- •I. Понятие гражданского права и вопрос о его социальной ценности.
- •II. Исторические корни современного гражданского права. Национальные и универсальные элементы в нем.
- •III. Основные идеологические течения в истории гражданского права. Идеализм и позитивизм.
- •IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства.
- •V. Проблема определенности права и вопрос о так называемом свободном судейском правотворении.
- •VI. Проблема прочности права. Вопрос о субъективном гражданском праве и о злоупотреблении правом.
- •VII. Проблема личности как таковой. Развитие защиты так называемых прав личности и ее конкретных особенностей.
- •VIII. Проблема нематериальных интересов.
III. Основные идеологические течения в истории гражданского права. Идеализм и позитивизм.
Одной из основных черт развития гражданского права у новых народов была черта индивидуалистическая - стремление к освобождению индивида от всяких связывавших его деятельность исторических пут.
Получив свою первую формулировку в учении греческих философов, идея естественного права уже у римских юристов приобрела серьезное практическое значение: естественное право и справедливость часто рассматриваются ими как источники гражданско-правовых норм и оказывают влияние на толкование этих последних. Вытекая из самой природы вещей, из самого мирового разума, естественное право, в представлениях римских юристов, стоит над правовыми системами отдельных национальностей, составляет некоторое общенародное право - jus gentium, и потому идея естественного права много способствует указанному выше процессу превращения римского права в право универсальное.
Идея естественного права тянется непрерывно через всю историю умственного развития Западной Европы. Временами она несколько ослабевает, когда в силу тех или других причин юридическая мысль обращается преимущественно к изучению позитивного права; временами же она усиливается и делается доминирующим тоном всего умонастроения эпохи.
IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства.
Новое время, таким образом, ищет «потерянную идею права», ту верховную идею, которая могла бы ориентировать нас в нашей оценке всех отдельных правовых норм.
В применении к вопросам права персоналистическое воззрение приводит к выводу, что право и государство есть лишь некоторая система служебных средств в интересах нравственного развития личности, меж тем с точки зрения трансперсоналистического воззрения осуществляющаяся в праве справедливость имеет самостоятельное и самодовлеющее значение: самое человеческое существование только в ней находит свое оправдание.
Воззрению абсолютистическому было противопоставлено воззрение индивидуалистическое, или либеральное; юридическому трансперсонализму был противопоставлен юридический персонализм. Если в конце XVIII века, в эпоху Великой революции, торжествовало первое, то, напротив, в течение первой половины XIX века возобладало второе. Идея государственного невмешательства определяла всю внутреннюю политику европейских государств. Но затем наступила снова реакция. Все громче и громче стали раздаваться голоса против крайностей индивидуализма и против идеи невмешательства; в разнообразных социологических, исторических и экономических учениях роль личности стала сводиться к нулю; общество, масса становились центром внимания, а «общее благо» - верховным критерием права и нравственности. Идея неотъемлемых прав стала терять свой кредит в глазах философов и государствоведов; о границах государственной власти над индивидом они готовы были говорить разве лишь в смысле добровольного самоограничения государства. Тем не менее, противоположное течение не исчезло: идея самоценности человеческой личности и ее неотъемлемых прав не погибла.
Первое отчетливое формулирование идеи о пределах государственного вмешательства произошло на почве вопроса о свободе религиозного исповедания. Признать принцип государственного невмешательства в область экономических отношений, признать принцип неприкосновенности собственности и абсолютной свободы договоров - значило бы совершенно отказаться от надежды когда-нибудь справиться с растущими социальными неустройствами. С этим примириться было невозможно, и так как проповедь невмешательства обосновывалась идеей неотъемлемости права собственности, то была поведена атака на самую идею неотъемлемых прав: право собственности не есть неотъемлемое право личности, так как вообще никаких неотъемлемых прав не существует.
Двумя основными линиями определяется общее движение современного гражданского права: с одной стороны, постепенное, но неуклонное возрастание духовной свободы человека, а, с другой стороны, все большее и большее солидаризирование и сплочение в экономической области; «индивидуализирование» - там, «обобществление» - здесь. Развитие права в обоих этих направлениях не совершается прямолинейно и без колебаний.
