Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП учебный год 2022-23 / ЛЕКЦИИ ИОГП_Салтыкова(1).docx
Скачиваний:
191
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
459.37 Кб
Скачать
  1. Возникновение государственности у восточных славян.

История славян как самостоятельной этноязыковой единицы начинается со II – I тысячелетия до н.э.

Именно в этот период праславянский язык выделился из индоевропейской языковой семьи (балтийского, германского, италийского, греческого, армянского и др. языков).

По наиболее распространенной исторической версии ранние славяне (праславяне) проживали в северной части Восточной Европы – между реками Днепром и Одером.

В эпоху великого переселения народов (III – VI вв. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Согласно концепции академика Б.А. Рыбакова, славянские племена находились на пороге государственности уже в VII веке до н.э. Однако, нашествие скифо-сарматских племен (иранских) в III веке до н.э., а впоследствии нашествие гуннов в IV веке н.э., приводили к разорению, упадку славянских племен, колонизации их на север.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I тысячелетию н.э. Греческие, римские, арабские источники упоминают славян под именем «венедов» (согласно исследованиям В.В. Седова, в первых веках н.э. славяне – венеды заселяли территорию между Балтийским морем и Карпатами, к IV веку сюда вошла и область Поднестровья). Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский пишет о славянах – «антах». Готский историк VI в. Иордан называет славян «венедами», «антами», «склавенами».

Современные исследователи полагают, что «склавены» - это северо-западная группа славянских племен, «анты» - юго-восточная группа.

Существуют различные исторические концепции образования государственности у восточных славян.

Наиболее спорной является «норманнская теория».

Впервые она была сформулирована немецкими учеными Миллером, Байером и Шлецером, приглашенными в российскую Академию наук в XVIII веке.

Согласно их версии государственность у славян явилась результатом иноземной инициативы: она была создана викингами или норманнами, приходившими на Русь из Скандинавии и Балтии (славяне их называли «варягами»). Основанием для данной теории стал отрывок древнейшей русской летописи – «Повести временных лет», созданной в XII веке иноком Киево-Печерской лавры Нестором.

По летописной версии накануне образования Киевской Руси северные племена славян платили дань варягам, а южные – Хазарскому Каганату. В 859 г. новгородцы изгнали варягов за море, что привело к междоусобице. В результате старейшинами были призваны варяжские князья – братья Рюрик, Синеус и Трувор (возможно, Рюрик прибыл на Русь «с домом и дружиной»): «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». Это произошло в 862 г. После этого Синеус ушел на Белое озеро (район Вологды), а Трувор правил в Изборске (около Пскова), через два года братья умерли. Рюрик правил в Новгороде до 879 г., а далее, его преемник – Олег в 882 г. захватил власть в Киеве, убив князей Аскольда и Дира. В результате данных событий, связанных с деятельностью варяжских князей, в 882 г. были объединены два крупнейших экономических и политических центра славянского мира – северный (Новгородский) и южный (Киевский) и создано государство – Киевская Русь.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, политический смысл которой заключается в положении и якобы исконной отсталости русского народа, который не способен к самостоятельному историческому развитию

Русские ученые, первым из которых стал в XVIII веке М.В. Ломоносов, представили неоспоримые доводы в пользу национального, самостоятельного пути русской истории и, в частности, создания славянской государственности.

Некоторые историки не считают подлинным отрывок летописи о призвании варягов.

Ряд исследователей доверяют летописи, но считают варягов русским племенем, жившем на южном берегу Балтийского моря.

Многие историки, одним из которых является В.О. Ключевский, считают, что варягов не призвали к власти, а наняли на службу для военной защиты.

Факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей и их участия в жизни Руси подтверждается многими историческими и юридическими источниками (например, договорами Руси с Византией X в.). Княжение в Новгороде Рюрика является примером захвата власти наемниками-варягами в некоторых славянских городах.

Если суммировать многочисленные версии русских ученых, можно сделать следующий вывод: варяжский элемент сыграл определенную роль в становлении русской государственности (в частности, в происхождении княжеской династии), однако наша государственность начала формироваться задолго до призвания Рюрика. Государственные институты развивались в результате объективного процесса территориального, экономического, политического, духовного развития славянского общества.

Попытаемся представить этот процесс национального государственного развития славян, руководствуясь положениями такой юридической дисциплины, как теория государства и права, о признаках государства. Указываются различные признаки, или предпосылки, государственности, главными из которых являются: единая территория; этническое, племенное, национальное единство; институты публичной, государственной власти.

Все эти элементы государственности сформировались в славянском мире до IX в. Рассмотрим их более подробно.

А) Территориальное, племенное единство.

В летописном рассказе Нестора указаны территории расселения 14 славянских «племен», образованных к VIII в. Однако исследователи рассматривают эти объединения восточных славян уже не как отдельные племена, а более крупную территориальную форму – племенные союзы. Каждый из 14-ти племенных союзов включал 120 – 150 отдельных племен, названия которых были уже утрачены.

Наиболее сильными союзами племен были «поляне» (область Киева), «северяне» (Чернигов), «древляне», «ильменские словене» (Новгород). Земля полян носила также название «русь» (существуют различные версии по поводу происхождения данного термина: либо «русь» происходит от «рось» - названия одного из племен полянского союза, жившего на реке Рось; либо слово «русь» скандинавского происхождения и является синонимом слова «варяг»).

Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования – союзы союзов. Восточные источники упоминают три таких суперсоюза («протогосударственных объединения» И.А. Исаев):

Куяба (Куява) южная группа славянских племен с центром в Киеве; Славия – северная группа (Новгород);

Артания – юго-восточная группа (Рязань или Чернигов).

В 882 г. князем Олегом была поставлена последняя точка в этом сложном процессе территориального, племенного объединения славян: Куява и Славия объединились под властью Киева.

С конца IX в. до начала XI в. древнерусское государство благодаря энергичной деятельности киевских князей присоединяло территории других славянских племенных союзов – «древлян», «северян», «радимичей», «уличей», «тиверцев», «вятичей».

Таким образом, древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен.

Однако постепенно границы между племенами стирались, уходили в прошлое названия племен. Этому во многом способствовало развитие городов на Руси – прежде всего городов, расположенных на великом водном пути «из варяг в греки».

Торговый путь «из варяг в греки» возник в конце IX в. и через Балтийское море, реку Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень, реки Ловать и Днепр, Черное море связывал Северную и Южную Европу. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки этого пути. Крупными городами стали также Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Источники указывают в IX веке не менее 24 крупных торговых городов на Руси. Постепенно города стали давать свои названия контролируемым ими территориям.

В досоветский период историографии сложилась даже очень интересная теория «городовых областей» (В.О. Ключевский, М.Ф. Владимирский-Буданов, В.Н. Латкин).

Согласно данной теории, крупный город и зависимые от него мелкие города, волости составляли «городовую область» - основную территориальную, экономическую, политическую единицу государственности на Руси. Объединение городовых областей формировало славянское государство; подчинение городовых областей Киевской области, опять же, стало точкой отсчета государства Киевская Русь.

Племенная теория и теория городовых областей, несмотря на разный выбор различных территориальных протогосударственных форм (союз племен, городовая область), едины в главных своих выводах: славяне проходят длительный, сложный, самостоятельный путь территориального, этнического объединения.

Необходимо также указать социально-экономические предпосылки государственности, связанные с указанным выше процессом формирования единой государственной территории.

Например, процесс территориального объединения славян протекал на фоне разрушения первобытнообщинного строя: на смену родовой общине пришла территориальная или соседская община. Общинников объединяло уже не кровное родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Теперь не род, а сельская община («вервь»), разделенная на семьи, стала основной социальной клеточкой славянского общества.

Кроме того, развивались города, торговля, ремесла, совершенствовалась культура земледелия. В ходе военных походов большую часть добычи получали военные вожди славян и их дружинники (дружины упоминаются уже в VI – VII вв.). Все это вело к социальному расслоению, развитию процесса классообразования, формированию правящей элиты.

Б) Таким образом, мы переходим к характеристике важнейшего признака государственности – институтам публичной власти.

Форму общественных отношений славян в VII – VIII вв. исследователи определяют как «военную демократию». Она характеризуется следующими политическими институтами:

  1. Высшим органом власти в племени или племенном союзе являлось народное собрание – «вече». В его деятельности участвовали только взрослые мужчины, которые были вооружены и составляли народное ополчение – «тысячу» во главе с тысяцким (тысяча разделялась на отряды по сто человек - «сотни» во главе с сотскими, сотни разделялись на «десятки» во главе с десятскими).

  2. Многие вопросы судебного, религиозного характера рассматривал «совет старейшин», в который входили самые старые, уважаемые члены племени, главы родов (летопись называет их – «нарочитые, лучшие люди»). В совет входили также служители языческого культа – жрецы.

  3. Период «военной демократии» стал переходным этапом к государственности, но не к демократической, а к монархической ее форме, поскольку в процессе военных походов славян усиливалась власть военного вождя племени (племенного союза) – князя, который опирался на особый аппарат профессиональных воинов – дружину. Сначала князь получал власть демократическим путем – вече избирало вождя из самых сильных, мудрых мужчин племени, но постепенно князья стали передавать власть, руководствуясь собственным выбором, что означало разрушение «военной демократии» и переход к единоличной форме правления. Например, летопись упоминает древнейшую славянскую княжескую династию – князя Кия (по легенде, основателя Киева) с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью (историки датируют это княжение VI веком). Причем, летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен.

Фактически князья становятся главами племенных союзов, починяя себе и демократическое вече и аристократический совет старейшин.

Наконец, в 882 г. князь Олег стал главой государства Киевская Русь. Он и его преемники постепенно подчинили своей власти местных племенных вождей.

Таким образом, образование государственности на Руси явилось результатом сложного, объективного процесса внутреннего развития восточных славян – развития территориального, этнического, социально-экономического, политического в VI – IX вв. Варяжский элемент, возможно, повлиял на этот процесс (например, ускорил становление княжеской единоличной власти), но не мог стать решающим государственно образующим фактором.