Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Istoria_10_klass_Urok

.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.10.2022
Размер:
21.1 Кб
Скачать
  1. Для культурного строительства большую роль сыграло создание в декабре 1922 г. Союза ССР, содействовавшего не только росту экономики входивших в него равноправных республик, но и расцвету их национальной культуры, образования и науки.

Культурное строительство в восстановительный период осуществлялось в условиях хозяйственной разрухи и острой классовой борьбы, недостатка материальных и финансовых средств1251.

После Гражданской войны большевики приняли решение поставить под свой контроль духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс по делу Петроградской боевой организации. Её активными участниками были объявлены известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилёв.

Политика большевиков в области культуры в целом была направлена на решение двух главных взаимосвязанных задач. Первой главной задачей стало установление идеолого-партийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования социалистической культуры. Второй главной задачей большевиков был подъём общего культурного (прежде всего образовательного) уровня населения.

  1. Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат.

Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. (Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14- 69»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренёва («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Весёлого («Россия, кровью умытая») и др.)

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Возникают самые разные художественные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова.

В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложив основы современного индустриального дизайна.

  1. О цензуре. Партия большевиков закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества. В 1922 г. был создан Главлит как специальный цензурный орган по контролю за печатными публикациями. В августе 1922 г. из страны были высланы 160 крупных учёных и писателей которые не приняли Советскую власть, в частности Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, П. А. Сорокин, А. А. Кизеветтер, С. Л. Франк, Н. О. Лосский и др. Эта акция вошла в историю как «философский пароход». Руководство большинством отраслей культуры осуществлялось Народным комиссариатом просвещения (далее — Наркомпрос) во главе с А. В. Луначарским под общим контролем ЦК большевистской партии.

  1. Также произошли изменения в церкви. Большевики провозгласили себя атеистами и вели наступление на религию, говоря военной терминологией, по всему фронту с использованием административно-репрессивных мер. В 1918 г. был издан декрет об отделении церкви от государства и школы. Начались массовое закрытие храмов, аресты священнослужителей.

Под предлогом борьбы с голодом по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. были изъяты значительные церковные ценности и организованы судебные процессы против иерархов Русской православной церкви. Патриарх Тихон также подвергся аресту. Усилилась антирелигиозная пропаганда. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников.

  1. Народное образование. В первые годы Советской власти большое внимание уделялось народному образованию, прежде всего ликвидации неграмотности. Более 60% населения страны к 1917 г. были неграмотными.

В декабре 1919 г. СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", по которому всё население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она занималась созданием сети пунктов по стране, где и осуществлялась эта работа. В 1923 г. было образовано массовое общество "Долой неграмотность", председателем которого стал один из руководителей Советского государства М. И. Калинин. Основы строительства новой советской школы были заложены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердившим "Положение о единой трудовой школе РСФСР". Вводилось обязательное бесплатное девятилетнее обучение по двум ступеням: с 8 до 13 лет (пятилетний курс) и с 13 до 17 лет (четырёхлетний курс). Однако на практике реализовать этот проект не удалось. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. составил семь лет (пять лет первой ступени и два года второй). Серьёзное внимание уделялось профессиональному обучению: существовали фабрично-заводские училища и школы крестьянской молодёжи, тоже в объёме семилетки

  1. Особенно происходили изменения в правах женщин. В деле построения социализма и проведения «культурной революции» женщины рассматривались как серьезный кадровый резерв. Активно обсуждался так называемый «женский вопрос» — проблемы пола, брака, семьи, положения женщины в обществе, женского мировоззрения. Провозглашались лозунги освобождения женщин от «домашнего гнёта» и равенства их с мужчинами. Предоставление женщинам полного политического равноправия с мужчинами существенно отразилось на их положении в обществе. Женщинам предлагались различные общественные должности. Создавались «женотделы» при местных органах РКП (б), которыми руководил Отдел по работе среди женщин ЦК РКП (б). Однако в связи с большей занятостью горожанок в труде на фабриках и заводах остро проявились проблемы, связанные с нехваткой у женщин времени на воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и т.п.[13][14]

  1. К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства[3]. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров[7] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды[2][15].

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия[3].

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным[16][17