
- •Глава VII. Проблема "исцеления" ничтожности
- •§ 35. Специфика правовой реальности и "исцеление" ничтожности
- •§ 36. Исцеление ничтожности с точки зрения юридической логики
- •§ 37. Условия и порядок исцеления ничтожности по гк рф.
- •Часть третья. Реституционные отношения и защита добросовестного приобретателя
- •Глава VIII. Предоставление и его недействительность.
- •§ 38. Понятие предоставления и проблема определения его природы
- •§ 39. Правовая природа традиции
- •§ 40. Недействительность традиции
- •Глава IX. Реституционные отношения сторон недействительной сделки.
- •§ 41. Постановка проблемы. Реституция в римском праве
- •§ 42. Реституция в современном зарубежном и единообразном праве
Глава VII. Проблема "исцеления" ничтожности
§ 35. Специфика правовой реальности и "исцеление" ничтожности
Суть исцеления (конвалидации или конвалесценции) состоит в придании ничтожной сделке юридической силы с момента ее совершения (ex tunc).
Специфика правовой реальности заключается в том, что в ней возможны фикции – признание событий совершившимися, даже если на самом деле их не было (или не совершившимися, если они были), а также обратная сила – регулирование общественных отношений, которые возникли до вступления закона в силу.
Экстраординарность рассматриваемого явления заключается, однако, в том, что согласно классическому учению о порочности юридических актов, проводящему аналогию с биологическим состоянием организма и оперирующему такими категориями, как жизнь и смерть, болезнь и здоровье, ничтожная сделка - это как бы мертворожденный организм, который не может быть излечен никакими средствами. Этот принцип зародился еще в Древнем Риме ("то, что изначально порочно, не может с течением времени приобрести силу"), хотя уже тогда были исключения из него (купля-продажа краденой вещи).
Случаи исцеления некоторых ничтожных сделок в современном российском ГП (осуществляются в судебном порядке):
сделки, совершенные с нарушением требуемой для них по закону или соглашению сторон нотариальной формы: если одна из сторон полностью или частично исполнила такую сделку, а другая уклоняется от ее нотариального удостоверения, суд вправе по требованию стороны, исполнившей сделку, признать последнюю действительной (п. 2 ст. 165 ГК).
ничтожные сделки малолетних и граждан, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, которые по требованию законных представителей таких лиц могут быть признаны судом действительными, если совершены к выгоде соответственно малолетнего или гражданина, признанного недееспособным (п. 2 ст. 171, п. 2 ст. 172 ГК).
Насколько же такие отступления оправданны?
§ 36. Исцеление ничтожности с точки зрения юридической логики
Основная мысль: необходимо смотреть, прежде всего, не на формальную логику, а на цели законодателя при установлении соответствующих норм. Пример - установление нотариальной формы, при несоблюдении которой сделка считается недействительной (цели):
контроль нотариуса за правильностью волеизъявления сторон и его соответствием их подлинной воле призван обеспечить законность, действительность основания для последующих действий во исполнение сделки, связанных, как правило, с существенными имущественными затратами.
любая квалифицированная форма служит цели фиксации факта совершения сделки, "представляет собой как бы печать, накладываемую в знак законченности выражения воли" и позволяющую установить "точную грань, отделяющую предварительные переговоры от самого заключения договора"
с установлением обязательной нотариальной формы должны быть также связаны фискальные интересы государства. При ее несоблюдении казна недополучает известную часть дохода в виде государственной пошлины за совершение нотариальных действий или налога с доходов частного нотариуса.
Если принять во внимание цели установления требований о нотариальной форме, то возможность исцеления сделок, совершенных с нарушением этих требований, представляется вполне оправданной.
Признавая конвалидацию отдельных видов недействительных сделок не только не противоречащей логике права, но в соответствующих случаях явлением весьма желательным и практически целесообразным, нельзя в то же время забывать и об общем принципе, согласно которому ничтожность, как правило, неисцелима. Это означает, что:
допущение конвалидации должно соответствовать целям тех правовых предписаний, которыми устанавливается недействительность сделки,
подобное исключение может предусматриваться только законом и не подлежит расширительному толкованию.
ничтожность не может быть исцелена и последующим изменением закона, устраняющим ранее существовавшее основание недействительности, если, конечно, новому закону не придана обратная сила.
К сожалению, данные положения игнорируются судебной практикой.
Вывод: явление конвалидации ничтожных сделок вполне оправданно как исключение из общего принципа, однако, как и всякое исключение, оно должно быть обоснованным и иметь четкие законодательные границы. Это предполагает не только закрепление в законе конкретных случаев исцеления ничтожности, но также и установление условий (предпосылок) и порядка такого исцеления.