Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ru_Velikie-civilizacii_rtf / Ru_Velikie-civilizacii-Mezhdurechya-Drevnyaya-Mesopotamiya-Carstva-Shumer-Akkad-Vaviloniya-i-Assiriya-2700-100-gg-do-n-e-.WTu47w.472477.rtf
Скачиваний:
59
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 17 Время смятения

Массовое перемещение индоевропейского населения, происходившее в Юго-Восточной Европе в течение XIII в. до н. э., нельзя проанализировать. Оно может быть прослежено только по заметному влиянию, которое индоевропейцы оказали на Грецию и Западную Азию. Возможно, к числу этих воздействий относится появление на Балканах преуспевающих и воинственных племен – иллирийцев, из-за которого фрако-фригийцы были вытеснены в Анатолию, где вскоре после 1200 до н. э. они уничтожили Хеттское царство, и многочисленных групп дорийцев, эолийцев и ионийцев в полуостровной Греции, на островах в Эгейском море и в западных районах Малой Азии, где они уничтожили Микенскую (или Ахейскую) державу (Троянская война, ок. 1270 г. до н. э.). Вытесненные двумя этими потоками захватчиков, обитатели эгейского побережья и островов, «народы моря», как их называли египтяне, бежали на юг, вдоль побережья Малой Азии и Сирии, и прибыли, тая в себе угрозу, к вратам Египта. Рамсес III победил их на суше и на море (1174 до н. э.), и некоторые воины пошли на службу к фараону, в то время как другие расселились по прибрежной полосе Ханаана. Среди этих последних были пелесет (или филистимляне), в честь которых в итоге была названа целая область – Палестина.

Примерно в то же время другое, менее известное, но такое же значимое переселение началось в районе вокруг Каспийского моря. Говорящие на индоевропейском языке народы, которых мы называем индоиранцами, вошли в Иран с севера, следуя примерно тем же путем, что и индо-арийские переселенцы ранее. Парфава (парфяне) и харайва остались на границе Туркестана и Афганистана, в то время как мадай (мидийцы), парсуа (персы) и зикерту двинулись дальше на запад и захватили нагорье, простирающееся от озера Урмия до Исфахана, стремительно установив свое влияние над плохо оснащенным местным населением.

Этот «каскад» переселений, следующих одно за другим, затронувший Средиземноморье и центральные части Анатолии и Ирана, не коснулся Ирака. Но это совпало с периодом усиливавшейся активности среди семитов: суту, ахламу и, главным образом, многочисленного союза арамейских племен, – кочевавших в Сирийской пустыне. Вакуум, образовавшийся в Сирии из-за падения Хеттской державы и связанного с ним ослабления Ассирии и Вавилона, подтолкнул арамейские племена к вторжению во внутренние области Сирии, пересечению Евфрата и проникновению все глубже в Месопотамию, причем по мере продвижения они расселялись и создавали на всей территории Плодородного полумесяца сеть больших и малых царств, которые окружили Ашшур и Вавилон сужающимся кольцом и почти поглотили их. Одновременно другие семиты – евреи, пришедшие из Синайской пустыни, – воспользовались смятением, воцарившимся в Ханаане после ухода Египта из Азии, захватили большую часть территории, лежащей по обе стороны Иордана, и сделали ее своей страной.

В какой-то степени продвижение арамейских племен может быть прослежено по ассирийским царским надписям, а завоевание Ханаана евреями – по библейским повествованиям. Однако об истории остальной части Ближнего Востока в период между 1200 и 1000 гг. до н. э. мы ничего не знаем. В Хеттских архивах из Богазкёя найдены источники, в которых освещается история региона до примерно 1190 г. до н. э., а из текстов, найденных в Египте, мы можем почерпнуть сведения, позволяющие нам делать выводы о произошедшем в начале XI в. до н. э. упадке этого могущественного государства в правление последних Рамессидов и о его разделении на два соперничавших друг с другом царства.

Первые источники после этих «темных веков» датируются примерно 900 г. до н. э., когда политическая география Западной Азии сильно изменилась – арамейские княжества разрослись от Ливана до Загроса, остатки «народов моря»: филистимляне и закаль – разделили Ханаан с евреями. Для финикийцев, расселившихся по побережью Ливана, начался период процветания, тогда как на крайнем севере Сирии и в Таврских горах сложилось несколько новохеттских царств. Египет был разделен и ослаблен; цари, восходившие на трон Вавилона, быстро сменяя друг друга, почти не обладали реальной властью; в Ассирии череда сильных правителей была занята ослаблением арамейского влияния и воссозданием Ассирийской державы; по другую сторону от гор Загроса прочно утвердились мидийцы и персы, которые, однако, еще не были готовы сыграть свою роль в истории. Именно с этими народами, с которыми ассирийцы встретятся, сразятся и которых покорят в процессе своего крупномасштабного завоевания, происходившего в течение 1-го тыс. до н. э., читатель теперь должен познакомиться.