Глава 5. Классификация злоупотреблений гражданскими правами
вом, с одной стороны, становится особым правовым поведением, а
сдругой — вступает в противоречие первому положению, где нарушаются принципы гражданского права, т.е. правовые нормы общего характера.
В.И. Емельянов ст. 10 ГК РФ видит в следующей редакции: «Добросовестным является лицо, действующее без умысла причинить вред другому лицу, а также не допускающее легкомыслия (самонадеянности) и небрежности по отношению к возможному причинению вреда. Добросовестность и недобросовестность имеют правовое значение в специально указанных в законе случаях и влекут предусмотренные законом последствия. Добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Разумными являются действия, которые совершил бы в конкретной ситуации человек, обладающий нормальным, средним уровнем интеллекта, знаний и жизненного опыта. В тех случаях, когда законом или договором осуществление прав или исполнение обязанностей обусловлено требованием разумности, разумность действий предполагается, если иное не предусмотрено в законе»1.
Представляется, что добросовестность и разумность — это контекстные, ситуативные, моральные понятия. Давать в законе определение ноуменального понятия — значит гибкость гражданского права поменять на костность несовершенных формулировок.
Наиболее развернутую формулировку ст. 10 ГК РФ дает О.А. Поротикова: «1. Умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное
снарушением установленных в статье 10 настоящего кодекса пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда, должно оцениваться судом как злоупотребление правом.
При установлении судом, арбитражным судом, третейским судом всех признаков злоупотребления правом лицу отказывается в защите его права. Вред, причиненный вследствие указанных действий, подлежит возмещению управомоченным лицом.
1Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. С. 155.
§5.3. Пути совершенствования норм и гарантий против злоупотреблений
2.Злоупотребление правом, предусмотренное в части первой настоящей статьи, совершенное с единственным намерением причинить вред другому лицу (шикана) служит основанием для прекращения гражданского права (лишения права) на основании судебного решения»1.
Таким образом, за злоупотребление правом в форме шиканы автор предлагает прекращать на основании судебного решения гражданское право на то или иное конкретное имущество. Но как это реально выполнить? Имущество в этом случае надо изъять, конфисковать, принудительно продать, разобрать, разрушить, обязать куда-то сдать и т.п.? Не станет ли злоупотребление правом проявляться исключительно в экономическом назначении имущества? Тем не менее предложения О.А. Поротиковой представляются наиболее научно сбалансированными.
Итак, разумность и добросовестность — это общие, универсальные границы для субъектов гражданского права, которые рассчитаны, прежде всего, на законопослушных людей. Определять их в норме права — означает сузить их смысл до тех понятий, которые содержатся в дефиниции, в то время как диапазон их действия может быть гораздо шире и глубже, чем «действия без умысла» и со «средним уровнем интеллекта». Дефиницию понятия «злоупотребление правом» вряд ли целесообразно давать в норме закона. Скорее, это задача науки гражданского права. Указание на «правовое» поведение, которое противоречит принципам гражданского права, к собственным проблемам понятия «злоупотребление правом» лишь добавит дефинитивные проблемы закона. Установление нескольких пределов осуществления гражданских прав также представляется громоздкой конструкцией. «Заслуживающие внимания интересы», «безопасные способы и средства осуществления гражданских прав», экономическое «назначение имущества или материального блага»2, также не вносит ясности в состав этого правонарушения.
1 Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 13–14.
2Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом: дис. … канд. юрид. наук. С. 13–14.