Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
458.2 Кб
Скачать

Адвокатская тайна

Разница между адвокатской тайной и конфиденциальными сведениями. Адвокатская тайна более широкое понятие. Не все сведения, которые входят в адвокатскую тайны, являются конфиденциальными. В нее входят обычные сведения, которые могут быть даже опубликованы, но юрист не должен об этом говорить, вплоть до имени, год рождения.

Адвокатская тайна – любые сведения, которые составляют адвокатское производство.

Есть относительный момент. Когда адвокат может раскрыть тайну? Если адвокат привлечен в качестве соучастника по уголовному делу. Если это общеизвестные сведения. Если ему дает на это разрешение доверитель.

Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на:

  • Факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;

  • Все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;

  • Сведения, полученные адвокатом от доверителей;

  • Информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;

  • Содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;

  • Все адвокатской производство по делу;

  • Условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;

  • Любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Адвокатская информация

Так как адвокатская деятельность не является предпринимательской, адвокат не имеет права рекламировать свои услуги. Соответственно, адвокат может лишь распространить о себе информацию. Адвокатская информация – информация об адвокате.

Ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката: информация об адвокате не может содержать: 1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов; 4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызвать у низ безосновательные надежды.

В США до 30-х годов считали, что адвокатская деятельность – квалифицированная юридическая помощь и запрещали любую рекламу. Ситуация изменилась, когда в середине 30-х годов два юриста из Флориды обратились в Верховный Суд с тем, что их за рекламу лишили статуса. Нет ли здесь противоречий со свободой слова. Противоречие связано с тем, что каждый человек имеет право говорить о своих профессиональных качествах. В каждом штате есть свое ограничение по адвокатской рекламе.

Адвокатский гонорар

Адвокат имеет право получить вознаграждение за исполняемую работу, в т.ч. за возмещение понесенных им издержек и расходов. С одно стороны, это обычный гражданско-правовой договор, а с другой, есть некоторые особенности: адвокат не может расторгнуть этот договор, а оплата может быть только в денежной форме. Основания для вознаграждения: объем и сложность работы, опыт и квалификация лица, сроки). Некоторые палаты устанавливают примерные тарифы по тем или иным делам. Но эти расценки необязательны. Адвокаты могут включить в соглашение дополнительные услуги.

Гонорар «успеха» - сумма, которая предусматривается в соглашении в зависимости от благоприятного для доверителя результата. С одной стороны, адвокат соглашается вести дело за определенную сумму, с другой стороны, предлагает заплатить больше в случае благоприятного исхода. Позиция судов не соответствует настроениям адвокатов.

ВАС РФ, обобщая практику исполнения договоров на оказание юридических услуг, открыто заявил: нельзя удовлетворять требования исполнителя о выплате вознаграждения, если договором факт выплаты гонорара был поставлен в зависимости от будущего решения суда или иного органа (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. №48).

КС РФ. Суд посчитал, что деятельность государственных органов «не может быть предметом частноправового регулирования», а достижение конкретного результата не входит в предмет договора оказания услуг (Постановление КС РФ от 23 января 2007 года №1-П).

Гонорар успеха широко применяется, но это делается в форме выплаты проигравшей стороной расходов по организации правовых услуг и консультацией. У ВАС было требование, чтобы это было в разумных пределах. На практике эти разумные пределы выглядят по-разному, потому что оценивает это суд.

Финансовый контроль со стороны доверителя:

Еще одна проблема – адвокат принимает поручение доверителя по распоряжению его деньгами. Это тоже часть адвокатской деятельности. Иногда это делается для введения процесса, скажем, адвокату нужно платить экспертам, специалистам, или же – доверитель оказался один. Какие есть рекомендации, чтобы адвокат не злоупотреблял, когда ему предоставляются деньги? Во-первых, средства доверителя всегда должны находиться на счете в банке или в другой организации (каких-нибудь профессиональных участников рынка ценных бумаг) с тем, чтобы они не смешивались со средствами самого адвоката. Адвокаты часто берут средства и кладут себе на счет.

Каждая финансовая операция должна сопровождаться специально утверждаться письменным указанием доверителя. Он не успел получить – идет и пробует потом получить. Если письменно не оформлено – это основание для дисциплинарного производства. Адвокаты у нас ведут себя так, будет это их родственники и они о них заботятся – чаще всего, они оформляют это для того, чтобы не платить налоги

Ответственность адвоката:

  • замечание

  • предупреждение

  • прекращение статуса адвоката

Постановление ЕСПЧ от 6 декабря 2012 года «Мишо против Франции»

В июле 2007 года Национальный совет адвокатуры решил принять профессиональный регламент, в частности, имеющий целью обеспечение исполнения обязательств, возложенных на юридическую профессию в контексте борьбы с легализацией денежных средств в соответствии с Европейской директивой 2005/60/EC. Согласно им адвокаты были обязаны при определенных обстоятельствах доносить в Управление разведки и противодействия подпольным финансовым схемам (Tracfin) о принадлежащих их клиентам денежных суммах, которые, по их мнению, получены за счет преступной деятельности такой, как легализация денежных средств.

В октябре 2007 года заявитель, являющийся адвокатом, обратился в Государственный совет по вопросу отмены решения совета адвокатуры. 23 июля 2010 г. его жалоба была отклонена.

По мнению заявителя, возложенная на адвокатов обязанность доносить об имеющихся у них подозрениях составляла вмешательство в их право на уважение корреспонденции, поскольку они должны были доносить административному органу информацию относительно другого лица, полученную за счет контактов с ним. Она также составляла вмешательство в их право на уважение личной жизни, которое охватывает деятельность профессионального или делового характера.

ЕСПЧ постановил, что правила о необходимости разглашения информации о счетах клиентов не распространяются на те случаи, когда адвокат осуществляют именно профессиональную защиту и представительство доверителя именно в уголовном деле. Тогда адвокатскую тайну нельзя нарушать.

Адвокаты должны донести информацию, если в контексте своих профессиональных обязанностей они от имени и в интересах клиентов принимали участие в финансовых или имущественных сделках или действовали в качестве доверительных собственников, и, во-вторых, если опять-таки в контексте своих профессиональных обязанностей они оказывали содействие своим клиентам в подготовке или совершении транзакций относительно ряда определенных операций.

Этими операциями являлись: (1) покупка и продажа недвижимого имущества или коммерческих структур, (2) управление денежными средствами, ценными бумагами или иными активами клиентов... (4) организация вкладов, необходимых для учреждения компаний, (5) учреждение, деятельность компаний или управление ими, (6) создание, деятельность иностранных трастов в соответствии с иностранным законодательством или аналогичных структур или управление ими.

Законодательство предусмотрело фильтр, защищавший профессиональную тайну:

адвокаты не передавали сведения непосредственно в Tracfin, но, в зависимости отобстоятельств, председателю адвокатского совета Государственного совета и Кассационного суда или председателю адвокатского совета, членами которого они являлись. Соответственно, информация сообщалась профессионалу, который не только был связан теми же правилами поведения, но и был избран равными ему членами.

Дело от 3 февраля 2011 года «Кабанов против России»

ЕСПЧ рассмотрел жалобу бывшего адвоката Кабанова, который был лишен статуса адвоката Советом адвокатской палаты Архангельской области за непочтительное отношение к судьям Архангельского областного суда. В своих ходатайствах и жалобах Кабанов крайне нелестно писал о работе судей данного суда, давая оценку их личностным качествам.

Председатель Архангельского областного суда направил жалобу в Совет адвокатской палаты Архангельской области (далее - Совет), ссылаясь на то, что вышеизложенные высказывания являются оскорбительными и несовместимыми с Кодексом профессиональной этики адвоката.

Совет адвокатской палаты привел данную формулировку: Адвокаты должны быть при любых обстоятельствах тактичными и корректными по отношению к противной стороне и должностным лицам, включая судей. Они должны проявлять уважение по отношению к суду и обжаловать судебные акты корректно и в соответствии с законом.

Адвокат обжаловал данное решение в ЕСПЧ с формулировкой того, что у него нет возможности обжаловать решение Совета адвокатской палаты Архангельской области, ведь жалоба на решение Совета рассматривается в Архангельском областном суде, председатель которого и направил жалобу на адвоката. То есть суд не беспристрастен. ЕСПЧ с этим согласился.

Европейский Суд отмечает, что национальные власти приняли решение о прекращении статуса адвоката заявителя. Нельзя не признать, что эта мера являлась суровой санкцией. Поведение заявителя отражает недостаточное уважение к судьям областного суда. Тем не менее, хотя комментарии являлись грубыми, они касались способа, которым судьи рассматривали дело, в частности, его отстранения от исполнения обязанностей защитника Р. в ходе разбирательства уголовного дела и отказа судей принять меры по его надзорной жалобе, и ограничивались этими вопросами.