dementev_v_v_teoriya_rechevyh_zhanrov
.pdf70 |
Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру... |
|
|
Иванова Ю. М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов (2001).
Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса (2002). Валуйская О. Р. Глубина текста в различных жанрах английской речи
(2002).
Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуни- кации (на материале английского языка) (2003).
Кочкин М. Ю. Политический скандал как лингвокультурный феномен
(2003).
Комаров Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и рос- сийских средств массовой информации (2003).
Каратанова О. А. Лингвистически релевантные нарушения педагогиче- ского дискурса (2003).
Маркова Л. Ф. Когнитивная идентификация речевого жанра (2003). Емельянова Н. А. Речевой жанр «жалоба» в различных типах дискурса в
английском языке (2004).
Кусов Г. В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт
(2004).
Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра те- левизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ) (2004).
Хохлова Н. В. Способы и средства реализации коммуникативной катего- рии угрозы в русском и английском языках (2004).
Шибанова Е. А. Концептуальное пространство брачных объявлений (на материале русского и французского языков) (2004).
Акименко Н. А. Лингвокультурные характеристики английского сказочно- го дискурса (2005).
Панкратова О. А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса (2005).
Горбачева Е. Н. Спор как лингвокультурный концепт (2006).
Дьякова Т. В. Жанрообразующие свойства поэтонимов (на материале ан- глийской и русской авторской сказки) (2006).
Земцова Л. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массовоинформационного дискурса (2006).
Колоян Д. Л. Ухаживание как тип коммуникативного поведения (2006). Урванцев К. Г. Жанры современной теле-и радиорекламы (риторический
аспект) (2006).
Черкасова И. С. Реализация коммуникативной стратегии самопрезента- ции в русских и немецких объявлениях о знакомстве (2006).
Ярмульская И. Ю. Духовное послание в документоведческом и стилисти- ческом освещении (2006).
Центры и школы изучения речевых жанров |
71 |
|
|
Белозерова Е. В. Реклама как жанровый метаконцепт (на материале со- временной русской лингвокультуры) (2007).
Соловьева А. А. Речевой жанр «совет» в разных типах дискурса (на мате- риале современного английского языка) (2007).
Андреева И. В. Опровержение в институциональном дискурсе (2008). Гончаренко Н. В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса
(2008).
Егорова И. Ю. Акцентирование в рекламном интернет-дискурсе (2008). Истомина А. Е. Фельетон как жанр политического дискурса (2008). Романова О. Н. Лингвосемиотическая стереотипизация персонажей в ки-
нотексте молодежной комедии (2008).
Рудова Ю. В. Жанровый статус медицинского буклета (2008).
Следует отметить, что с достижениями волгоградского жанрове- дения (конечно, не только его) ученые в России знакомы благодаря интересным и содержательным серийным сборникам научных работ «Языковая личность», «Аксиологическая лингвистика», «Человек в коммуникации», выходящим под ред. В. И. Карасика, В. И. Ша- ховского, Е. И. Шейгал, а также Н. Н. Красавского, Г. Г. Слышкина, А. В. Олянича и других в Волгограде с начала 80-х г.
1.4.3. Другие центры (Пермь, Екатеринбург, Орел, Воронеж, Новосибирск, Иркутск)3
«Функционально-стилистическое жанроведение» (Пермь)
ОченьзначительнымнаправлениемвизученииРЖявляетсяПерм- ская функционально-стилистическая школа. Данная школа имеет
3 Необходимо подчеркнуть, что, не включая в этот список центров Мо- скву, автор руководствовался не «провинциальным высокомерием» — так, многие исследователи, чрезвычайно существенно обогатившие ТРЖ, мо- сквичи (Н. Д. Арутюнова, М. Ю. Федосюк, Е. А. Земская, М. В. Китайго- родская, Н. Н. Розанова, Н. И. Формановская, В. М. Алпатов, С. И. Гиндин, Т. В. Крылова, М.Я. Гловинская, Е. Я. и А. Д. Шмелевы) или непосредственно связаны с Москвой (Т. В. Шмелева, О. П. Ермакова), однако деятельность на- званных ученых очень трудно было бы охарактеризовать как какое-то единое направление — скорее можно говорить о целом ряде направлений или школ. Теоретические положения и исследования отдельных жанров / групп жанров, осуществленные многими из названных ученых, были уже рассмотрены в на- стоящей историографической главе или будут представлены в последующих главах монографии.
72 |
Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру... |
|
|
давние традиции функционально-стилистического изучения текстов научной речи. У истоков Пермской школы стоят такие выдающиеся лингвисты, как М. Н. Кожина и, увы, уже умершие Л. Н. Мурзин, В. В. Сахарный, А. С. Штерн.
Значительное воздействие на исследования пермских жанроведов оказали идеи Владимира Барнета, который в восьмидесятые годы ак- тивно сотрудничал с данной лингвистической школой.
В настоящее время в Перми действует одна из наиболее активных школпоизучениюречевыхжанров—функционально-стилистическое жанроведение. Во главе этой школы сегодня стоят такие яркие ис- следователи, как М. Н. Кожина, В. А. Салимовский, М. П. Котюрова, Т. И. Ерофеева, Л. Р. Дускаева и др.
Большую роль в развитии и распространении жанроведческих идей, как и идей в области анализа текста и дискурса, а также обще- лингвистических знаний, сыграл целый ряд серийных изданий, ши- роко известных в России и за ее пределами уже на протяжении пяти десятков лет, — «Функциональная стилистика», «Деривация в рече- вой деятельности», «Стереотипность и творчество в тексте», «Я и “другой”в пространстве текста».
Концептуально функционально-стилистическое жанроведение опирается на изучение речевых жанров через теоретическую призму и накопленные теоретические и методологические достижения функ- циональной стилистики. В целом на первый план выходит общетеоре- тическая проблема соотношения понятий «речевой жанр» и «(функ- циональный) стиль».
Данная проблема будет подробно рассмотрена в следующей главе, посвященной разным типам речевой системности.
Диссертации, защищенные по жанрам речи в Перми4.
Кандидатские:
Ширинкина М. А. Вторичный деловой текст и его жанровые разновид-
ности (2001).
Луковникова О. Ю. Объяснение в научной и эстетической сферах функ- ционирования языка (2006).
Кудлаева А. Н. Типы текстов в структуре дискурса (2006).
4 Автор благодарен В. А. Салимовскому, который в 2005–2007 гг. рабо- тал ученым секретарем диссертационного совета Д 212.189.11 и предоставил автору эту информацию о диссертациях, защищенных в данном совете.
Центры и школы изучения речевых жанров |
73 |
|
|
Пузикова З. Г. Функционально-стилевые варианты доказательства в рус- ском литературном языке начала XXI в. (2007).
Кыркунова Л. Г. Официально-деловые тексты в аспекте функциональносмысловых типов речи (2007).
Имшинецкая И. А. Речевой стиль коммерческой рекламы в его жанровых разновидностях (2007).
Причисляем к Пермской школе и докторские диссертации, выпол- ненные в Перми и защищенные в других городах, — В. А. Салимов- ского (защищена в Екатеринбурге в 2002 г.) и Л. Р. Дускаевой (защи- щена в Санкт-Петербурге в 2004 г.).
Изучение речевых жанров в Орле5
С2001 г. на базе Орловского государственного института ис- кусств и культуры работает научное направление «Типологические и жанровые особенности научного и медийного текста» под руковод- ствомА. Г.Пастухова.Врамкахэтогонаучногоколлектива былиобъ- единены ученые различных вузов Орла, работающие в направлении жанрово-типологических исследований. В центре внимания изуче- ния речевых жанров в Орле находятся жанровые характеристики на- учного и медийного дискурсов, механизмы жанрово-стилистической дифференциации текстов. Особое внимание уделяется изучению текстовых категорий, разработке критериев описания различных речевых жанров и типов текста. С этой целью в качестве методики исследования применяется создание корпусов различной тематиче- ской и стилистической направленности и объема. Ведется работа по упорядочению терминологии подъязыков науки и техники, созданию двуязычных учебных словарей и глоссариев. Жанроведческая на- правленность заключается также в определении механизмов прагма- тического влияния в рекламной и медийной практике на материале русского и иностранных языков. При этом особый акцент делается на изучении сравнительных и жанровых особенностей перевода и взаимодействия культур.
С2004 г. издается межвузовский сборник научных трудов «Жан- ры и типы текста в научном и медийном дискурсе», в формировании которого приняли участвие ученые из Орла, Волгограда, Нальчи- ка, Санкт-Петербурга, Воронежа, занимающиеся проблемами тек- стов и дискурсов, феноменов массовой коммуникации, жанровых форм в науке и медиа. Здесь опубликованы результаты жанрово-
5 Автор благодарен А. Г. Пастухову за предоставленную ценную инфор- мацию.
74 |
Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру... |
|
|
типологических исследований ученых из Украины, Беларуси, Казах- стана, Австрии, Румынии, Нигерии, Австралии, Тайваня, Германии, Испании, Швейцарии, США. Для удобства пользователей данная серия имеет электронную пользовательскую версию, распространяе- мую наряду с бумажной6.
С2003г. накафедреиностранных языковработает постояннодей- ствующий межкафедральный семинар для молодых ученых «Жанро- вая стилистика научного и медийного текста». В рамках семинара об- суждаются ход выполнения диссертационных исследований, новые публикации по проблематике, связанной с темами работ аспирантов и соискателей, отзывы на авторефераты диссертаций и т. д.
Российские жанроведы хорошо знакомы с работами исследовате- лей из Екатеринбурга — прежде всего это работы Н. А. Купиной и Т.В.Матвеевойиихучеников(И.Н.Борисова,И.Т.Вепрева,С.Ю.Да- нилов, Я. Т. Рытникова, И. Г. Сибирякова, И. В. Шалина и др.). Данное направление жанроведения отмечено особым вниманием к проблемам разговорного диалогического текста, при этом опирается на обширные фонды собственных записей РР (некоторые из них опубликованы) и обогатило как жанроведение, так и лингвистику речи целым рядом пионерских работ, например, по проблемам тематической структуры разговорных текстов, речевой агрессии, «тоталитарного языка».
В этой связи нельзя не отметить регулярные публикации, посвя- щенные жанрам политического дискурса, в международном журнале «Политическаялингвистика», выходящем в Екатеринбурге под ред. А. П. Чудинова.
Жанрами речи занимаются в Воронежском государственном уни- верситете — к наиболее активным воронежским жанроведам можно отнести И. А. Стернина, В. Б. Кашкина, Н. А. Лемяскину.
Следует отметить журнал «Критика и семиотика», выходящий в Новосибирске под ред. И. В. Силантьева, — журнал собрал многих авторов из разных городов России и из других стран, которых объеди- няет общий интерес к семиотике культуры и теории литературы. Ряд публикаций посвящены проблемам жанра7.
Жанры речи становились объектом исследований по дискурсу в Иркутске — прежде всего это работы профессоров Иркутского го-
6Подробно о содержании сборника см. информацию на сайте: http:// www.ogiik.orel.ru/kaf14.html.
7Информацию о содержании журнала см. на сайте http://www.nsu.ru/ education/virtual/cs.htm.
Центры и школы изучения речевых жанров |
75 |
|
|
сударственного лингвистического университета А. М. Каплуненко, С. Н. Плотниковой, а также А. В. Кравченко и их учеников (как и кол- леги из Волгограда, практически все они являются англистами).
Вероятно, есть некоторая тенденция, состоящая в том, чтобы именно англисты, изучающие дискурс, в большей степени тяготели к идеям М. М. Бахтина (не потому ли, что идеи Бахтина более по- пулярны в англоязычных странах, чем, например, в Германии?), а германисты-«немцы» — к западным «альтернативным» школам, в частности немецкому понятию «Textsorten» (ср. исследования под рук. Н.С. Бабенко в Институте языкознания РАН, в Санкт-Петербурге под руководством В. Е. Чернявской; кроме того, нельзя не отметить периодический сборник «Дискурс и стиль», выходящий в Петербурге под редакцией последней).
Здесь следует упомянуть еще одно направление в изучении РЖ — так называемую когнитивную генристику, в основном разрабаты- ваемую учеными из Саратова и Волгограда (и некоторыми близки- ми по духу к данным центрам учеными из других городов, например Е. Н. Горбачевой). В целом, поскольку данное направление еще толь- ко складывается, буквально на наших глазах (кстати, в соответствии с наиболее актуальными в современной лингвистике содержательны- ми, когнитивными, концептологическими, лингвокультурологически- ми тенденциями), а основные достижения данного направления, по всей видимости, следует искать в будущем, мы рассматриваем его в главе V, посвященной именно перспективам ТРЖ.
В целом же, по нашему убеждению, перипетии истории науки не способны сменить магистральную проблематику жанроведения и главные его задачи. Даже при пунктирном выделении линий развития ТРЖ намечается несколько проблем, которые, по-видимому, следу- ет считать действительно важнейшими и вечными, — структура РЖ (при более широком рассмотрении — место речевого жанра в систем- ной организации речи) и типология РЖ.
Им будут посвящены последующие главы монографии.
ГЛАВА II
Место жанра в речевой системности
2.0. Постановка проблемы
Поставленная в названии главы проблема, естественно, не нова. Категория речевой системы введена в лингвистическую теорию, повидимому, даже раньше, чем Ф. де Соссюр начал утверждать, что на оси времени (т. е. в речи) нет системы [Соссюр 1977: 113]1. Вслед за авторами коллективной монографии «Общение. Текст. Выска- зывание» (1989) мы понимаем структурирование как «выражение некоторой упорядоченности, соответствующей коммуникативной деятельности, эксплицируемой как постоянные или же закономерно варьируемые качества текстов» [ОТВ 1989: 57]. Понятие жанра всег- да занимало в лингвистических концепциях речевой системы важное место.
Будучиключевойдлясобственнолингвистическогоизученияжан- ров, данная проблема не только не решена, но и имеет многолетний отрицательный опыт, сложившийся из неудач и даже случаев отказа от дальнейшего изучения того, что в этом отношении нередко каза- лось полностью лишенным системы хаосом.
Главными препятствиями на пути к «настоящему лингвисти- ческому изучению» жанров, безусловно, стали многообразие жан- ров и их вариативность. Даже если представить, что кем-то будет составлен полный список РЖ, при любой попытке применить его к речежанровому многообразию на практике такой список будет немедленно сведен на нет громадным числом незначительных и очень значительных отклонений от «стандарта», авторской и «слу- шательской» непредсказуемостью, личностной окраской и субъек- тивной волей, участием самых разнообразных и тоже непредска- зуемых компонентов ситуации общения. Забегая несколько вперед, подчеркнем, что неоднократно отмечаемая многими лингвистами-
1В. А. Салимовский связывает первое использование данной категории
влингвистике с работами Г. О. Винокура (1990 [1923]; 1929), изложившего свою концепцию соотношения языка и речи (и вытекающее из нее понима- ние предмета стилистики и поэтики) тоже в связи с интерпретацией «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра [Салимовский 2002a: 44].
78 |
ГЛАВА II. Место жанра в речевой системности |
|
|
коллоквиалистами множественность компонентов ситуации обще- ния, нерешенность вопроса, какие из них необходимо учитывать для адекватного осмысления речи, стала серьезным препятствием для определения и разграничения отдельных речевых жанров: какие па- раметры значимы для такого разграничения жанров, т. е. типологи- зации, а какие нет; где начинается новый жанр, а где мы имеем дело еще с вариантом старого? Так же как при построении любой дискур- сивной типологии, любое решение будет небезупречным (прежде всего субъективным), любое определение будет грешить отсечением чего-то значимого; попытка же учесть все значимые аспекты, как это обычно бывает в коллоквиалистике при изучении речи в целом, с неизбежностью обернется тем, что количество выделяемых разно- видностей и типов будет разрастаться до совершенно необозримых пределов, пока не сравняется с количеством «образцов».
« ... разработка типологии ситуаций (и следовательно — типо- логии жанров), — пишут М. В. Китайгородская и Н. Н. Розанова, — существенно затруднена из-за того, что пока нет специфических и надежных методов “этнотаксономии общества” (по С. М. ЭрвинТрипп. — В. Д.). Эта задача осложняется и тем, что существуют типы ситуаций, для которых нет принятого обозначения» [Китайгородская,
Розанова 1999: 32].
Естественно, многообразие жанров и их вариативность — не единственный нерешенный аспект проблемы места жанра в речевой системности.
С одной стороны, понятие жанра уже заняло прочное место в тео- рии дискурса в целом как одна из базовых единиц его организации (хотя о сновной единицейорганизациидискурсажанрпризнается не всеми исследователями); с другой стороны, многие современные отечественные работы по теории дискурса / текста вообще не исполь- зуют ни термина жанр, ни положений Бахтина, ни положений сло- жившейся в России «после Бахтина» теории речевых жанров — зато успешно опираются на работы по дискурсу (прежде всего западные: американские, английские, немецкие), где выделяются в качестве ба- зовых другие речевые единицы.
Такимобразом,проблемаречевойсистемностиявляетсяключевой нетолькодлятеорииречевыхжанров:небудетпреувеличениемсказать, что адекватное решение данной проблемы — задача - максимум и лингвистики текст а, и теории дискурс а.
Постановка проблемы |
79 |
|
|
Как известно, в основе лингвистики текста с момента ее воз- никновения на основе прагматики, стилистики и риторики лежало представление об особых — отработанных в общении, стандартных, узнаваемых речевых правилах, упорядочивающих речь и при этом отличных от правил языка. Действительно, если бы правила тек- ста / речи совпадали с языковыми правилами и нормами, было бы не- понятно, с одной стороны, чем отличаются друг от друга разные типы текстов на одном и том же языке (роман, записка, протокол, письмо);
с другой стороны, чем отличется текст как единица речи от предло- жения.
Влингвистике текста установлено, что «правила текста / речи» многомерны, вариативны и обращены к многочисленным сторонам внеязыковой действительности: к языку и тем языковым / речевым единицам, из которых текст построен, к собственному содержанию, т. е. отражаемой реальной или воображаемой действительности, к сво- ему автору (соответственно, к его интенциям и мотивам, т. е. к своей цели) и читателю / слушателю, к другим авторам и текстам, наконец,
ккультуре во всей ее совокупности (в любом тексте как в капле воды отражается вся национальная и человеческая культура).
Естественно, текст обращен к своему жанру как к наиболее оче- видному из текстовых правил.
Вконтексте этих рассуждений сам термин-понятие жанр кажется интуитивно ясным и вполне логично связанным с текстом — однако остается нерешенным вопрос, как определить жанровую принадлеж- ность произведений, лишенных (литературной) традиции, например «Крохоток» А.И. Солженицына (который ставит себе в заслугу «изо- бретение» данного жанра). Еще более очевидным образом сказанное относится к абстрактной — модернистской, символистской, футури- стической — поэзии. Ср.:
ИЗРЕ
Большая честь родиться бедняком.
Д. Бурлюк
Подобные «трудные» случаи, впрочем, представляют собой лишь стилизацию тех действительных трудностей, которые в огромном количестве находим в реальном непосредственном общении. Содер- жательная сложность, дополнительные интерпретационные шаги адресата речи, присущие разновидностям непрямой коммуникации, не являются прерогативой «сложных» сфер общения. Ср.:
