Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Конспекты РСБ залог.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
138.14 Кб
Скачать

6. СодеРжанИе дОгОвоРа заЛОга: преДмЕт заЛОга. ПрИнцИп эЛаСтИчнОСтИ

Довольно интересные и небесполезные для практики изменения залоговое право претерпело в части регулирования различных нетипичных ситуаций, связанных с предметом залога.

Первое, что обращает на себя внимание, – это резкое снижение стандарта описания предмета залога в договоре залога, залогодателем по которому является субъект предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 339 ГК РФ «...предмет залога может быть описан любым способом, позволяющим идентифицировать имущество в качестве предмета залога на момент обращения взыскания, в том числе путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида».

В целом эта норма направлена на усиление значения воли сторон залоговых сделок в части такого описания предмета обеспечения, которое им представляется необходимым для данной конкретной сделки. Хотя понятно и то, что залог, являясь вещным правом, подчиняется требованию спецификации (обособления) предмета этого права с той или иной степени детальности; совсем уж абстрактным описание предмета залога быть не может.

Тотальный залог не значит залог товаров в обороте»!!!!

Второй довольно серьезной новеллой в нормах, регулирующих предмет залога, является признание законодателем за залогом такого качества, которое мне представляется удачным обозначить как «эластичность залога».

Смысл этого свойства залога может быть выражен такой формулой: в связи с тем, что залог – это право на ценность заложенного имущества, как бы ни изменялась внешняя форма, в которой существовала в момент установления залога эта ценность, залог сохраняется до тех пор, пока будет существовать фактический или юридический заменитель этой ценности. Отчасти идея эластичности предмета залога уже была реализована в некоторых нормах залогового законодательства и в судебной практике; в ходе реформы эта идея получила свое завершение.

Поясню сказанное на примере.

Представим себе, что заложенный земельный участок был изъят для государственных нужд и у публичного образования возникла обязанность по выплате компенсации. В силу принципа эластичности залог как обременение автоматически перейдет на эту компенсацию. Более того, в соответствии с п. 2 ст. 334 ГК РФ у залогодержателя есть право напрямую требовать выплаты указанной денежной суммы в свою пользу. Другой пример: заложенный автомобиль погиб, и страховая компания должна выплатить страховое возмещение. У залогодержателя также возникают залоговое право в отношении соответствующей денежной суммы и право требовать от страховщика прямой выплаты этой суммы в свою пользу.

Необходимо обратить внимание на две особенности, которые имеет залог, сохраняющийся в силу принципа «эластичности» в отношении экономических или юридических «заменителей» первоначально заложенного имущества.

Этот залог не является новым (вновь возникшим) залогом, он сохраняет то же старшинство, что существовало в момент первоначального установления залога. На это обстоятельство специально указано в двух последних абзацах п. 5 ст. 345 ГК РФ: «Условия договора залога, а также иных соглашений, заключенных сторонами в отношении прежнего предмета залога, применяются к правам и обязанностям сторон в отношении нового предмета залога в той мере, в какой они не противоречат существу (свойствам) этого предмета залога.

В случае замены предмета залога старшинство прав залогодержателей, в том числе возникших до предоставления имущества в качестве замены прежнего предмета залога, не изменяется».

Это правильно, так как «перекидывание» залога с одной ценности на другую происходит не в силу волеизъявления сторон об этом, а в силу законодательного предписания.

7. ВОзнИкнОВЕнИЕ заЛОга, ПубЛИчнОСть И эФФЕкт ПРОтИВ тРЕтьИх ЛИц: СЛЕДОВанИЕ И ПРИОРИтЕт

У залогового права есть две «опоры», на которых оно как обеспечительный институт зиждется. Первая из них – это принцип следования, который, как известно, означает, что любое лицо, которое является собственником предмета залога, обязано выдать его залогодержателю для обращения взыскания по долгу, обеспеченному залогом.

Вторая «опора» – это залоговый приоритет, заключающийся в том, что залогодержатель может удовлетворяться из стоимости заложенной вещи преимущественно перед другими кредиторами залогодателя.

Легко заметить, что каждая из этих двух залоговых «опор» рассчитана на то, чтобы действовать не только и не столько против залогодателя, сколько против любого третьего лица: против любых новых собственников предмета залога, против любых кредиторов залогодателя. Получается, что залог – это в целом институт, рассчитанный на то, чтобы кредитор мог действовать против третьих лиц.

В новой редакции § 3 гл. 23 ГК РФ разрешению этих и иных вопросов посвящена новая статья 339.1, ранее отсутствовавшая в ГК РФ. В чем ее суть?

Уже в первом приближении заметно, что регистрация залогов (как, пожалуй, и все иные случаи регистрации прав, которые встречаются в сфере гражданского права) бывает двух видов.

Первый вид регистрации – это так называемая правоустанавливающая (правообразующая, конститутивная) регистрация, смысл которой может быть очень легко передан следующими словами: есть запись – есть залоговое право, нет записи – нет залогового права. Этот принцип иногда в сфере недвижимости именуется принципом внесения. В качестве общей идеи в сфере государственной регистрации прав на имущество (а залоговое право – это тоже право на имущество!) данный принцип нормативно закреплен в п. 2 ст. 8.1 ГК РФ.

Применительно к залогу существуют четыре случая, когда законодатель связывает само возникновение залогового права с его регистрацией.

  1. Во-первых, это залог недвижимости (ипотека), который возникает с момента внесения записи в ЕГРП (см. также ст. 11 Федерального закона об ипотеке), причем это касается не только договорной, но и законной ипотеки.

  2. Во-вторых, это залог долей в уставных капиталах обществ с ограни- ченной ответственностью; такой залог возникает в момент его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

  3. В-третьих, это залог исключительных прав, которые подлежат государственной регистрации (права на товарные знаки, изобретения и т.п.); залог таких объектов возникнет с момента его регистрации в соответствующем реестре.

  4. В-четвертых, это залог ценных бумаг, учитываемых записью по счету в реестре владельцев бездокументарных именных ценных бумаг либо на счетах депо; такой залог возникает в момент его отражения в реестре или по счету депо.

Помимо правоустанавливающей регистрации, в ст. 339.1 ГК РФ предусмотрены правила о правоподтверждающейеклараторной, учетной) регистрации залогов (п. 3 ст. 339.1). Главное отличие этой регистрации от правоустанавливающей регистрации залогов заключается в том, что в случае первой правило «нет записи – нет права залога» не работает; залог возникает из соответствующего основания (договора, закона или ареста) и существует ровно потому, что залогодержателем и залогодателем было сделано соответствующее волеизъявление. Однако такой залог приобретает эффект публичности (и поэтому становится противопоставимым третьим лицам) только в случае, если факт залога был раскрыт (учтен) в особом публичном реестре

В логической связи с прокомментированными нормами находится новое основание прекращение залога, предусмотренное подп. 2 п. 1 ст. 352 ГК РФ: «Залог прекращается... если заложенное имущество возмездно приобретено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога».

Данная норма поставила точку в старом споре ВС РФ и ВАС РФ о том, каково влияние добросовестности покупателя заложенной вещи на судьбу залога.

ВС РФ довольно последовательно отстаивал точку зрения о том, что залог не прекращается. ВАС РФ же в свою очередь в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 исходил из того, что в этом случае взыскание не может быть обращено на предмет залога. Даже КС РФ устранился в свое время от разрешения этого спора. Сейчас же можно констатировать, что проблема решена в пользу подхода, занятого ранее ВАС РФ.