Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Агеев Проблемы регулирования потестативных условий.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
407.22 Кб
Скачать

3.2. Потестативное обстоятельство в полностью

условном обязательственном договоре

Выше мы рассматривали ситуации, когда лицо выразило согласие заключить договор под условием собственного желания или связало факт заключения договора с потестативным условием. Такого рода соглашения, скорее всего, следует рассматривать как модификацию длящейся оферты, а не как состоявшийся договор.

Условными в договоре может быть одно или несколько обязательств, и нет ничего необычного в том, чтобы все договорные обязательства зависели от одного потестативного обстоятельства. Такие договоры определенно заключены, но их правовой эффект в целом зависит от наступления условия, поэтому уместно называть их условными договорами. Ниже мы затронем проблемы защиты прав кредитора в условных договорах; вполне вероятно, что правила, выведенные для них, можно применять и к соглашениям, заключение которых зависит от потестативного обстоятельства.

3.2.1. Потестативное отлагательное право, от которого зависит обязательственный двусторонний договор в целом

До тех пор пока потентор не изъявит свою волю, ни одна из сторон не имеет созревших для исполнения обязанностей перед другой и не сможет обогатиться <27>. Однако возможность пробудить к жизни договор порождает ситуацию правовой неопределенности: контрагент потентора может оказаться в неопределенно длительном подвешенном состоянии. Это вынудит его постоянно держать наготове исполнение, что может оказаться достаточно затратным. Например, если продавец должен будет продать товар, не распространенный на рынке, то, чтобы не впасть в просрочку, ему придется заранее приобрести (или изготовить) товар. Поскольку продавец пребывает в неведении относительно того, когда покупатель решит осуществить свое право, он будет вынужден нести расходы на хранение товара. Если товар предназначен для какой-то узкой сферы деятельности, у продавца может не быть возможности перепродать его другому лицу, что повлечет убытки. Таким образом, в данном случае есть политико-правовая необходимость избавиться от неопределенности.

--------------------------------

<27> За исключением случаев, когда одна сторона совершила исполнение до вступления договора в силу; такие ситуации подчиняются общим правилам о возврате неосновательного обогащения.

А.Г. Карапетов предлагает устранять потенциальную неопределенность, предоставив любой из сторон возможность по истечении шестимесячного срока в одностороннем внесудебном порядке отказаться от договора <28>. На первый взгляд, стороны никак не ограничивали срок существования состояния неопределенности. Тем не менее каждый достаточно рациональный участник оборота стремится избежать длительной неопределенности своих прав и обязанностей. Поэтому, заключая условный договор, стороны имели в виду, что потентор сделает выбор. Также надо учесть асимметрию информации относительно осуществления потестативного права: в данном случае контрагент потентора явно менее информирован, значит, именно его и надо защищать в большей степени. Поэтому вариант, предложенный А.Г. Карапетовым, следует поддержать. Вместе с тем право одностороннего расторжения следует предоставить только контрагенту потентора. Давать потентору аналогичную возможность нет необходимости, поскольку только от него зависит реализация потестативного права, значит, от неопределенности он ничего не теряет. Если потентор не захочет, чтобы договор вступал в силу, он просто не станет изъявлять волю соответствующим образом. Что касается определения срока, по истечении которого появляется право расторжения, то в данном случае категория разумного срока неприменима. Желание каждого конкретного потентора осуществлять свое право формируется в его сознании, и не существует объективных обстоятельств, на основании которых можно было бы установить, сколько времени потентору обычно требуется для того, чтобы решить, хочет ли он осуществлять свое право. Значит, чтобы защитить контрагента потентора от бесконечной неопределенности, ничего не остается, кроме как установить какой-то срок, по истечении которого договор следует прекратить. В качестве базового можно установить уже упомянутый шестимесячный срок. Тем не менее в тех случаях, когда обстоятельства очевидно свидетельствуют о том, что этот срок слишком длительный или, наоборот, слишком короткий, его длительность нужно менять. Поэтому контрагенту потентора следует предоставить право расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке по истечении 6 месяцев с момента его заключения, если из обстоятельств дела очевидно не вытекает иной срок.

--------------------------------

<28> См.: Карапетов А.Г. Зависимость условия от воли сторон сделки в контексте реформы гражданского права. С. 89.

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23