
- •Вопрос 1. Психосенсорные расстройства.
- •Вопрос 2. Деперсонализационно-дереализационные синдромы
- •Вопрос 3. Синдромы навязчивостей (это невротические и неврозоподобные синдромы)
- •Вопрос 4. Истерический синдром: структура, клиническое значение. Понятие о конверсионных симптомах.
- •Вопрос 5. Ипохондрический синдром: структура, клинические варианты, клиническое и общемедицинское значение. (стр. 161)
- •Вопрос 6. Дисморфоманический синдром: структура, клиническое и социальное значение.
- •Вопрос 7. Маниакальный синдром: структура, варианты, клиническое и социальное значение.
- •Вопрос 8. Депрессивный синдром: структура, клиническое и социальное значение.
- •Вопрос 9. Дисфорический синдром: структура, клиническое и социальное значение.
- •Вопрос 10. Астенический синдром: структура, клиническое и общемедицинское значение.
Вопрос 5. Ипохондрический синдром: структура, клинические варианты, клиническое и общемедицинское значение. (стр. 161)
ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – состояние, при котором внимание к своему здоровью становится чрезмерным, утрированным озабоченностью или убежденностью в несуществующем заболевании.
Варианты ипохондрического синдрома.
Обсессивная ипохондрия. Больных одолевают сомнения, не страдают ли они тем или иным соматическим заболеванием. Хотя больные обычно понимают абсурдность этих предположений, избавиться от навязчивых мыслей не могут. Мысли о развитии у них одного заболевания нередко сменяются не менее навязчивым опасением по поводу другого недуга.
Депрессивная ипохондрия. Подавленное настроение сопровождается рядом разнообразных неприятных ощущений во внутренних органах и мыслями о неизлечимом заболевании. Обратное развитие депрессии приводит к исчезновению ипохондрических расстройств.
Бредовая ипохондрия. Возможны паранойяльный ипохондрический бред, а также состояния, в которых ипохондрические расстройства тесно связаны с явлениями психического автоматизма. Больные высказывают твердую убежденность в некоем заболевании и требуют лечения. У больного возникает убеждение, что болезнь развилась в результате воздействия на его организм внешних воздействий (гипноз, радиация, лазер и т.д.). Ипохондрический бред может проявляться и убежденностью больных в том, что организм разрушается вирусами, микробами, насекомыми, которые ввели им преследователи (бред одержимости). Ипохондрический бред может подвергаться фантастическому преобразованию, а иногда фантастические представления достигают степени громадности.
И.с. в структуре отдельных болезней.
Ипохондрический синдром в сочетании с синдромом навязчивости бывает при психопатии психастенического круга, при вялотекущей шизофрении. Ипохондрическая депрессия наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, шизофрении (приступообразное течение). Ипохондрические паранойяльные и параноидные состояния наиболее типичны для шизофрении, протекающей как непрерывно, так и приступообразно-прогредиентно.
Диагностика
Клиническая оценка
Постановка диагноза, включает следующие:
Пациент обеспокоен страхом наличия серьезной болезни или возможности ей заболеть.
У пациентов нет никаких соматических симптомов или они минимальны.
Больной крайне обеспокоен состоянием здоровья и легко впадает в беспокойство по поводу личных проблем со здоровьем.
Пациент постоянно проверяет состояние здоровья или неадекватно избегает выполнения врачебных предписаний и больниц.
Пациент был поглощен болезнью ≥ 6 месяцев, хотя определенные опасения относительно заболевания могут изменяться в течение этого периода времени.
Симптомы не соответствуют симптомам депрессии или иного психического расстройства.
Вопрос 6. Дисморфоманический синдром: структура, клиническое и социальное значение.
При дисморфомании переживания своего телесного несовершенства приобретают характеристики сверхценных или бредовых. Представляет собой более тяжелое расстройство, чем дисморфофобия, в некоторых случаях постепенно развиваясь из него, а в некоторых неожиданно возникает без предшествующей стадии фобий. Здесь у больного уже нет сомнений, но есть четкая убежденность в том, что именно во внешности «не так» и как именно внешность влияет на отношение к нему окружающих (бред отношений — убежденность в том, что нейтральные или относящиеся к другим лицам замечания окружающих на самом деле относятся к больному, намекают на него). Приходя к врачам, больные требуют проведения определенных вмешательств, проведения их таким образом, как это следует из их бредовой фабулы (обычно это странные, нелепые пожелания). Если врач соглашается выполнить такое вмешательство, то после него больному не становится лучше (ведь бред, в отличие от навязчивых идей, не поддается коррекции с помощью внешних вмешательств — будь то беседа с врачом, будь то пластическая операция). В некоторых случаях после подобных пластических операций больные, у которых по-прежнему остается фиксация на тех же мнимых дефектах своей внешности, теперь уже считают врачей повинными в этих дефектах (бредовая фабула расширяется идеями ущерба), требуют от них новых исправлений внешности или возмещения вреда, иногда проявляют в адрес врачей агрессию.
Сверхценная дисморфомания обычно заключается в увлечении изменениями своей внешности в контексте какого-либо субкультурального течения, но доведенные до предела эти изменения начинают нести негативные последствия для социальной жизни и здоровья индивида (полное покрытие себя татуировками, расщепление языка, имплантированные рога, введение масляных растворов в мышцы для создания иллюзии их больших размеров и пр.).