ): в данном случае под условие ставится не весь договор в целом, а закрепленная в нем распорядительная сделка уступки.

  • В-третьих, стороны могут выразить волеизъявление на распоряжение в самом договоре об уступке, но поставить правовой эффект распоряжения в зависимость от наступления срока (например, календарная дата, истечение какого-то периода времени после заключения договора и т.п.). Возможность отсрочить распорядительный эффект сделки уступки следует из общих правил ГК РФ о сроке (ст. 190 ГК РФ), принципа свободы договора, а также признается в международных актах унификации частного права (п. 1 ст. III.-5:114 Модельных правил европейского частного права).

  • В-четвертых, волеизъявление на распоряжение может быть закреплено в самом договоре об уступке, распорядительный эффект поставлен под отлагательное условие, но при этом сам переход права произойдет по истечение какого-то периода времени после наступления условия (например, право перейдет по истечении 10 дней с момента уплаты стоимости уступаемого права). Иначе говоря, здесь произойдет осложнение условия сроком, что также является проявлением идеи свободы договора и достаточно распространенным приемом договорной практики.

  • В-пятых, стороны могут не включать распорядительное волеизъявление в договор вовсе, но договориться о том, что право перейдет в будущем в момент совершения сторонами двусторонней распорядительной сделки, а цедент обязуется к совершению такой сделки. В данном случае распорядительная сделка оформляется отдельно, но это не значит, что в остальных случаях ее нет. Разница лишь в том, что в ранее описанных вариантах она технически включается в текст договора.

ГК РФ допускает заключение договоров, согласно которым подлежит уступке право, не принадлежащее цеденту в момент заключения договора, но теоретически способное возникнуть у него в будущем (ст. 3881). Соответственно отсутствие у цедента права не ставит под сомнение действительность обязательственного соглашения об уступке, если только речь не идет о мнимости договора, при заключении которого обе стороны на самом деле не намеревались осуществить уступку. Если согласно прямому указанию в договоре, на основании которого осуществляется ус- тупка, переход права происходит после заключения договора (например, поставлен под отлагательное условие или срок), правило о необходимости наличия у цедента уступаемого права должно соблюдаться на момент наступления условия (срока) и предполагаемого перехода права. Если договор предусматривает последующую уступку на основании отдельной двусторонней (или односторонней распорядительной) сделки цессии, уступаемое право должно принадлежать цеденту на момент совершения такой сделки (если только сама распорядительная сделка не предполагает отложенный эффект перехода права).

При отсутствии у цедента уступаемого права на момент предполагаемого перехода права (в том числе при недействительности уступаемого права) распорядительный эффект не наступает, но договор сохраняет свою силу, и цессионарий вправе требовать возмещения убытков по правилам ст. 390 ГК РФ за нарушение гарантии наличия у цедента уступаемого права или применения иных мер ответственности, согласованных в договоре.

ЦЕССИЯ КАУЗАЛЬНА В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В тех случаях, когда стороны согласовали, что право «переходит» («считается уступленным», «уступается» и т.п.) к цессионарию, и не сделали никаких указаний насчет отсрочки такого распорядительного эффекта, следует исходить из того, что право переходит в момент заключения соглашения об уступке.

Статья 390. Ответственность цедента

1. Цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, если цедент принял на себя поручительство за должника перед цессионарием.