
ПТ 1
.docxВ настоящее время понятие психическая травма определяется как глубоко индивидуальная реакция на то или иное, как правило, трагическое или чрезвычайно значимое для личности событие, вызывающее чрезмерное психическое напряжение и последующие негативные переживания, которые не могут быть преодолены самостоятельно и вызывают устойчивые изменения состояния и поведения.
Считается, что разные типы травмирующих событий оказывают неодинаковое разное на людей. На основании этого, Л. Бурбо выделяет пять психотравм: униженности; несправедливости; предательства; отвержения; покинутости, которые мешают человеку быть самим собой и приводят к серьезным психосоматическим нарушениям. В то же время Л. Терр допускает более широкую классификацию, включающую однократные и хронические (комплексные) нсихотравмы, которые угрожают жизни человека, вызывают чувства беспомощности, бессилия и разрушают здоровье. Однократные психотравмы понижают риск развития IITCP, в то время как комплексные (сочетающие множество разнообразных травмирующих ситуаций с последующей виктимизацией личности) увеличивают риск развития ПТСР.
В классификация Ф. Рупперта'[4] травмы различаются по типам неразрешенных эмоциональных конфликтов:
1) экзистенциальные психотравмы (ситуации насилия и несчастные случаи, ситуации смертельной угрозы жизни и здоровью);
2) травма потери (потеря любимого человека или важного условия жизни);
3) травма отношений (поражения эмоциональных связей: отвержение, предательство, измена);
4) травма системных отношений (поступки, которые трудно оправдать этически и морально: нападения, убийства, инцест).
В отечественной психологии Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков выделяют следующие группы нсихотравм:
1) психические травмы «эмоционального лишения» (лишение объекта привязанности);
2) травмы, связанные с разнообразными конфликтами;
3) катастрофические травмы, представляющие угрозу для жизни (землетрясение, наводнения, крушения и т.п.)[5].
В зависимости от роли вторгающегося события В. Н. Мясищев выделяет травмы[6]:
• объективно-значимые;
• условно-патогенные.
Объективно-значимыми травмами являются те, которые определены высокозначимыми травматическими событиями для большинства людей (смерть близкого, развод, увольнение). Условно-патогенные обусловлены травматическими событиями, вызывающими переживания, связанные с утратой значимых, скорее материальных ценностей (потеря имущества, жилья и т.п.).
И. С. Якиманская[7] [8] сделала попытку анализа воспоминаний взрослых людей о детских психологических травмах и выделила следующие группы:
1) травма утраты базового доверия, связанная с разрушением эмоциональных связей;
2) травма, связанная с эмоциональной и физической болью;
3) травма безысходности и отсутствия выбора.
Исходя из анализа человеческих взаимоотношений и типологического различения участников травматической ситуации, делит психологические травмы Е. И. Красило. При этом травмированными являются обе стороны взаимодействия (автор называет их социальными невротиками), что выражается в формировании патологического межличностного образования в форме власти — подчинения (назовем это взаимной виктимизацией). Итак, автор выделяет следующие типы психологических травм:
1) травма актуальная, переживаемая пассивной стороной взаимодействия (жертвой) достаточно болезненно и ярко;
2) травма потенциальная (возможная), переживаемая активной стороной взаимодействия (персонификатором) извращенно позитивно, равнодушно и безлично.
5
В классификации И. К. Силенок[9] на основании анализа утраты свободы взаимодействия с окружением выделяется три типа психологических травм:
1) травма физического типа, касающаяся нарушений целостности физических границ человека и связанных с этим переживаний;
2) травма нарциссического типа, затрагивающая «Эго» человека, сопровождающаяся разрушением внутренней целостности и препятствующая формированию идентичности;
3) травма социальных отношений, относящаяся к разрушению целостной картины социального мира и ролевых связей и отношений в нем.
В исследованиях особенностей преодоления психологических травм на основе контент-анализа субъективных оценок людьми жизненного травматического события были выделены следующие типы психологических травм:
1) травма отвержения (предательство, изгнание, отторжение, измена);
2) травма разрыва отношений (конфликты, ссоры, расставания);
3) травма утраты (смерть близкого человека);
4) травма, связанная с серьезными проблемами со здоровьем;
5) травма физического насилия[10].
Как видим, в психологии довольно много разнообразных подходов к классификации психологических травм. Обобщенный анализ позволил выделить всего несколько групп, имеющих разные основания:
1) травмы в соответствии с типами неразрешенных эмоциональных конфликтов (экзистенциальная, травма утраты, травма отношений, травма системных отношений);
2) по временному воздействию на личность: травма шоковая, острая, хроническая;
3) в зависимости от типа ситуации (в контексте выделения ситуаций повседневности или неповседневности);
4) по субъективному отношению человека к ситуации: травма актуальная, возможная (рис. 3.2).
Центральной темой в данной классификации является тема неразрешенных эмоциональных конфликтов, потому что травма работает, в первую очередь, на уровне чувств. На основе богатого психотерапевтического опыта Ф. Рупперту удалось выделить центральное чувство в каждом из конфликтов: страх смерти — при экзистенциальной травме; страх оставленного — при травме потери; разочарование — при травме отношений; стыд и вина — при переживании травмы системных отношений. Однако в своей классификации автор описывает не только негативные последствия переживания психотравм, но и их возможную альтернативу. Так, эмоциональный конфликт в случае переживания экзистенциальной травмы заключается, с одной стороны, в замыкании на себе, с другой — в душевной стойкости. При травме потери, эмоциональный конфликт обнаруживается в фиксации на негативных чувствах или освобождении от них. Эмоциональный конфликт ставит человека перед выбором: никому не доверять или доверять и любить при травме отношений. Обнаружив травму системных отношений, эмоциональный конфликт зафиксирован, с одной стороны, в тайнах и сокрытии, с другой — в принятии ответственности и вины.