
- •Раздел I. Общий анализ моделей и механизмов ограничения договорной свободы
- •2 Основные модели:
- •Раздел II. Ex ante ограничения свободы договора
- •Мой конспект!!!!!!
- •Глава 2. Общие инструменты ex post контроля справедливости договорных условий в контексте российского права
- •Глава 3. Ex post контроль содержания договоров в целях защиты интересов третьих лиц, общества, государства.
"Свобода договора и ее пределы: В 2 т. Пределы свободы определения условий договора в зарубежном и российском праве" (том 2) (Карапетов А.Г., Савельев А.И.) (стр. 2 -101)
Раздел I. Общий анализ моделей и механизмов ограничения договорной свободы
МОДЕЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ДОГОВОРА
2 Основные модели:
1) Заключается в установлении государством прямых ограничений свободы договора путем указания на то, какие конкретно условия сторонам согласовывать в договоре запрещено. (императивные нормы) (ex ante)
2) Требует закрепления на уровне закона или прецедентной практики общих оценочных стандартов, которым сделка и ее условия должны соответствовать, и фактически делегирует основную долю политико-правовой оценки соответствия конкретных договорных условий этим оценочным стандартам судам, рассматривающим конкретный спор. (ex post)
Оценочные категории: Добросовестность, добрые нравы, публичный порядок, справедливость и т.п.
+ ex ante ограничений:
1) предсказуемость регулятивного режима,
2) устранение судебного произвола,
3) четкие и однозначные сигналы контрагентам о необходимости воздерживаться от согласования тех или иных условий и вследствие этого - снижение издержек на рассмотрение споров.
- ex ante ограничений:
1) неминуемо оказываются либо избыточными, либо недостаточными в отдельных случаях с учетом соответствующего контекста конкретной ситуации.
2) Эти проблемы (первый пункт) в свою очередь значительно усложняют процесс достижения консенсуса в законодательном органе. Договориться о том, что недобросовестность запрещена, намного проще, чем в тексте закона расписать в деталях все случаи запрещенного недобросовестного поведения и сделать необходимые исключения.
+ ex post ограничений:
1) позволяют суду применять ограничения свободы договора именно в тех случаях, когда это необходимо, и учитывать при этом всю совокупность обстоятельств конкретного спора.
2) Не требует от законодателя значительных усилий по формированию соответствующего режима.
- ex post ограничений:
1) возникают риски ошибок и злоупотреблений со стороны судей (это может нивелироваться иерархичностью судебной системы)
2) возникает неопределенность правового режима, выражающаяся в том, что ограничение свободы договора будет применяться ретроспективно к уже заключенному договору, что вносит в институциональные условия оборота неприятную нестабильность.
3) предполагает неизбежный рост издержек на рассмотрение спора и общей нагрузки на судебную систему, которой при прочих равных условиях гораздо проще механически дедуцировать ответы из четких и конкретных норм, чем под прикрытием общих оценочных стандартов давать политико-правовую оценку договору и его условиям.
Подход к решению проблемы выбора оптимальной регулятивной модели: правовая система должна комбинировать обе модели.
Отдавать приоритет модели ex ante контроля следует в тех случаях, когда изначально достаточно легко определить как неадекватность того или иного условия и соответственно политико-правовую желательность ограничения свободы договора, так и те фактологические условия, которые оправдывают соответствующее ограничение.
Если заранее четко сформулировать, какое именно условие и в каких именно обстоятельствах политика права требует блокировать, а какое решение взамен она требует установить затруднительно, лучший способ - предоставить свободу усмотрения судам.
МЕХАНИЗМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОГОВОРНОЙ СВОБОДЫ
1) суды могут признавать соответствующие условия или сделку в целом ничтожными. Не требует от заинтересованной стороны подачи искового заявления. У нас – при нарушении императивных норм закона (ст. 168), а также основ правопорядка и нравственности (ст. 169).
2) Соответствующий договор может носить оспоримый характер в целом или в части соответствующих условий. Здесь блокирование договорной свободы осуществляется только в случае предъявления одной из сторон искового заявления. Например, ст. 179 – оспаривание кабальных сделок.
3) Суд не признает соответствующее условие ничтожным, но модифицирует его ab initio, т.е. задним числом. В этом случае договор считается измененным с момента его заключения. Например, снижение размера неустойки.
4) Применение судом к заключенному договору того регулятивного режима, который стороны намеревались обойти своим соглашением. Такой прием традиционно используется судами в отношении притворных сделок, а также в отношении сделок, заключенных в обход закона.
5) Суд не признает договор недействительным, но отказывает в защите соответствующего права, вытекающего из договора или его конкретного условия. Ст. 10 – злоупотребление правом – отказ в защите этого права.
6) Признание договора действительным с одновременным отказом в удовлетворении требования, вытекающего из этого договора. Ст. 1062 ГК РФ говорит об отказе в принудительной защите требований, вытекающих из игр и пари.
7) Признание спорного условия необязательным в отношении одной из сторон договора. Иначе говоря, одна сторона ссылаться на данное условие не может ни в рамках поданного ею иска, ни в качестве возражения, но другая сторона договора может при желании к данному условию апеллировать в любом формате.
8) Суд признает договор действительным, но расторгает или изменяет договор на будущее. Ст. 428.
9) Свобода договора может ограничиться и посредством толкования условий договора. Например, во многих зарубежных странах и актах международной унификации договорного права закреплен принцип толкования contra preferentum, который позволяет суду толковать неясное договорное условие против интересов той стороны, которая данные условия предложила, и в пользу той стороны, которая к соответствующим условиям присоединилась.
10) Закон признает юридическую силу сделки и допускает даже ее принудительное исполнение, но при этом карает стороны или одну из сторон административными или уголовными санкциями. В римском праве такие законы обозначались как lex minus quam perfecta.