
- •Юридический факультет Московского Университета: история развития и преподавания правовых наук.
- •Развитие юридического образования в Российской империи в XIX-XX вв.
- •Университетские уставы и юридическое образование в Российской империи в XIX в.
- •18 Июня 1863 г. Был утвержден новый Общий устав императорских российских университетов.
Развитие юридического образования в Российской империи в XIX-XX вв.
Первая треть XIX века
Начало XIX в. ознаменовалось в истории России целой серией государственных преобразований, которые потребовали развития и юридической науки. Данный этап завершился принятием Манифеста 31 января 1833 г. о создании Полного собрания и Свода законов.
Первая треть 19 века оказалась революционной эпохой в истории развития юридического образования. За короткое время было открыто еще 5 императорских университетов. В России появились первые университетские уставы. Была создана солидная законодательная основа организации и деятельности учебных заведений. В дополнение к университетскому юридическому образованию должна формироваться система обучения научной юриспрудениции в лицеях и в высших училищах. Увеличение количества юридических учебных заведений означало, что в России начала складываться необходимая для развития юридических наук общественная среда. Не случайно в указанный период появились первые российские юридические журналы, стало значительно больше книг по юриспруденции. В это время уже можно говорить о российской юридической литературе.
XIX в. отличался бурным развитием законодательной базы высшего (в том числе и юридического) образования. Этому способствовало создание в 1802 г. руководящего органа - Министерства народного просвещения.
Реформы системы народного образования в начале XIX века. 18 марта 1802 года император Александр I повелел тайным советникам и сенаторам: Муравьеву и графу Потоцкому, а также стацкому советнику академику Фусу «составив особый комитет, рассмотреть в нем представленные новые уставы С. Петербургской императорской академии наук, Академии Российской и Московского университета. Сравнить с лучшими иностранными заведениями, сделав надлежащие перемены и дополнения». В ходе составления устава велись ожесточенные дискуссии об уровне университетской автономии. Выбор стоял между французской моделью — строгим государственным контролем над университетом — и немецкой, которая предполагала наделение университета широкой автономией. В итоге члены комитета выбрали немецкий вариант. Проект университетского Устава был составлен В. Н. Каразиным и впоследствии был доработан академиком Н. И. Фурсом.
8 сентября 1802 года был издан высочайший Манифест «Об учреждении министерств», среди которых значилось Министерство народного просвещения.
5 ноября 1804 года император Александр I подписал «Утвердительную грамоту Императорского Московского университета» и его устав. Через некоторое время данный документ стал нормативным актом Казанского и Харьковского университетов. Таким образом, он является первым общим университетским уставом Российской империи.
Программа преподавания университетских наук по юридическим уставам. § 24 Устава Московского университета определял: «отделение нравственных и политических наук оставляют: 1) профессор Богословия, догматический и нравоучительный. 2) — толкование Священного писания и Церковной истории. 3) — Умозрительной и Практической философии. 4) профессор Прав: Естественного, Политического и Народного. 5) — Прав Гражданского и Уголовного судопроизводства в Российской Империи. 6) — Прав знатнейших как древних, так и нынешних народов. 7) — Дипломатики и Политической экономии.
Учебная программа юридического факультета, предусмотренная Университетскими уставами 1804 года, создавала более широкие возможности для изучения истории и современного состояния иностранного права, нежели те, которые представлялись прежней университетской программой. Университетские уставы 1804 года добавили в учебную программу юридического факультета богословские и философские науки. Прежде они изучались только в рамках философского факультета, не окончив которого нельзя было поступать на учебу юридического факультета.
Особый интерес представляет X глава университетского устава 1804 года. Она называется «О студентах вообще», в ней рассматривается порядок поступления в университет. Молодой человек, желающий стать студентом, должен был предоставить Правлению университета свидетельство о своем состоянии и свидетельство директора гимназии, в котором он описывал поведение ученика и его успехи в науках. Юноши должны были прослушать обязательный курс лекции, и только после этого они могли перейти к изучению отдельных отраслей науки.
В 1803 г. был открыт Демидовский юридический лицей в Ярославле, где с 1833г. юридические и камеральные дисциплины официально были признаны ведущими. В 1851 г. лицей был выведен из подчинения Московскому университету, а в связи с предстоящей судебной реформой по предложению К.Д. Кавелина преобразован в 1870г. в Демидовский юридический лицей.
Юридическое образование высокого качества давал также Александровский (Царскосельский) лицей, основанный в 1811 г. Он готовил будущих чиновников для всех органов государственного управления империи. Высоким был престиж открытого в декабре 1835 г. в Петербурге Правового училища, представляющего собой закрытое учебное заведение, созданное на средства принца П.Г. Ольденбургского для «образования благородного поношества на службу по судебной части» .
Юридическое образование во второй трети XIX века.
Особый период в истории юр. образования: начальный пункт – создание «Полного собрания» и «Свода законов» РИ (манифест от 31.01. 1833); конечный пункт - принятие в 1863 году нового университетского устава и начало судебной реформы (по утверждению судебных уставов от 20 ноября 1864 года).
Осуществленная М. М. Сперанским систематизация российского законодательства (не было систематизации, ведь до середины XIX века не было науки и не знали методов (с лекции)) повлекла за собой со всей неизбежностью реформу всей отечественной системы подготовки юристов. Начало этой реформе было положено принятием в 1835 году Общего устава императорских университетов (не нравственно-политическая, а юридическая профессия). В нем была закреплена новая идеология юридического образования:
Теперь опора в изучении действующих российских законов делалась не на абстрактные естественно-правовые доктрины (оторвана от реальной жизни общества и истории; оторванность от религии и этики («бездушный и неподвижный скелет»)), а на их исторические корни. Законодательство – масса не застывших правовых норм, понятий и терминов, но пребывающая в постоянном движении, в изменении и развитии.
Новые тенденции в развитии российского юридического образования отчетливо проявились в содержании учебной программы юридического факультета (7 предметов: энциклопедия или общее обозрение системы законоведения (ТГП); римское законодательство и история римского права; гражданские законы; законы благоустройства и благочиния; законы о гос. повинностях и финансах; законы полицейские и уголовные; начала общенародного правоведения (Jus gentium).
Также формируются кафедры и отрасли (но, в отличие от Устава Университета Св. Владимира, есть 1 нововведение – кафедра «начал общенародного правоведения» или международного права);
Программа факультета предопределила характер и научной деятельности русских правоведов указанного периода (вопрос 6);
Также происходит формирования в России таких юридических наук, как государственное, уголовное и гражданское право, уголовное судоустройство и судопроизводство, гражданское судоустройство и судопроизводство. И все эти науки брали свое начало в исследованиях истории соответствующих правовых институтов — государственных, административных, уголовно-правовых, гражданско - правовых, процессуальных.
Следует признать, что вторая треть XIX века была периодом господства в русской научной юриспруденции исторического подхода изучения права (ориентация правоведов на изучение действующего права), но при этом не уменьшалось значение других методологических подходов и наук. Данный момент на этот момент уже возобладал немецкой юриспруденции (благодаря трудам Гуго, Савиньи, Пухты и т.д.).
Государственное право (М.М. Сперанский, К.О. Дюгамель, М.П. Клобуцкий.
В уставе 1804 года предмета под названием «государственное право» не было. Однако в трудах русских правоведов первых десятилетий 19 века, в которых давалось обозрение юридических наук, оно постоянно упоминается. Пониманию государственного права сначала мешало господство естественно-правовых доктрин. Формированию же науки положило издание «Свода законов РИ», в ходе разработки которого М.М. Сперанский решал вопросы о существе каждого рода законов и в первую очередь государственных. Под названием государственных законов подразумевалось публичное право. «Законы основные, законы о состояниях и государственных учреждениях» преподавались на юрфаке по Уставу 1835 года (до этого устава данная дисциплина преподавалась лишь в Дерптском университете). Большую роль в формировании данной науки сыграли исторические исследования государственного строя России (Б.Н. Чичерин «Областные учреждения России в 17 веке»; К.А. Неволин «Образование управления в России от Иоанна 3 до Петра Великого»).
Уголовное право
Термин «уголовное право» был в ходу в первой трети 19 века, употреблялся даже в названиях книг, однако под ним понималась не самостоятельная отрасль русского права и научной юриспруденции, а простая совокупность правовых норм о преступлениях и наказаниях (как материальные, так и процессуальные). В систематизации М.М. Сперанского уголовные законы отнесены к роду законов государственных. Большая часть трудов по истории русского права (С.И. Баршев – автор первого учебного курса уголовного права; начал преподавать на юрфаке с введением в действие устава 1835 года) была посвящена преступлениям и наказаниям в том виде, в котором эти явления предстали в русских правовых памятниках (наибольший прогресс юридических наук, следовательно, был именно в уголовном праве). Также разработкой науки занимались Гордеенко (профессор юрфака Харьковского университета), Штекгардт (профессор Императорского училища правоведения, признающий значение философского элемента в уголовном законоведении). Формирование науки уголовного права происходило постепенно, так что многие высказывания профессоров казались сначала высказываниями священников в храме (сейчас эти высказывания кажутся простыми и очевидными), ведь правоведы пытались раскрыть в том числе и нужность знания психологии при издании законов (цитата Баршева об уголовном законе, который не должен унижать преступника нравственно и т.д.).
Гражданское право
Термин появился в русской юридической лексике в 60-ые годы 18 века. В первой трети 19 века под гражданским правом правоведы понимали совокупность всех законов, изданных государственной властью и действующих в гражданском обществе (отношения гос-во – общество; отношения гражданин-гражданин), поэтому наряду с термином «гражданское право» они употребляли «частное ГП», противопоставляя его «государственно-публичному ГП». Также в содержание частного гражданского права включались как материальные, так и процессуальные нормы. Проект Гражданского уложения 1809 года выражал понимание гражданского права как совокупность норм, регулирующих отношения между частными лицами (хотя такое понимание начинается уже с 1804 года). При систематизации законодательства М.М. Сперанский разделил государственное и гражданское право (гражданские законы были 2-ух разрядов). Изучение законодательного материала в Своде законов было дополнено исторической методологией, поэтому наука ГП формировалась в тесной связи с историко-правовой наукой (К.А. Неволин, А.И. Кранихфельд, Ф.Л. Морошкин (изучал связь подчеркнутых наук), Д.И. Мейер, К.Д.Кавелин (занимался проблемой сущности гражданского права)). Большинство трудов данного периода посвящено учению о владении как обособленному от права собственности институту.
Развитие научной юриспруденции в 60-80-е гг.
Государственное право- читались лекции по теории государственного права, государственному праву важнейших иностр. государств и русскому государственному праву ( т.е. произошло преобразование: включение теории и права иностранных госуд-в). Наука переориентировалась на изучение устойчивых конструкций и свойств государственного строя, т.к. все постоянно могло меняться. Благоприятствовало развитию науки и оживление интереса людей к политике и проблемам государственной власти. Главной проблемой была выработка понятия «государство», рассмотрение теории разделения властей, учения о законе.
Уголовное право- до этого не являлось самостоятельной отраслью правоведения ( раньше соединялся с гражданским правом и считался ее продолжением,; только при Сперанском уголовное право было отделено в «Своде»); изначально по Уставу оно объединялось с полицейским правом и уголовным судопроизводством, но потом было отделено от полицейского права. Соединение уголовного права и уг. судопр-ва объяснялось тем, что праведы понимали первое в качестве теории, а второе в качестве практики (что ошибочно). В рамках юридического факультета Московского университета в 1868 эти две отрасли были выделены в отдельные кафедры. Устав вводит вместо курса уголовных законов уголовное право( разрабатываются и изучаются понятия преступления и наказания).
Гражданское право- По Уставу 1863 г. предмет назывался «гражданское право», а до этого были «гражданские законы»( изучалось не только законодательство, но и познавалась вся система гражданско-правовых отношений). Велась работа по разработке начал гражданского права, т.к. после судебной реформы выяснилось, что многие институты устарели. Разработка основных понятий и их сущности (вопросы об вещных и имущественных правах, попытка разграничить гражданское право и государственное право ( но не было). Возникали проблемы не только с определением предмета гражданского права, но и с организацией его системы.
Юридическое образование в эпоху Великих реформ
Реформы создали благоприятную основу для развития научной юриспруденции.
Судебная реформа распространила принцип всеобщей гражданской свободы на суд: он стал самостоятельным учреждением, защищающим права личности, действующим на основе принципов гласности, независимости, состязательности и при этом-с участием представителей от населения (суд присяжных).
На развитие юридического образования и юриспруденции в России в эпоху «великих реформ» определяющее влияние оказали два события: принятие 18 июня 1863 года нового Общего устава рос. императорских университетов. и издание 20 ноября 1864 г. основополагающих законодательных актов судебной реформы: «Учреждения судебных установлений» и трех судебных уставов – уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Университетская реформа внесла серьезные изменения в учебную программу юридических факультетов.
Ст. 202 «Учреждения судебных установлений» (20 ноября 1864) ввела правило: должности председателей, товарищей председателей и членов судебных мест, судебных следователей, чинов прокурорского надзора, обер-секретарей, секретарей и их помощников могли замещать только те лица, которые имеют аттестаты университетов или других вузов об окончании курса юридических наук ,или тех, кто сдал специальный экзамен, или доказал на службе свои знания ( то есть обязательное требование диплома)
Ст. 354 того же акта гласит, что присяжными поверенными могут стать лица, окончившие университет или вуз по юридической науке или сдали специальный экзамен + они должны были прослужить не менее 5 лет по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой в качестве помощников присяжных поверенных.
Эти нововведения способствовали возникновению в России устойчивой и многочисленной группы людей, чья практическая деятельность оказывалась тесно связанной с юридической наукой.
Значение: юристы, окончившие юридическое образование, становились проводниками практики в науку, которые не механически выполняли работу, а еще и перерабатывали; сформировалось целое «сословие юристов» (без которого невозможно было развитие юриспруденции до этого времени). До этого судили купцы, мещане, дворяне и сельские обыватели, которые ничего не понимали в юриспруденции, Сенат (высшая апелляционная и кассационная инстанция) состояла из людей с различным образованием, но только не с юридическим. До реформы вовсе сложилось убеждение, что теоретическое образование вовсе не нужно судье, что изменилось после реформы, когда научной юриспруденции стали придавать значение необходимого условия для отправления правосудия.
Таким образом, в результате судебной реформы повысилась роль судьи, что стимулировало развитие научной юриспруденции, так как теперь большинство молодых людей пошли в университеты на юридический факультет (так, в 1863 г. юристы в университетах составляли треть от общего числа студентов, а в 1871г. – уже больше половины).
По сути процесс подготовки судебной и университетской реформ являлся своего рода грандиозной научно-исследовательской работой в области правоведения ( обобщение исторического опыта развития университетского образования и определение наиболее оптимального содержания юридического образования, изучение судоустройства и судопроизводства в ведущих иностранных государствах и др.)
Преобразование суда создавало новые условия для юридической деятельности, которые в свою очередь требовали обновления системы подготовки юристов, модернизации учебной программы юридического факультета.
Университетская реформа была призвана остановить упадок российских университетов (гл. причины: равнодушие ученых кругов к жизни университетов и общества к науке, материальные проблемы профессоров, недостаток хороших профессоров, скудость учебных пособий и т.д.) Параллельно с университетской реформой шло преобразование Министерства просвещения.
Вопросы при разработке проекта Устава на 1861-62гг.: о значении университетов, о преподавателях университетов (гл. проблема: до данного времени все преподаватели приглашались из иностранных государств или направлялись за границу для повышения квалификации, поэтому необходимо было создать свои кадры), об управленческом составе университета ( деканы, ректор), о предметах и новых курсах , о приеме в университет, об испытаниях, о составе отдельных факультетов ( в т.ч. юридического),о внутренней организации университета.