- •Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки
- •Понятие предпринимательства.
- •Регистрация предпринимателей.
- •Индивидуальные предприниматели.
- •Хозяйственные общества и товарищества.
- •Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика
- •Гражданско-правовая природа отношений между юридическим лицом и его учредителями
- •1. Характер отношений между учредителями и юридическим лицом до момента его государственной регистрации
- •2. Природа отношений между учредителями и юридическим лицом после его государственной регистрации
- •4. Теоретическая возможность возникновения корпоративных отношений между учредителями и юридическим лицом до момента его государственной регистрации
- •Правосубъектность юридического лица
- •1. Природа юридического лица и понятие учредительного акта
- •Учредители
- •Значение учредительного акта
- •2. Фактический состав, опосредующий возникновение нового субъекта права, учредителями которого являются граждане и юридические лица
- •2.1. Волеизъявление учредителя.
- •2.1.1. Волеизъявление единственного учредителя и его природа.
- •2.1.2. Соглашения учредителей
- •Функции договора о совместной деятельности по созданию юридического лица
- •Функции учредительного договора
- •Сходство и различия договора о совместной деятельности по созданию юридического лица и учредительного договора
- •2.2. Утверждение устава как учредительного документа юридического лица
- •Правовая природа устава юридического лица
- •3. Специфика гражданско-правового механизма создания юридического лица, учреждаемого публичным образованием
- •Правовые формы организации адвокатской деятельности (Комментарий к ст.20-25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации")
- •Учредительный договор: понятие, содержание, сущность и правовая природа (комментарий действующего законодательства)
- •Понятие учредительного договора
- •Содержание учредительного договора
- •Признаки и функции учредительного договора
- •Структура, содержание и порядок реализации корпоративного правоотношения
- •Изменение и расторжение учредительного договора
- •Правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в Финляндии
- •Введение
- •Коммерческие юридические лица в Финляндии
- •Публичные и частные акционерные общества в Финляндии
- •Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство?
Гражданско-правовая природа отношений между юридическим лицом и его учредителями
1. Характер отношений между учредителями и юридическим лицом до
момента его государственной регистрации
2. Природа отношений между учредителями и юридическим лицом после
его государственной регистрации
3. Природа отношений между публично-правовым образованием
и созданным им юридическим лицом, на имущество которого
учредитель сохраняет право государственной (муниципальной)
собственности
4. Теоретическая возможность возникновения корпоративных отношений
между учредителями и юридическим лицом до момента его
государственной регистрации
1. Характер отношений между учредителями и юридическим лицом до момента его государственной регистрации
В корпоративном праве термин "учредитель" имеет несколько значений*(1). В рамках настоящего исследования в качестве учредителя юридического лица рассматривается любой субъект гражданского права, который совершает сделки, иные юридически значимые и фактические действия, направленные на образование нового субъекта права, а именно: принимает решение о его создании, принимает (утверждает) его учредительные документы, передает ему в собственность (или на ином праве) часть своего имущества для формирования его уставного капитала.
Рассматривая механизм учреждения акционерного товарищества в дореволюционной России, Г.Ф. Шершеневич писал, что учредители объединяются для единичной операции, цель которой исчерпывается учреждением товарищества. Юридическая сущность взаимного соглашения учредителей сводится к принятию ими на себя совместных расходов и ответственности за все действия, направленные на достижение основной цели. Учредители несут самостоятельную ответственность друг перед другом за нарушение условий соглашения. Перед третьими лицами они отвечают как отдельные физические лица, а не в качестве представителей юридического лица. Учитывая характер отношений учредителей, практика готова признать солидарность их ответственности, хотя по закону она не предполагается (ст. 1548 ч. 1 т. X Свода законов)*(2).
По мнению большинства юристов, когда юридическое лицо создается несколькими учредителями (гражданами и (или) юридическими лицами), то с момента заключения учредительного договора либо договора простого товарищества (о совместной деятельности) по созданию юридического лица до момента государственной регистрации нового субъекта права учредители объединены в простое товарищество*(3).
В этот период учредители связаны между собой обязательственными отношениями, возникающими из договора о совместной деятельности либо учредительного договора*(4). Первоочередной целью названных договоров является установление взаимных прав и обязанностей учредителей по созданию юридического лица, формированию его уставного капитала, часть которого законодатель в ряде случаев требует оплатить уже к моменту государственной регистрации юридического лица. Поэтому на данной стадии оба договора регламентируют обязательственные отношения между учредителями, которые исполняют свои договорные обязательства друг перед другом, хотя бы даже в пользу нового субъекта права. Учредители разрабатывают устав юридического лица, определяют состав и размер своих вкладов в его имущество, при необходимости заключают договоры с профессиональными юристами и оценщиками, устанавливают порядок оплаты их услуг, а также порядок покрытия расходов, связанных с разработкой учредительных документов и государственной регистрацией юридического лица. Нередко уже на этом этапе определяется место нахождения будущего юридического лица, заключается договор аренды помещения для размещения офиса или иного места основной деятельности.
Столь широкие полномочия учредителей в отношении создаваемого юридического лица неизбежно обусловливают их фидуциарный характер. Английское корпоративное право выделяет три основные черты принципа фидуциарности. Во-первых, в Великобритании учредителям запрещено извлекать скрытый доход за счет компании. Они должны предоставлять полную информацию о доходах и расходах, связанных с учреждением компании, независимому аудитору, совету директоров, существующим либо предполагаемым участникам (раскрытие информации). Общее собрание акционеров публичной компании своим решением, в принятии которого не участвуют учредители, может одобрить действия, совершенные промоутерами. Во-вторых, с момента учреждения юридического лица промоутер обязан вести бухгалтерский учет по всем сделкам, связанным с учреждением. В-третьих, промоутер не должен допускать мошенничество в отношении компании, не вправе скрывать свой интерес, связанный с компанией, посредством участия в ней через номинального держателя. Услуги, оказанные промоутерами по учреждению компании, оплачиваются заинтересованными лицами или компанией после ее регистрации. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей промоутер несет ответственность в виде аннулирования (признания недействительным) заключенных им договоров, возмещения скрытого дохода, убытков и т.д.*(5)
Аналогичные правила целесообразно было бы включить в российское законодательство.
В силу прямого указания закона правосубъектность юридического лица возникает с момента его создания (государственной регистрации), т.е. со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ, Федеральный закон от 13 июля 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции от 4 июня 2003 г.*(6)). Следовательно, учредители, действующие в интересах будущего юридического лица, могут вступать в отношения с третьими лицами только от собственного имени.
Порядок ведения общих дел учредителей в процессе создания юридического лица определяется по правилам ст. 1044 ГК РФ. Обычно совершение сделок, заключение гражданско-правовых договоров с третьими лицами от имени остальных учредителей поручается одному из них - тому, на кого в дальнейшем будут возложены функции управляющего (единоличного исполнительного органа юридического лица).
Заметим, что с точки зрения цивилистической теории нельзя признать корректной норму п. 2 ст. 1044 ГК РФ, которая допускает возможность удостоверения полномочий данного лица действовать от имени всех учредителей только письменным договором простого товарищества. Системное толкование норм ст. 182, 185-188 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу полномочие одного из учредителей совершать сделки от имени всех учредителей должно быть подтверждено надлежащим образом оформленной доверенностью, подписанной каждым из учредителей, от имени которых действует полномочный представитель.
По причине отсутствия у создаваемого субъекта правоспособности и дееспособности его учредители должны нести ответственность по всем обязательствам, возникшим в связи с его созданием до государственной регистрации юридического лица. В частности, нормами п. 2 ст. 98 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью*(7), п. 3 ст. 10 Закона об акционерных обществах*(8) предусмотрено, что учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием данного общества и возникшим до его государственной регистрации.
Думается, что это правило следует распространить на учредителей всех видов юридических лиц (коммерческих и некоммерческих). Норма п. 1 ст. 1047 ГК РФ, устанавливающая долевую ответственность участников договора простого товарищества, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, в данном случае не подлежит применению.
Анализируя дореволюционное законодательство, Г.Ф. Шершеневич справедливо указывал: пока действуют учредители, юридического лица еще нет. Когда возникает юридическое лицо - учредителей уже нет, поскольку они превращаются в его участников (акционеров, товарищей). По мнению ученого, норма ст. 2174 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи содержала явную логическую ошибку, устанавливая, что каждая компания сначала управляется ее учредителями, а затем - правлением компании. Организовавшись, юридическое лицо только по решению общего собрания может признать сделки, заключенные учредителями, обязательными для себя и принять вытекающие из них права и обязанности. Данный результат зависит именно от последующего одобрения действий, совершенных учредителями в интересах будущего юридического лица. Отказ компании приобрести права и принять на себя обязательства по сделкам, заключенным учредителями, оставляет последствия таких сделок на ответственности учредителей*(9).
Сходные нормы содержатся в современном российском праве. Согласно п. 2 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. Очевидно, что если такого одобрения не последует, ответственными по совершенным сделкам будут считаться учредители.
Аналогичные правила действуют во многих странах (Германии, Финляндии и др.). Например, согласно нормам сек. 14 гл. 2 финского закона "О компаниях" лица, вступающие в обязательства от имени акционерного общества до его регистрации, несут по этим обязательствам неограниченную солидарную ответственность. После регистрации общества ответственность по сделкам, одобренным обществом, несет само общество. Если до регистрации общества от его имени был заключен договор с лицом, которое знало об отсутствии регистрации, то в случае, если регистрация не была произведена в течение установленного законом срока или если регистрирующий орган отказал в регистрации, такое лицо может отказаться от договора, если иное не предусмотрено самим договором. Когда контрагент не знал о том, что общество не было зарегистрировано, он может отказаться от договора в любое время до регистрации общества. Кроме того, если акционерное общество не будет зарегистрировано, члены совета директоров несут солидарную ответственность перед подписчиками за возврат сумм, уплаченных подписчиками за акции*(10).
Думается, что с точки зрения цивилистической теории в отношениях между учредителями и не зарегистрированным юридическим лицом имеет место особый случай ведения чужих дел без поручения, причем не только в интересах будущего юридического лица, но и в интересах самих его учредителей, действующих с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью, исходя из очевидной выгоды или пользы этих действий (п. 1 ст. 980 ГК РФ). Если сделка, совершенная учредителем в интересах еще не зарегистрированного юридического лица, будет одобрена компетентным органом данного юридического лица после его государственной регистрации, права и обязанности по такой сделке переходят к юридическому лицу, в интересах которого совершена сделка (ст. 986 ГК РФ).
В связи с этим представляется небесспорным утверждение Г.В. Цепова о том, что отношения между акционером и акционерным обществом схожи с отношениями представительства, причем признание обществом (т.е. общим собранием акционеров в пределах его компетенции) сделок, совершенных акционерами от имени общества, сделками самого общества является одной из основных обязанностей акционерного общества*(11).
