Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в профессию Учебный год 2022-23 / ВВС_Лекции 2020_от ТРИЖДЫ ПЕРВОЙ.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
162.48 Кб
Скачать

Профессиональная этика судьи в рф

В связи с тем, что в Конституцию РФ будут внесены изменения, которые коснутся в том числе и правовых профессий, незначительно, конечно, порядок назначения судей Верховного суда, Конституционного может измениться, освобождения от должности Генерального прокурора, поэтому, как я уже говорила, займемся вопросами, проблемами профессиональной этики судей в РФ.

Если вы помните, мы обсуждали вопросы профессиональной этики, говорили о том, что профессиональная этика - это совокупность правил, норм поведения, регулирующих профессиональные основы деятельности судей, нарушение которых влечёт юридическую ответственность.

С чего мы должны начать? В первую очередь мы должны начать с того, что выявить, какие НПА, какие источники регулируют правовой статус судьи в РФ, то есть профессиональные обязанности судей в РФ, принципы их профессионального поведения закреплены в НПА РФ. На самом деле очень облегчает задачу сайт Верховного суда РФ, там опубликованы 39 НПА, в которых содержится информация о правовом статусе судьи в РФ. Мы можем немножечко это сократить, в частности, конечно, обратиться к Конституции РФ, далее к ФКЗ “О судебной системе РФ” 1996 года - подчеркиваю, вам здесь нужна не судебная система, а те принципы, та основа, на которых строится профессиональная деятельность судьи РФ, ФКЗ “О Верховном Суде РФ”, ФКЗ “О судах общей юрисдикции РФ”, ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, ФКЗ “О военных судах РФ”, и, соответственно, кодексы: ГПК, УПК, КоАП, КАС, и, конечно, Кодекс судейской этики, который утверждён Восьмым Всероссийским съездом судей 19.12.2012.

На что надо обратить внимание. Важнейшим актом в данном случае является Закон РФ, так называется, потому что он был принят еще до Конституции РФ, “О статусе судей РФ”. Этот очень важный закон в данном случае для нас, 26.06.1992. В этом законе установлены многие нормы и основы профессиональной деятельности судей.

Теперь буквально два слова о Кодексе судейской этики. На прошлых лекциях мы говорили, что одной из проблем в РФ профессиональной этики юриста является проблема не очень большой определённости кодексов профессиональной этики, которые регулируют правовой статус судей, адвокатов, нотариусов и т.д. В данном случае, кодекс судейской этики не является НПА в том понимании, как это есть в странах континентального права, то есть этот акт не принимается органами законодательной власти, соответственно не имеет юридическую силу НПА.

Однако очень важно понимать, что закон и право отличаются. Кодекс судейской этики, который утверждён Восьмым всероссийским съездом судей, является корпоративным актом, имеющим очень большое значение для регулирования профессионального поведения судей. Здесь двоякая ситуация: с одной стороны, эти акты упомянуты в законах, например, ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре” указывает на то, что вопросы, например, адвокатской деятельности регулируются федеральным законодательством и кодексом профессиональной этики адвоката. То же самое можно увидеть и в федеральном законодательстве относительно профессионального поведения судей. С другой стороны, при анализе противоречий норм данного кодекса и Конституции, КС, естественно, подчеркивает то, что кодекс судейской этики не является НПА и по этому вопросу противоречий здесь действительно о смысле и значении НПА в нашей стране, вопрос противоречия Кодекса судейской этики с Конституцией рассматривается Конституционным судом. то есть Конституционный суд отвергает нормативный характер Кодекса судейской этики, с одной стороны. С другой стороны, Кодекс судейской этики является основой профессионального поведения и неоднократно упоминается во многих решениях и Верховного суда, и других органов. Поэтому мы должны относиться с пониманием к тому, что кодекс судейской этики и составляет то самое право, которое отличается от закона. То есть это норма, регулирующая правила профессионального поведения в данном случае.

Безусловно, обогащают, разъясняют, толкуют нормы профессионального поведения судей в нашей стране постановления и определения КС РФ.

Постановления:

Первое и очень важное - Постановление КС РФ от 28.02.2008г. №3-П. ( связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой" - дело о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".)

Следующее постановление, которое с моей точки зрения является важным и очень интересным одновременно - Постановление КС РФ от 03.08.2011г. №19-П (жалоба гражданки А.В.Матюшенко - вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи за нарушения, допущенные при принятии судебного акта: Неумышленные ошибки ординарного характера. - не основание, Ошибки вследствие некомпетентности или небрежности. - основание)

И третье, я называю, с моей точки зрения, наиболее важные, где можем увидеть принципиальную позицию Конституционного Суда по этим вопросам - Постановление КС РФ от 14.05.2015г. №9-П в связи с запросом Президиума ВС РФ”, речь шла о соответствии норм Закона РФ “О статусе судей” Конституции РФ.

Для того, чтобы иметь более целое и объективное представление о статусе судей и понимать, что основы статуса судей, нормативно закрепленные, соответствуют и международно-правовым актам, которые ратифицированы или приняты или применяются в РФ. “Основные принципы независимости судебных органов”, которые одобрены резолюциями Генассамблеи ООН от 29.11.1985 и 13.12.1985 гг.

Бангалорские принципы поведения судей - это приложение к резолюции экономического и социального совета ООН от 27.07.2006 года. В этом нормативном международном акте также закреплены принципы поведения судей. Это очень важно для понимания основ требований профессионального поведения судьи, в том числе и в РФ.

Безусловно, очень большое значение имеет также Конвенция “О защите прав человека и основных свобод” 1950 года, более известная как Европейская Конвенция по правам человека, вступила в силу в 1953, РФ ратифицировала , присоединилась к этой Конвенции в 1996. После того как вы изучите все эти принципы, у вас сложится чёткое представление о нормативных требованиях как нашего национального законодательства, так и международно-правовых актов об их требованиях к основам профессионального поведения судей в РФ. Имплементацию этих норм, то, как они применяются, в том числе и в международных судах, необходимо рассмотреть, изучив решения Европейского суда по правам человека. Решения ЕСПЧ являются для нас обязательными, так как мы присоединившись к Совету Европы, обязаны выполнять все решения Европейского суда, кроме тех, которые противоречат основному смыслу и принципам Конституции РФ. Относительно вопросов профессиональной этики судей в РФ важными являются решения ЕСПЧ:

● Кудешкина против России - очень важно обратить внимание на особое мнение судьи на тот момент ЕСПЧ А.И. Ковлера - выдвигает очень интересную версию, почему решение в данном случае, с его точки зрения, было принято так, и он не согласен с этим решением, он один из тех, кто голосовал против такого решения, решение - февраль 2009.

● Моисеев против России.

● Питкевич против России. (в суде молилась)

● Порубова против России.

Это решения ЕСПЧ, куда обращались судьи РФ либо они вынесены по вопросу статуса судей, вернее, в какой-то степени затрагивают вопросы статуса судей в РФ и, естественно, они рассматриваются с точки зрения прав человека, нарушения прав человека.

Давайте, например, для того чтобы было всё-таки понятно, как нужно анализировать, рассмотрим знаменитое дело Кудешкина против России, постановление от 26.02.2009. Кудешкина была судьей Московского городского суда и временно приостановила свои полномочия с тем, чтобы баллотироваться в депутаты Государственной Думы. В рамках предвыборной программы она выступала на радио Эхо Москвы и представила общественности свою позицию по поводу судебной системы РФ, жаловалась на то, что система находится в достаточно плачевном состоянии, нужно реформировать, и, в частности, необходима особая реформа независимости судей. С ее точки зрения, вопрос независимости судей нарушался в первую очередь председателями судов, в частности, она рассматривала дело в отношении молодого следователя и председатель суда, с её слов, безусловно, Егорова, вызывая ее в кабинет, попросила вынести обвинительный приговор. По кодексу судейской этики 2004 года, действовавшего на тот момент, судья не имела права на тот момент анализировать или рассказывать о любом деле, решение по которому не было вынесено окончательно. Соответственно, судья Кудешкина, хоть и приостановила свой статус, временно, потому что была занята в предвыборной агитации, тем не менее, судьёй она не перестала быть, в данном случае по смыслу, значению и в соответствии с кодексом, не имела права рассказывать о деталях этого дела, которое слушается в суде, но по которому ещё не вынесено решение. Но все же она была лишена статуса, в связи с тем что она нарушила нормы профессиональной этики. Однако ЕСПЧ (правда не очень большим количеством голосов ЗА) принял решение о том, что в данном случае лишение статуса судьи Кудешкиной означает, что она лишена свободы слова. То есть это тот самый случай, когда вступают в противоречия, с одной стороны, правила профессионального поведения, а с другой стороны, базовые права человека и гражданина, в данном случае, свобода слова.

Почему, с точки зрения ЕСПЧ, в данном случае все же базовые права человека и гражданина важнее, чем правила профессионального поведения?

По их мнению и убеждению, у судьи не было другой возможности, она была стеснена в своей профессии, именно нахождением в этой системе, не было другой возможности доведения до общественности своих сомнений по поводу ситуации давления на судей, нарушения принципов независимости судей РФ. Насколько справедливым является решение ЕСПЧ, и можем ли мы всё же требовать у судьи быть независимым, беспристрастным и т.д., в данном случае если всё-таки возникают какие-то сомнения по поводу вопросов осуществления профессиональной деятельности, принципов осуществления профессиональной деятельности.

Я вам привела лишь пример решения ЕСПЧ по профессиональному поведению, вопросам судей и столкновениям этих вопросов с базовыми правами человека для того, чтобы понимать, в каком ключе и каким образом анализировать дела.

Попробуем определить особенности профессиональной этики судей и отличия от основ профессиональной деятельности адвоката.

Особенности:

1. Регулируется не только профессиональная деятельность, но и внесудебная. Есть очень много споров по этой теме. Безусловно, ограничивать личную жизнь судьи нельзя, с другой - необходимо помнить о главном принципе профессиональной этике: судья должен вести себя так, чтобы его поведение не оказывало влияние на все судейское сообщество.

2. Если по другим правовым профессиям основы этики мы находим в кодексе, то многие принципы профессиональной деятельности судей закреплены в законах.

3. В профессиональной этике судьи регулируются вопросы не только этики, но и этикета. Именно они закреплены в НПА. Например, согласно процессуальным кодексам, судья выноит приговор стоя, существует особый порядок обращения к участником процесса и судье. Судья обязательно должен вести заседание в мантии.

4. Существуют специальные органы судебного сообщества, которые разрабатывают правила и применяют их. Например, высшая квалификационная коллегия РФ.

Принципы судейской этики в РФ (базовые):

1. Компетентность (квалифицированность).

2. Независимость

3. Объективность и беспристрастность

4. Равенство

5. Добросовестность

6. Отсутствие конфликта интересов

Компетентность. Простой и сложный вопрос. Простой, потому что компетентность проверяется на экзамене. Все судьи в РФ его сдают. Этот экзамен принимает специальная комиссия. Также проходят квалификационную аттестацию. Оценка уровня профессиональных знаний и умение применять их при осуществлении правосудия. Что все таки является критерием компетентности? На практике сложилась ситуация, что критерием компетентности часто является количество отмененных решений судьи вышестоящими инстанциями.

Многие судьи не согласны с этим, в частности то определение, которое дал КС в постановление в связи с жалобой гражданки Матюшенко, которая касается этой проблемы. Матюшенко была судьей Преображенского районного суда г. Москвы и допустила грубое нарушение - не учла обстоятельства, доказывающие невиновность лица и оставила в силе приговор мирового судьи. Позиция Матюшенко: “это мое внутреннее убеждение и судейское усмотрение”. Никто не мешает убеждению и усмотрению, с одной стороны, но с другой стороны есть обстоятельства, которые надо учитывать. Может быть, это могло быть неплохим критерием, если бы не одно НО: по всей стране эти цифры очень отличатся (где-то можно привлечь к отвественности за 2 отмененных дела, где - то за 20). Хотелось бы иметь какое-то единообразие.

Компетентность измерять какими-то едиными требованиями, кроме как вынесенными решениями и их качеством, наверное, нельзя. Определенное количество решений судей содержит положения, гуляющие по интернету, но здесь можно сослаться на большую

занятость судей и большой объем бумажной работы, поэтому иногда на это закрывают глаза. Определение этого принципа на практике вызывает вопросы. Единых требований нет, но, когда 20 решений отменяются, это повод не только для мягкого дисциплинарного наказания, но и для лишения статуса судьи.

Независимость судей (ФЗ «О статусе судей). Независимость гарантируется:

1. несменяемость (независимость обеспечивается несменяемостью);

Обеспечивается в соответствии законодательством РФ. Означает, что судья не подлежит переводу в другую должность или в другой суд без его согласия. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в соответствии законом.

По мнению ГМ, примером нарушения принципа является ликвидация ВАС, многие судьи просто ушли в отставку (они не были переведены никуда).