Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2022-23 / ИГПЗС - экзамен.docx
Скачиваний:
417
Добавлен:
06.09.2022
Размер:
265.8 Кб
Скачать

14.Салическая правда — памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс.

Салическая правда - наиболее известный правовой памятник из категории «варварских правд» (юридические сборники эпохи Раннего Средневековья, состоящие большей частью из записей норм обычного права). Салическая правда была записана впервые в начале VI в. при Хлодвиге I (481– 511 гг.), но впоследствии подвергалась значительным переработкам.

Земельная собственность является центральным институтом феодального права. В раннефеодальный период землевладение существовало в форме аллода. Формирование аллода у германских племен происходило под влиянием римской собственности, спо­собствовавшей становлению свободного от родовых и общинных ограничений земелевладения.

Проф. Н. А. Крашенинникова: “Использование такого имущественного комплекса напоминает принцип ведения фермерского хозяйства свободнорожденньtм франком и его семьей вместе с его рабами и другими зависимыми от него людьми”.

Понятие «аллод» впервые появляет­ся в «Салической правде». К VII—VIII вв. аллод прекращает свое существование как нераздельная земельная собственность боль­шой семьи и превращается в свободно отчуждаемую индивидуаль­ную собственность. Отчуждению подлежали пахотные участки, луга и даже леса. Таким образом, под аллодом понималась отчуж­даемая, передаваемая по наследству индивидуально-семейная зе­мельная собственность. Она не может рассматриваться как свобод­ная частная собственность, но ее обладатель получает большую свободу распоряжения.

С развитием феодализма в X—XII в. аллоды мелких собствен­ников превращаются в зависимые крестьянские держания. Слабая государственная власть была не в состоянии защитить индивиду­альные права всего подвластного населения, поэтому с ослаблени­ем общинных связей у слабых социальных субъектов возникала потребность в защите. Это влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от крупных земельных собственников и оформлялось в виде договора коммендации (по­кровительства). В ответ господин брал на себя почти все права и обязанности государственной власти по отношению к подвластно­му (судебные, охранительные, административные функции). Та­к происходила феодализация аллода, когда аллод лишь юридически оставался свободной собственностью, а фактически включался в сеньорию в качестве зависимого крестьянского дер­жания.

Одновременно происходила трансформация аллода в крупное феодальное землевладение. Сословие феодалов приобре­тает монопольное право на земельную собственность. Крупные феодалы значительную часть земель раздавали вассалам на условиях несения военной службы.

Вначале земли передавались в пожизненное условное держа­ние — бенефиций (реформа Карла Мартелла, VIII в.). Если бенефициарий отказывался нести конную военную службу или разо­рял хозяйство, то бенефиций можно было отобрать. После смерти жалователя или получателя бенефиция землевладение возвраща­лось первоначальному собственнику или его наследникам. Для того чтобы продлить владение бенефицием, требовалось возобно­вить пожалование: заключить новый договор с наследниками.

К XI в. пожизненное землевладение превращается в наследствен­ное условное держание — феод (или лен). Передача феода от сень­ора (первоначального собственника) вассалу (получателю земли) называлась инвеститурой. Ввод во владение сопровождался торже­ственной церемонией с принесением клятвы верности сеньору: вас­сал публично признавал себя «человеком» другого феодала.

Вассальный договор четко фиксировал обязанности сторон. Сеньор должен был обеспечить защиту вассала и его земель от тре­тьих лиц. Вассал обязывался признавать верховенство сюзерена (сеньора), нести военную службу (40 дней в течение года), участво­вать в судебных собраниях под предводительством сюзерена, ока­зывать денежную помощь (при выкупе из плена, при посвящении в рыцари старшего сына, при выдаче замуж дочерей). Отказ от выполнения вассальных обязанностей служил основанием для потери феода. Феод мог свободно отчуждаться, однако вместе с землевладением переходили и обязанности нового владельца слу­жить сюзерену.

Таким образом, с развитием феодальных отношений происходит трансформация земельной собственности с возможностью передачи собственности по наследству.

Салическая правда - наиболее известный правовой памятник из категории «варварских правд» (юридические сборники эпохи Раннего Средневековья, состоящие большей частью из записей норм обычного права). Салическая правда была записана впервые в начале VI в. при Хлодвиге I (481– 511 гг.), но впоследствии подвергалась значительным переработкам.

Под преступлением у франков понималась обида, вред, причиненный личности или имуществу другого человека, и нарушение «королевского мира». Однако термина преступления нет. Казуистический характер Салической правды исключал четкие формулировки общих положений, которые относились бы ко всем преступным действиям.

Наказание – возмещение (композиция) за нанесенную обиду или причиненный вред (например, уплата вергельда за убитого).

В СП ничего не говорится о государственных преступлениях. Вместе с тем упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления - смертная казнь, если граф не смог «выкупить себя за столько, сколько следует».

Определенная часть преступлений относится к посягательствам на личность. Это прежде всего убийство, размер вергельда за которое зависел не только от социального положения убитого, но и от его возраста, пола. За убийство свободного франка - значительный вергельд, равный 200 солидам. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближенным короля. Вергельд, за убийство франка на королевской службе, утраивался.

В СП подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 солидов. Сумма штрафов за оскорбление словом или действием зависела от ряда обстоятельств: от социального положения сторон, от тяжести оскорбления.

В СП различалось три вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Квалифицирующим признаком при краже была и принадлежность вещи королю, например, кража королевского быка удваивала сумму штрафа. В особую разновидность преступления, которая сходна с кражей, но не совпадает с ней, выделяется похищение рабов и свободных людей.

Особую группу составляли преступления против нравственности – насилие над свободной девушкой, сожительство с ней «по ее доброй воле».

Значительное внимание уделяется преступлениям против правосудия - неявка на суд, лжесвидетельство, судопроизводство рахинбургами не в соответствии с законом.

Тяжесть наказания определялась прежде всего социальным положением преступника и потерпевшего, а также тяжестью совершенного правонарушения в понимании франков. Тенденция почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя.

Самые распространенные – вергельд (вира и композиция) и штраф. Вергельд назначался за убийство и за тяжкие преступления, пеня же - за менее тяжкие преступления. Главная цель композиции, штрафа у франков - предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы. Вергельд за убитого делился на две части: одна шла сыновьям убитого, другая - его ближайшим родственникам со стороны отца или матери. Только в том случае, если не было родственников, эта часть вергельда шла в казну.

Историк Н. П. Грацианский: “Тяжесть штрафов и материальных взысканий сделались средством подчинения себе масс. Эта тенденция находила поддержку у королевской власти”.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещении убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба.

Изгнание из общины или объявление человека вне закона. Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершенные свободными, например, при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин, при преступлениях графа.

Судебный процесс носит обвинительно-состязательный характер. Суд был устным, гласным, формальным, права у сторон одинаковые. Суд производился собранием свободных людей округа (сотни). В собрании сотни председательствовал выборный сотник - тунгин. Из зажиточных граждан тунгином избирались рахинбурги (коллегия выборных заседателей на народном судебном собрании, знатоки правовых норм, судебных обычаев франков). В некоторых случаях дела рассматривались «перед лицом самого короля». Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей было обязанностью самого потерпевшего.

СП предписывала штраф за неявку ответчика и свидетеля в суд без уважительных причин. К числу уважительных причин относилась королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Лжесвидетельство сурово наказывалось, так же как отказ свидетеля говорить в суде то, что он знал по делу.

Потерпевший мог самолично производить даже розыскные действия. Правда, окончательное решение по делу и в этом случае принималось в результате судебного разбирательства.

При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик» или преступление не могло быть «должным образом доказано», привлекались соприсяжники. Соприсяжники - это родственники, соседи, друзья, которые должны были защищать, оказывать поддержку в суде одной из сторон путем свидетельства ее правоты, исходя при этом не из знаний обстоятельств дела, а из присущих якобы ответчику, обвиняемому и другим честности, добронравия. Институт соприсяжничества был тесно связан с традиционным институтом компургации (помощи в клятве), когда обвиняемый очищал себя от обвинения, а заступники обвиняемого поддерживали его, клялись той же клятвой, принимая на себя тем самым все права и обязанности последнего.

Салическая правда знает ордалии («Божий суд») с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. Зафиксирована процедура выкупа руки от испытания.

К рабам применялись пытки. Раба пытали до тех пор, пока не вырывали у него признание. Выдача раба для «справедливой пытки» была обязанностью его господина. Трехкратное безрезультатное «увещевание» выдать раба переносило его вину и весь штраф на хозяина. В случае отказа добровольно выполнить решение суда его выполнение брал на себя граф. Тот, кто препятствовал ему в выполнении решения суда, строго наказывался. Выплата вергельда через суд могла быть отсрочена с помощью поручителей (подтверждалось в судебном заседании четыре раза подряд).

Таким образом, отличительной чертой «Салической правды» является неполнота, фрагментарность изложенных норм права. Штрафные санкции за преступления были строго установлены в определенном количестве солидов. Что касается уголовного процесса, то «Салическая правда» носила обвинительный характер. Пытка официально признавалась универсальным способом получения доказательств, признания.