Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Pokrovsky_problema_vladenia.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
22.42 Кб
Скачать

1 Аспект:

  • Создателем защиты владения как такового является Рим.

Руководясь общей идеей охраны гражданского мира и порядка, римский претор от охраны чисто полицейского спокойствия мало-помалу перешел к охране мира в более широком смысле, в смысле запрещения частного самоуправства вообще - возникли преторские посессорные (владельческие) интердикты, прообраз наших нынешних исков о защите владения.

Вопрос у претора: как понимать это владение? Достаточно ли для его наличности и, следовательно, для получения права на защиту, простого фактического господства, или же этого мало?

Римская юриспруденция: для наличности владения в юридическом смысле необходим не только внешний факт господства, но и внутренний элемент - воля владеть; помимо воли лица владение для него возникнуть не может (чтобы не было владения, если кто-то что-то вложил в руку спящему например).

До ГГУ примерно эта точка зрения и господствовала.

  • Но: в ГГУ резкий поворот.

Были вопросы: какова защита лиц неволеспособных: владение, приобретенное ими, не будет иметь значения, так как их воля вообще правом игнорируется. Между тем владельческая защита и здесь необходима, так как в противном случае эти лица оказались бы лишенными охраны закона.

Следовательно: владение приобретается только с установлением фактического господства над вещью; необходимость воли владеть была намеренно выброшена.

У нас остались на позиции римского права.

Покровский считает, что позиция ГГУ это прогресс (а мы идиоты не поняли этого) - с точки зрения уважения к чужой человеческой личности, для всех третьих лиц совершенно достаточно того, что вещь находится в чьем-то фактическом обладании.

Во владении охраняется не право владельца и не его воля, а его личность.

2 Аспект.

  • В римском праве защита владения только таким владельцам, которые владеют хотя и незаконно, но для себя и от своего имени. Лицам, которые владеют от чужого имени, оно отказывало в праве на самостоятельную защиту: защищать их должны были те, от чьего имени они владеют. Только за этими последними признавалось владение в собственном смысле - посессио; арендаторам же, поклажепринимателям и т. д. приписывалось лишь простое держание - детенцио.

Но: со временем стало вызывать неудобства (ну нет воли у залогодателя защищать вещь, которую он уже никогда не сможет выкупить, наплевать ему на нее) - и претор стал давать такую защиту (залогодержатель - уже не детенцио, он становится посессио). Со временем самостоятельная владельческая защита была предоставлена почти всем владельцам "от чужого имени".

  • ГГУ объявило всех держателей владельцами, имеющими право на самостоятельную защиту; в виде исключения в положении простых держателей остаются только те, которые владеют вещами какого-нибудь лица в его доме или хозяйстве.

В современном праве всякое владение - все равно, от своего или от чужого имени, - имеет право на самостоятельную защиту.

Русский проект (ну мы в своем репертуаре, по нормальному никак записать) сохраняет требование "намерения владеть имуществом для самого себя", но, как явствует из его дальнейших положений, а также из объяснений ко второй редакции, он понимает это "намерение владеть для самого себя" в столь "обширном" смысле, что оно окажется у всякого владельца.