Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Гриняев С.Н. Национальная безопасность России

.pdf
Скачиваний:
86
Добавлен:
06.09.2022
Размер:
3.32 Mб
Скачать

Не случайно в рассматриваемый пункт Военной доктрины Российской Федерации внесено упоминание и о союзниках. Так, в статье «Нас травят здесь, чтобы потом броситься на Россию», опубликованной в августе 2020 г. в газете Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, приведены слова президента Республики Беларусь А. Лукашенко: «Мы видим серьезное шевеление войск НАТО в непосредственной близости от наших границ на территории Польши и Литвы. Впервые за четверть века пришлось принимать самое серьезное решение, приводя основные части Вооруженных сил в полную боевую готовность и перебрасывая войска на западное направление… К белорусской границе уже подтягиваются натовские войска. В 15–20 минутах подлета уже находятся самолеты F-16. Мы понимали это уже в прошлом году, когда они объявили учения…»85.

Следует отметить и еще одну тенденцию – около 60 % учений стратегического уровня проводится в форме компьютерных ко- мандно-штабных игр с последующей демонстрацией достижений

иуспехов в возможном вооруженном конфликте.

5.Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

В различных странах мобилизационные вопросы решаются на основе национального законодательства. Позднее, в ходе изучения основ системы обеспечения национальной безопасности, мы частично рассмотрим российскую практику мобилизационной работы. Само же понятие «мобилизация» (лат. mobill – «подвижный», mobilization – «сосредоточение, концентрация усилий») определяется как комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны (общая мобилизация) или какой-либо части (частичная мобилизация). По решению высших органов государственной власти может проводиться открытым или скрытым

————–

85 «Союзное вече», 2020. № 38 (26 августа – 1 сентября). – С. 3.

81

способом. Факторами успешного проведения мобилизации являются наличие и подготовленность людских ресурсов, запасов вооружения, военной техники и других материальных средств для ведения войны.86

При рассмотрении мобилизации в отдельных государствах как угрозы военной безопасности акцент обычно делается на мобилизационном развертывании вооруженных сил – планомерном, заранее подготовленном переводе войск (сил) на организацию и состав военного времени с доукомплектованием их в установленные сроки личным составом, дообеспечением материальными средствами за счет накопленных в мирное время и изымаемых из предприятий, у организаций и граждан.

Важно понимать, что абсолютно внезапно война начаться не может, ей предшествует период подготовки как военной, так и экономической. Реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу обнаруживает себя в конкретных действиях.

Так, например, толчком к началу Первой мировой войны стало убийство 28 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда в Сараево. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В события вмешалась Россия, в которой была объявлена мобилизация армии. Германия потребовала ее прекращения и, не получив ответа на свой ультиматум, объявила войну ей, а затем Франции. В войну вступили Великобритания и Япония. Началась война, в которой участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Общее число мобилизованных в вооруженные силы составило около 70 млн человек, людские потери сторон – около 9,5 млн убитыми и 20 млн ранеными87.

В данном примере мы не останавливаемся на истинных причинах войны, акцентируя внимание исключительно на том, что проведение мобилизации в одном из государств может рассматриваться

————–

86Словарь основных терминов, применяемых в уставных и руководящих документах внутренних войск МВД России и других силовых структурах Российской Федерации. – М.: Редакция журнала «На боевом посту», 2013. – С. 222.

87Война и мир в терминах и определениях. Под ред. Д. О. Рогозина. –

Москва, 2004. – С. 445.

82

другим в качестве военной угрозы и привести в дальнейшем к известным последствиям.

Не случайно Военная доктрина требует особого внимания к подобным действиям в современный период. Характерным примером потенциальной угрозы военной безопасности России и близлежащих стран в 2010-е гг. могут служить мобилизационные действия руководства Украины.

Так, 1 марта 2014 г. исполняющий обязанности президента Украины А. Турчинов ввел в действие решение о приведении в полную боевую готовность армии и проведении учебных сборов с военнообязанными, а 17 марта 2014 г. Верховная Рада утвердила проект закона «Об утверждении указа президента «О частичной мобилизации», пояснительная записка к которому носила ярко выраженный антироссийский характер. К 24 марта в рамках частичной мобилизации в украинскую армию были мобилизованы более 10 тыс. граждан. 6 мая того же года Верховная Рада Украины продлила частичную мобилизацию и демобилизацию призванных, а и. о. президента подписал указ, согласно которому в течение 45 суток в армию призывались дополнительные силы по всей Украине. В рамках шести прошедших в 2014–2015 гг. волн мобилизации на военную службу были призваны 210 тыс. человек.

Мы рассматриваем только «техническую» сторону создания угрозы военной безопасности, не вдаваясь в правовую область вопроса. И в то же время учитывая, например, мнение бывшего судьи Конституционного суда Украины (2006–2015 гг.) В. Шишкина, который заявил, что все волны мобилизации в ряды вооруженных сил Украины были незаконными.

Итог рассмотрению угроз военной безопасности можно подвести словами Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н. Патрушева в интервью «Российской газете» в 2020 г.: «Во- енно-политическая безопасность России, как, впрочем, и всего мира, характеризуется сегодня возросшими рисками и снижением предсказуемости, связанными с началом развала текущей архитектуры стратегической стабильности и системы контроля над вооружениями в результате односторонних действий США и их

83

стремления избавиться от международно-правовых рамок, ограничивающих их военные возможности»88.

2. Угрозы государственной и общественной безопасности При классификации видов национальной безопасности и, со-

ответственно, угроз мы разделили государственную и общественную безопасность как самостоятельные. Это обусловлено подходом к дальнейшему изложению материала и нормативной неопределенностью этих понятий. Не только в научной литературе, но и в отдельных нормативных правовых актах зачастую идет отнесение одних и тех же угроз и к государственной, и к общественной безопасности, рассмотрение их в контексте воздействия как на государство, так и на общество или на отдельную личность.

В целом мы исходим из того, что общими стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера89.

Как ранее отмечалось, основное при рассмотрении угроз государственной безопасности – акцент на защите государственного суверенитета, независимости государства на международной арене и его верховенства во внутренних делах в опоре на конституционный строй, а общественной – на защите преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера с учетом уровня преступности и уровня правонарушений.

Отдельный раздел Стратегии национальной безопасности Российской Федерации также объединяет рассматриваемые виды безопасности и определяет для них основные угрозы в комплексе.

————–

88Цит. по: Н. Патрушев: безопасность России в современном мире // Военный дипломат. – 2020. – № 1–6 (104–109). – С. 5.

89Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. П. 42.

84

Пункт 43 этого документа выделяет восемь основных угроз госу-

дарственной и общественной безопасности.

1.Разведывательная и иная деятельность специальных служб

иорганизаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам.

Осуществление разведывательной деятельности при обеспечении национальной безопасности – нормальная практика для любого государства. В условиях осложнения геополитической ситуации в мире, росте конкуренции на мировых рынках, стремительном развитии науки и техники она приобрела особую значимость. При этом Российская Федерация, обладающая неимоверными природными ресурсами, научным потенциалом, влиянием на международной арене, стала особым объектом не только разведывательной, но и подрывной деятельности со стороны целого ряда государств. В ее основу легли не только задачи по получению доступа к закрытым сведениям, прежде всего в области военнотехнического потенциала нашей страны, ее разработкам в научной сфере, но и прямое воздействие с целью изменения конституционного строя и духовно-нравственного состояния российского общества. «Разрушение России для некоторых до сих пор остается навязчивой идеей», – отмечал в декабре 2017 г. директор ФСБ России А. Бортников.

Начиная со второй половины 1990-х гг., когда российская государственность стала постепенно стабилизироваться после развала Советского Союза и «социалистического лагеря», разведывательная и иная деятельность иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации приобрела наиболее масштабный характер.

В 1995–1996 гг. российская контрразведка выявила 400 кадровых сотрудников западных спецслужб и 39 их агентов.90

В 2000 г. при получении от профессора МГТУ им. Баумана А. Бабкина секретных сведений о новейшей сверхскоростной подводной ракете «Шквал» был задержан сотрудник военной разведки США

————–

90 ФСБ расставляет акценты. Интервью директора ФСБ России А. В. Бортникова // Российская газета – Федеральный выпуск. Декабрь 2017 г. № 288 (7454).

85

Э. Поуп. В 2003 г. вскрыта шпионская деятельность спецслужб США, которые разместили в железнодорожных контейнерах с грузами для нужд американских подразделений в Центральной Азии более 150 средств электронной разведки. В 2006 г., после долгого изучения маршрутов передвижения по Москве британских дипломатов Э. Флеминга, К. Пирса, М. Доу и кадрового сотрудника МИ-6 П. Кромптона были обнаружены два электронных передатчика, замаскированных под камень и предназначенных для контактов с агентурой посредством беспроводной связи. Разоблачение британских шпионов после официальных заверений Лондона в том, что с 1990-х гг. он не ведет разведку в России, скомпрометировало Великобританию.

Новой тенденцией стала работа разведчиков из стран, ранее занимавших просоветскую позицию (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния).

Согласно официальной статистике, с 2000 по 2017 гг. ФСБ России обезвредило не менее 3 тыс. шпионов. При этом количество пойманных иностранных разведчиков росло с 2012 г., их агентов –

с2007 г.

С2012 по 2017 гг. были осуждены 137 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и их агентов, прекращена работа 120 иностранных и международных неправительственных организаций, работавших на разведку. В результате мероприятий по защите

сведений, составляющих государственную тайну, осуждены 140 человек91.

В ходе выступлений на ежегодных расширенных заседаниях коллегии ФСБ России Президент Российской Федерации В. В. Путин отмечал, что только в течение 2017 г. на территории страны была пресечена деятельность 72 кадровых сотрудников и 397 агентов иностранных спецслужб, в 2018 – 129 и 465 соответственно. В 2020 г. на аналогичном мероприятии он отметил, что цифры статистики показывают, что активность зарубежных спецслужб в нашей стране не снижается92.

————–

91Там же.

92Цифры взяты из выступлений Президента Российской Федерации, размещенных на официальном сайте Kremlin.ru.

86

Разведки иностранных государств и аффилированные с ними организации постоянно наращивают активность на российском направлении, ищут доступ к сведениям политического, экономического, научного, технологического характера, стараются влиять на внешнюю политику и внутренние процессы в нашей стране.

2. Деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

В качестве отдельного вида национальной безопасности нами была выделена безопасность от террористических и экстремистских проявлений. В соответствии с принятой классификацией ниже отдельно будут рассмотрены угрозы террористического и экстремистского характера. Вместе с тем Стратегия национальной безопасности выделяет деятельность террористических и экстремистских организаций и в качестве угрозы государственной и общественной безопасности. Акцент при этом делается на целеполагании – насильственном изменении конституционного строя, дестабилизации работы определенных объектов, устрашении населения.

Многие угрозы носят комплексный характер и затрагивают различные виды безопасности. Выше уже приведен пример деятельности незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике. Из российской судебной практики недавнего времени можно привести еще один довольно показательный пример.

18 февраля 2015 г. Московский городской суд по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации признал террористической и запретил деятельность Всероссийского общественно-

87

го движения «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского» (НОМП). Ранее приговором Московского городского суда от 8 февраля 2013 г. был установлен факт создания НОМП для организации вооруженного мятежа с целью свержения конституционного строя России.

Из материалов суда следует, что после создания движения в 2009 г. его руководители приступили к реализации умысла на организацию вооруженного мятежа с целью свержения конституционного строя Российской Федерации, захвата власти. Силами участников движения в одном из городов центрального региона России, имеющем на своей территории войсковую часть, предполагалось провести мобилизацию проживающего там мужского населения и оснащение его огнестрельным оружием. Планировалось выдвижение созданных таким образом вооруженных формирований на г. Москву, ликвидируя по пути следования объекты инфраструктуры Московского региона, с целью вынуждения руководителей страны к передаче политической власти главарям мятежников.

3. Деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозноэкстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Данная угроза также носит комплексный характер и затрагивает различные виды безопасности, включает как внутренние, так и внешние факторы.

Примером радикальной группировки, использовавшей националистическую идеологию, может служить признанное экстремистским и запрещенное на территории России Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»93.

————–

93 Экстремистская организация, запрещенная в Российской Федерации.

88

28 октября 2015 г. Московский городской суд пришел к выводу о том, что ЭПО «Русские» осуществляется экстремистская деятельность, которая влечет за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда общественному порядку, общественной безопасности, обществу и государству и создает реальную угрозу причинения такого вреда.

Особо при формулировке рассматриваемой угрозы выделяется деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, направленная на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Так, в 2015 г. в российское законодательство был введен термин «нежелательная организация»94, под которой понимается иностранная или международная организация, представляющая угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Первой нежелательной организацией был признан Национальный фонд в поддержку демократии (НФПД), который, по материалам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, «участвовал в работе по признанию нелегитимными итогов выборных кампаний, организации политических акций с целью влияния на принимаемые органами власти решения, дискредитации службы в вооруженных силах России».

В качестве примера коротко остановимся на этом фонде и тех угрозах государственной и общественной безопасности, которые могут исходить от его деятельности.

НФПД – американская некоммерческая организация, которая была учреждена конгрессом США в 1983 г. и финансируется из государственного бюджета через Агентство США по международному развитию с целью продвижения американских интересов в мире. Основная декларируемая цель фонда – укрепление демократии за рубежом. Ежегодно фонд предоставляет более тысячи гран-

————–

94 Федеральный закон от 23 мая 2015 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

89

тов на поддержку проектов неправительственных организаций, работающих в более чем 90 странах.

В уставе НФПД обозначено шесть задач его деятельности:

1)поощрять свободные и демократические институты во всем мире через частные инициативы, в том числе через деятельность, способствующую становлению индивидуальных прав и свобод, имеющих важное значение для функционирования демократических институтов;

2)способствовать налаживанию обмена между частным сектором США и демократическими группами за рубежом;

3)способствовать неправительственному участию США в программах обучения демократии и создания демократических институтов за рубежом;

4)укреплять демократические избирательные процессы за рубежом своевременным сотрудничеством с местными демократическими силами;

5)содействовать участию двух главных американских политических партий, профсоюзов, деловых кругов и других частных групп США в развитии сотрудничества с теми, кто за рубежом привержен культурным ценностям и институтам, формированию демократического плюрализма;

6)поощрять создание и развитие демократии, отвечающей как интересам Соединенных Штатов, так и конкретным требованиям иностранных демократических групп, получающих помощь по программам, финансируемым фондом.

По информации самого НФПД, он финансировал оппозиционные движения «Солидарность» в Польше, «Хартия 77» в Чехословакии, «Отпор» в Сербии, антиправительственные силы в Ливии, которые стали движущей силой смены власти в этих странах.

О деятельности НФПД в 1991 г. показательно выразился один из разработчиков его концепции А. Вайнштейн (1937–2015): «Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад делало ЦРУ».

В отчете за 2015 г. фонд заявил, что выданные им гранты сыграли важную роль на начальном этапе «Евромайдана» в Киеве в 2013–2014 гг. Согласно этому документу, с 2011 по 2014 гг. НФПД

90