Скачиваний:
54
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
613.93 Кб
Скачать
  1. В ходе губернской реформы Екатерины II 1775 г. Было усилено сословное начало судебной системы.

Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Для дворян в каждом уезде создавался Нижний земский суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал Верхний земский суд (состоявший из 2-х департаментов : по уголовным и гражданским делам). Верхний земский суд создавался один на губернию, состоял из назначенных императрицей председателя, вице-председателя и 10 заседателей, избираемых на три года дворянством.

Для горожан судебной инстанцией являлся Городской магистрат, члены которого избирались на три года. Апелляционной инстанцией для Городских магистратов были Губернские магистраты, состоявшие из 2-х председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

Для государственных крестьян учреждалась уездная Нижняя расправа (уголовные и гражданские дела рассматривались назначаемыми властями чиновниками), апелляционной инстанцией для которой являлась Верхняя расправа

Апелляционной и ревизионной инстанцией для указанных выше уездных и губернских сословных судов, в каждой губернии стали Судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В связи с этим Юстиц-коллегия была закрыта. В компетенцию палат входили пересмотр дел, решенных в Верхнем земском суде, Губернском магистрате или Верхней расправе.

  • губерниях также учреждались Совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и 2-х заседателей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда – рассматривал специальные дела – преступления малолетних, умалишенных, дела о колдовстве.

Реформа 1775 г. предприняла еще одну попытку отделить суд от администрации, но вновь неудачную. Губернаторы сохраняли право контроля в отношении всех местных судов : могли приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Судопроизводство в XVIII веке осуществлялось, в основном, по правилам военно-процессуального сборника - «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» 1715 г. и указа «О форме суда» 1723 г.

«Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1715 г. (III ч. Воинского устава 1716 г.). Состояло из 16 глав, разделенных на 81 статью (4 отдела).

Данный документ устанавливал систему и процессуальные действия военных судов – кригсрехтов (ст. 4 гл. I: низшая инстанция – полковой кригсрехт, высшая инстанция – генеральный кригсрехт).

Их деятельность основывалась на принципе коллегиальности. В состав кригсрехта входили: председатель (презус) и несколько асессоров из военных

чинов (ст. 6). Надзор за соблюдением законов в военных судах осуществляли специальные должностные лица – «аудиторы» (ст. 7). Делопроизводство осуществляли секретари.

Однако процессуальные формы, установленные для военных судов, получили применение и в гражданских судах , в отношении всего населения империи (ст. 3). Таким образом «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» – это первый процессуальный кодекс в нашей истории, который стал основанием для рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Поскольку руководящим началом и целью уголовного законодательства того времени было, главным образом, устрашение, так и в области уголовного процесса устанавливалась инквизиционная (розыскная) форма процесса, основанная на теории формальных доказательств. Главной целью судебной процедуры было лучшее доказательство – собственное признание, а главным средством его получения являлась пытка.

Процесс можно разделить на три части:

1 часть процесса. Следствие (фергер). Начиналось формальным оповещением о начале процесса и продолжалось до получения показаний ответчика.

Оповещение о явке всех заинтересованных в деле лиц в суд делалось официально и в письменной форме.

В ходе следствия важнейшая роль отводилась пытке.

Процедура пытки жестко регламентировалась. Ей предшествовал допрос с пристрастием, т.е. допрос с угрозой применения пытки. Степень жестокости пытки зависела от важности дела и физического состояния обвиняемого. Например, лиц «деликатного сложения», пытать следовало не так жестко, как «твердых, безстыдных и худых» людей. От пытки освобождались дворяне, лица высших чинов, лица старше 70 лет, недоросли (т.е. не достигшие 15 лет) и беременные женщины. Однако в делах политических и в делах об убийстве пытать можно было всех, без указанных исключений (ст.ст. 3-10 гл. XI). Пытать можно было до 3-х раз. Можно было пытать не только подозреваемых, но и свидетелей.

Следствие заканчивалось постановлением «сентенции» (обвинительного заключения), куда вносилось все «за» и «против» обвиняемого.