
- •Определение артериальной гипертензии (аг). Этиология и патогенез. Классификация. Клинические проявления.
- •Этиология и патогенез аг
- •Между уровнем ад и риском ссз существует прямая связь. Эта связь начинается с относительно низких значений — 110-115 мм рт.Ст. Для сад и 70-75 мм.Рт.Ст. Для дад.
- •Клиническая картина заболевания
- •Артериальная гипотензия
- •Симптомы артериальной гипотензии
- •Понятие и основные клинико-диагностические характеристики миокардитов, кардиомиопатий и гидроперикарда.
- •Патогенез
- •Основные жалобы:
- •Дилатационная кардиомиопатия (дкмп)
- •Этиология
- •Рестриктивная кардиомиопатия (ркмп)
- •Синдром поражения перикарда
Рестриктивная кардиомиопатия (ркмп)
Редкое заболевание миокарда, которое характеризуется нарушением диастолической функции и повышением давления наполнения желудочков при нормальной или малоизмененной систолической функции миокарда, отсутствии его значимой гипертрофии. Явления недостаточности кровообращения у таких больных не сопровождаются увеличением объема левого желудочка.
Эпидемиология Заболевание встречается в различных возрастных группах, как среди взрослых, так и у детей (от 4 до 63 лет). Однако чаще болеют дети, подростки, а также молодые мужчины, у которых заболевание начинается раньше и протекает тяжелее. На долю РКМП приходится 5% всех случаев КМП. Возможны семейные случаи заболевания.
Классификация. Из выделенных в классификации ВОЗ (1995г.) двух форм РКМП, первая, первично миокардиальная, протекает с изолированным поражением миокарда аналогично таковым при ДКМП, вторая, эндомиокардиальная, характеризуется утолщением эндокарда и инфильтративными, некротическими и фиброзными изменениями в мышце сердца. При эндомиокардиальной форме и выявлении эозинофильной инфильтрации миокарда заболевание расценивается как фибропластический эндокардит Леффлера. В случае отсутствия эозинофильной инфильтрации миокарда говорят об эндомиокардиальном фиброзе Девиса.
Этиология. Болезнь может быть идиопатической (первичной) или вторичной, обусловленной инфильтративными системными заболеваниями (амилоидоз, гемохроматоз, саркоидоз, опухолевая инфильтрация и др.). Предполагается генетическая детерминированность болезни, однако характер и локализация генетического дефекта, лежащего в основе фибропластического процесса, пока не выяснены. Спорадические случаи могут быть следствием аутоиммунных процессов, спровоцированных перенесенными бактериальными (стрептококковыми) и вирусными (энтеровирусы Коксаки В или А) или паразитарными (филяриоз) заболеваниями.
Синдром поражения перикарда
Перикардит — воспаление висцерального и париетального листков перикарда, проявляющееся фиброзными изменениями и/или накоплением в полости перикарда жидкости.
В клинике перикардит диагностируется в 0,1% случаев, частота его по данным аутопсии составляет приблизительно 5%. Мужчины заболевают в 1,5 раза чаще, чем женщины.
Этиология. Перикардит чаще всего возникает как проявление или осложнение общего инфекционного заболевания, пневмонии, ИБС, некорона-рогенных болезней сердца, системных заболеваний соединительной ткани, аллергической реакции, опухолевого или аутоиммунного процесса.
Этиологическими факторами острого перикардита могут являться:
• инфекции
• вирусы: Коксаки, ECHO, гриппа, аденовирусы,
• бактерии: пневмококки, стафилококки, менингококки,
• другие: туберкулез, сифилис, СПИД,
• острый инфаркт миокарда
• метаболические нарушения
• уремия,
• микседема,
• гиперхолестеринемия,
• новообразования
• аутоиммунные заболевания или реакции гиперчувствительности
• острая ревматическая лихорадка,ревматоидный артрит, склеродермия,
• повышенная чувствительность к лекарственным препаратам: прокаинамиду, гидралазину, миноксидилу,
• повреждения
• синдром Дресслера (после острого инфаркта миокарда),
• постперикардиотомический синдром (повреждение сердца кровью в полости перикарда после травмы),
• перфорация катетером,
• смешанные
• саркоидоз,
• радиационное поражение,
• амилоидоз
Патологическая физиология. Острый фибринозный (сухой) перикардит не сопровождается нарушениями гемодинамики. Медленное, постепенное увеличение количества жидкости не приводит к нарушениям кровообращения, поскольку вызывает постепенное растяжение наружного листка перикарда, в это время имеющиеся нарушения функции систем кровообращения и дыхания носят рефлекторный характер. При быстрой экссудации реализуется «опорная» функция перикарда, которая ограничивает пределы диастолического расширения камер сердца. Ткань перикарда эластична при небольшом растяжении (диастола желудочков), но быстро теряет эластические свойства при большей степени расширения.
При накоплении экссудата в полости перикарда преобладающее влияние на гемодинамику начинает приобретать механическое ограничение насосной функции сердца из-за снижения диастолического объема желудочков. Нарушения кровообращения (снижение артериального давления, венозный застой) возникают, когда давление внутри перикардиальной полости достигает 50- 60 мм вод. ст. При этом венозное давление повышается, на 20- 30 мм вод. ст. превышая внутри-перикардиальное и обеспечивая в новых условиях диастолическое наполнение камер сердца. Если объем экссудата достигает критического уровня, вызывающего существенное сдавление сердца, возникает расстройство гемодинамики, называемое тампонадой сердца. Ее развитие зависит от скорости накопления жидкости (при быстрой аккумуляции она возникает при накоплении 200 мл выпота).
При слипчивом (адгезивном, спаечном) перикардите различают два механизма сдавления сердца — первичный и вторичный. При первичном происходит истинная ретракция рубцовой капсулы, при вторичном сдавлении уменьшения исходного объема перикардиального мешка не наблюдается, но он утрачивает свою растяжимость, и при возникновении условий, требующих расширения сердца (формирование порока клапанов, гипертрофия), таковое оказывается невозможным, так как предельный размер сердца жестко ограничен.
При первичной констрикции нарушения гемодинамики наступают в ранние сроки, чаще через несколько недель после начала заболевания, при вторичной — развиваются в течение ряда лет.
Изменения гемодинамики при сдавливающем перикардите зависят от нарушения способности желудочков к достаточному диастолическому расширению: они не могут вместить необходимое количество крови к концу диастолы, и ограничение диастолического объема компенсируется только тахикардией. Одинаковый уровень давления в правом желудочке, правом предсердии и полых венах устанавливается задолго до конца диастолы, то есть полые вены и правое предсердие сохраняют достаточную пропускную способность, однако повышение венозного давления играет компенсаторную роль, поскольку от него зависит конечно-диастолическое давление в желудочках сердца.
Острый перикардит проявляется триадой клинических симптомов -болью в грудной клетке, шумом трения перикарда и изменениями на ЭКГ.
Боль в области сердца возникает внезапно, имеет различную интенсивность, носит постоянный характер, не купируется приемом нитроглицерина, усиливается при кашле, чиханьи, глотании, дыхании, продолжается несколько часов, временно ослабевает при применении анальгетиков. В мозг импульсы кардиальной боли проводятся через те же сегменты (Т1 - Т5), которые проводят импульсы из легких, плевры, пищевода и средостения. Боль локализуется, как правило, в центре грудной клетки с иррадиацией в область спины, а также в область верхушки сердца, может иррадиировать в шею, спину, левое плечо. Интенсивность боли зависит от дыхания, движения, перемены положения тела, уменьшается в положении сидя с наклоном туловища кпереди, атакже в коленно-локтевом положении. Больные не могут сделать глубокий вдох, дыхание поверхностное и частое.
Частыми жалобами являются приступы сердцебиения, сухой кашель, одышка, общее недомогание, познабливание. В результате раздражения диафрагмального нерва могут появляться икота и рвота. В некоторых случаях больные жалуются на потливость, субфебрильную температуру тела, снижение артериального давления.
Во время осмотра при надавливании над левым грудино-ключич-ным сочленением, где проходит диафрагмальный нерв, и у основания мечевидного отростка отмечается болезненность.
Шум трения перикарда можно обнаружить у большинства больных в острый период при динамической аускультации: он носит непостоянный характер, может исчезать в течение нескольких часов и появляться на следующий день, но чаще постепенно распространяется и усиливается. Шум имеет скребущий характер (напоминает хруст снега), изменчивый, прослушивается в систолу и в диастолу, иногда только в систолу или только в диастолу, лучше выслушивается в зоне абсолютной тупости сердца, как правило, никуда не проводится. Иногда шум трения может выявляться только при сильном надавливании стетоскопом на грудную клетку. Обычно шум трения перикарда имеет три фазы: систолический и ранний диастолический компоненты сопровождаются в более поздней диастоле третьим компонентом, связанным с предсердным сокращением.
ЭКГ-изменения присутствуют при большинстве форм острого перикардита, особенно инфекционной этиологии, когда сопутствующее воспаление в поверхностном слое миокарда является ведущим.
На ЭКГ обнаруживаются следующие изменения:
• конкордантный подъем сегмента ST c одновременной выпуклостью книзу в стандартных и грудных отведениях с переходом в высокий положительный зубец Т;
•через 1-2 дня интервал S— Т опускается ниже изолинии, становится выпуклым кверху, затем в течение нескольких дней возвращается к изоэлектрической линии, несмотря на продолжающийся воспалительный процесс в перикарде;
• положительный зубец Т постепенно уплощается и через 10- 15 дней становится двухфазным или отрицательным в тех отведениях, в которых происходила динамика сегмента ST. В дальнейшем ЭКГ нормализуется;
• отсутствуют изменения комплекса QRS.
При рентгенологическом исследовании увеличения сердца не отмечают.
При эхокардиографическом исследовании можно определить утолщение листков перикарда.
Лабораторные данные определяются основным заболеванием, могут отмечаться умеренное увеличение СОЭ, сдвиг лейкоцитарной формулы влево.
Необходимо дифференцировать острый фибринозный перикардит и острый инфаркт миокарда, а также острый диффузный миокардит. Диффузный характер повышения сегмента 5Ги отсутствие его реципрокной депрессии в противоположно ориентированных эпикардиальных отведениях характерны для острого перикардита в отличие от острого инфаркта миокарда. При перикардите через несколько дней сегмент ^возвращается к изолинии, после чего происходит инверсия зубца Т. При инфаркте миокарда происходят изменения комплекса QRS (появление патологического зубца Q, провал зубца R ил и уменьшение его амплитуды), инверсия зубца Т обычно происходит до того, как сегмент ST становится изоэлектричным.
При выраженном болевом синдроме дифференцируют острый перикардит и стенокардию, тромбоэмболию легочной артерии, в том числе инфаркт легкого, плеврит, пневмонию, острый панкреатит, межреберную невралгию.
Течение острого перикардита доброкачественное. Прогноз у большинства больных благоприятный. Полное выздоровление наблюдается даже без лечения. Однако возможны рецидивы, опосредованные аутоиммунными механизмами, и прогрессирование заболевания с развитием экссудативного перикардита.
Гидроперикард – скопление в полости перикарда транссудата в патологическом колическтве или экссудата в любом количестве.
В норме количество перикардиальной жидкости, относящейся к ультрафильтрату плазмы и выполняющей функции смазки между листками перикарда, составляет от 10 до 50 мл. При гидроперикарде ее объем может увеличиваться до 100, 500, 1000 мл и больше.
Наиболее частой причиной развития гидроперикарда является снижение реабсорбции нормальной перикардиальной жидкости вследствие повышения системного венозного давления при застойной сердечной недостаточности или лёгочной гипертензии.
Скопление экссудата является следствием воспаления перикардиальных листков – эксудативного перикардита.
В некоторых случаях кроме нормального содержимого в перикард может поступать лимфа или кровь. Этот процесс происходит без развития воспаления, образования гноя или другого патологического экссудата. Если это происходит, говорят уже об экссудативном перикардите.
Экссудативный перикардит чаще всего является следствием инфекционного, а в ряде случаев аллергического воспаления, обычно он осложняет течение ревматизма, туберкулеза, стафилококковой и стрептококковой инфекции. Повреждение перикарда с накоплением жид кости могут вызвать токсические состояния (уремия), механическое раздражение при трансмуральном инфаркте миокарда (синдром Дресслера), ранения и операции на сердце. Острый экссудативный перикардит значительно отягощает течение основного заболевания, выступая в клинической картине на первый план.
Клиническая картина острого экссудативного (выпотного) перикардита зависит от скопившегося в перикардиальной полости количества жидкости и тяжести инфекционного процесса. При остром экссудативном перикардите могут отмечаться следующие клинические симптомы:
• синусовая тахикардия;
• субфебрильная лихорадка;
• выраженная постоянная одышка;
• вынужденное положение больного — сидя с наклоном туловища вперед, нередко больной становится на колени и прижимается лицом к подушке;
• при сдавливании экссудатом нижней полой вены увеличивается и становится болезненной печень, быстро нарастает асцит, появляются отеки на ногах;
• выбухание грудной клетки в области сердца, в эпигастральной области;
• ослабление или исчезновение верхушечного толчка;
• расширение площади сердечной тупости во все стороны, а также увеличение ширины сосудистого пучка во втором межреберье, конфигурация сердца напоминает крышу с трубой;
• расширение абсолютной тупости сердца и ее совпадение с относительной;
• в положении на спине зона сердечной тупости округляется, в вертикальном положении напоминает неравнобедренный треугольник в связи с перемещением жидкости под действием силы тяжести книзу;
• при аускультации определяется глухость тонов сердца;
• частые нарушения ритма сердца;
• иногда ритм галопа;
При перкуссии легких в нижней доле слева возможно притупление звука, при аускультации появляются бронхофония, бронхиальный оттенок дыхания в связи со сдавлением легочной ткани перикардиальной жидкостью; притупление звука уменьшается при наклоне вперед;
• малый пульс;
• снижение артериального давления.
Лабораторные исследования обнаруживают следующие сдвиги:
• увеличение СОЭ и количества лейкоцитов
• сдвиг лейкоцитарной формулы влево
• повышение уровня альфа-глобулинов, фибриногена, гаптоглобина. При рентгенологическом исследовании выявляют:
1) увеличение размеров тени сердца при накоплении в полости перикарда 200- 300 мл жидкости;
2) переход острого печеночно-сердечного угла в тупой;
3) исчезновение талии сердца (приобретает форму крыши, иногда удается различить двойной контур сердца - внутренняя тень образуется сердцем, наружная — экссудатом);
4) амплитуда пульсации контуров сердца резко снижена вплоть до полного ее исчезновения при сохранении пульсации крупных сосудов;
5) легочный рисунок остается нормальным даже при значительных размерах сердечной тени.
Эхокардиографическое исследование позволяет обнаружить даже небольшое количество (50-100 мл) выпота в перикардиальной полости. Могут также обнаруживаться:
• «эхонегативное» пространство между стенками левого желудочка и оттесненным кзади париетальным листком перикарда; при большом количестве выпота ширина этого пространства достигает 20 мм и более;
• гиперкинезия всего контура сердца и межжелудочковой перегородки;
• нарушения движения предсердно-желудочковых клапанов;
• феномен «плавающего», или «качающегося», сердца при двухмерной эхокардиографии.
Исследование перикардиальной жидкости (перикардиальный парацентез производят при подозрении на наличие гноя в полости или опухолевое поражение перикарда) помогает в дифференциальной диагностике:
• при воспалительном поражении перикарда обнаруживаются:
• относительная плотность перикардиальной жидкости составляет 1,018-1,02 г/л;
• содержание белка превышает 30 г/л;
• реакция Ривальты положительная;
• среди лейкоцитов преобладают нейтрофильные гранулоциты (если перикардит развивается после перенесенной пневмонии или другой бактериальной инфекции) или лимфоциты (при хроническом течении перикардита туберкулезной этиологии);
• при опухолевых перикардитах в экссудате присутствуют атипичные клетки;
•при лимфогранулематозе выявляются клетки Березовского — Штернберга;
• при холестериновом выпоте при микроскопии видны кристаллы холестерина, детрит и отдельные клетки в стадии жирового перерождения;
•при волчаночном перикардите в выпоте обнаруживают LE-клетки.
Тампонада сердца. При быстром накоплении выпота в полости перикарда в ряде случаев возникают нарушения кровообращения, развивается тампонада сердца. При быстром накоплении количество жидкости, необходимое для возникновения тампонады сердца, может составлять не более 250 мл, при медленном накоплении, когда перикард имеет возможность растягиваться и адаптироваться к увеличенному объему жидкости, тампонада сердца может возникать при количестве жидкости более 1000 мл. Объем жидкости, приводящий к развитию тампонады, находится в прямой зависимости от толщины миокарда и в обратной зависимости от толщины париетальной пластинки перикарда. Клинические проявления тампонады сердца — это следствие уменьшения сердечного выброса и системного венозного застоя. К характерным признакам сдавления (тампонады) сердца и венозных стволов относятся:
• резко выраженная одышка,
• чувство страха смерти,
• выраженная отечность лица и шеи,
• распространенный цианоз,
• холодный пот,
• набухание шейных вен, которые не спадаются на вдохе,
• быстро нарастающий асцит,
• отеки ног,
• увеличенная болезненная печень,
• пульс малый — альтернирующий или нитевидный,
• снижение артериального давления вплоть до коллапса,
• периодическая потеря сознания,
• высокая гектическая температура тела и озноб при гнойном вы поте в полости перикарда.
Важнейшим признаком тампонады сердца является парадоксальный пульс (p. paradoxus) – уменьшение амплитуды пульсовых волн на вдохе или значительное (10 мм рт. ст.) снижение систолического артериального давления при вдохе. Для обозначения верхней границы нормального снижения уровня артериального давления при вдохе обычно используется уровень 10 мм рт. ст., однако это произвольное значение, которое не должно быть расценено как категорический критерий для подтверждения наличия тампонады сердца. Патологией является любая выраженность парадоксального пульса, выявляемого пальпаторно на a.radialis.
Механизм появления парадоксального пульса при тампонаде сердца достаточно сложен. Снижение артериального давления при дыхании отражает избирательное ухудшение диастолического наполнения левого желудочка, вероятно, вызванного действием двух факторов. Увеличение отрицательной величины внутригрудного давления во время вдоха способствует увеличению наполнения правого желудочка и поступлению крови в легкие. Одновременно уменьшается венозный возврат к левым отделам сердца вследствие расширения легочных вен и снижения давление в них. При выдохе увеличиваются ударный объем сердца и артериальное давление благодаря притоку к левым отделам сердца дополнительного объема крови, который накопился в легких.
Наиболее существенным признаком тампонады сердца при эхокардиографическом исследовании является уменьшение диастолического объема левого желудочка на вдохе, а также выраженные дыхательные изменения скорости потока через митральный и трикуспидальный клапаны или дыхательные изменения выброса левого желудочка, обнаруженные при импульсном допплеровском исследовании.
Исходом экссудативного перикардита может быть либо рассасывание, либо организация выпота с образованием перикардиальных спаек, сращений, частичной или полной облитерацией сердечной сорочки.