Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Verkutter_Rannie-civilizacii-Blizhnego-Vostoka_rtf / Verkutter_Rannie-civilizacii-Blizhnego-Vostoka-Istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-drevneyshih-gosudarstv-na-zemle.CYOBew.460364.rtf
Скачиваний:
35
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
5.06 Mб
Скачать

3. Северо-восток. Загрос

Эти дикие места населяло множество народов. Выше мы рассказали то немногое, что известно нам о кутиях. О луллубеях, которые, возможно, были очень близкими их соседями, мы знаем еще меньше. Ими также правили «цари». Один из них, Анубанини, вероятно, жил чуть позже событий, описываемых в этой главе, но в принадлежащей ему надписи говорится о том, что луллубеи, враги Аккада, завоеванные Нарам-Суэном (по крайней мере, об этом сказано в его знаменитой стеле), также, очевидно, оказались под влиянием Аккада. Они заимствовали у своих соседей не только язык и письменность, но и значительную часть их пантеона.

4. Север. Ассирия

Вся Верхняя Месопотамия, вплоть до гор Курдистана, была захвачена царями Аккада и оказалась под таким сильным воздействием этого государства, что начиная с данного периода все эти территории образовали единое культурное и политическое пространство, которое прежде ограничивалось их южной частью. Саргон и его преемники удвоили зону влияния месопотамской цивилизации, а значит, и ее мощь и степень влияния на окружающие регионы. Как было сказано выше, аккадские цари строили здания в Ашшуре и Ниневии, принеся этим городам значительную пользу. В частности, в нескольких километрах от Ниневии Римуш основал город, названный в его честь. В Гасуре (позднее называвшемся Нузи), расположенном восточнее, в районе современного Киркука, был найден архив глиняных табличек, свидетельствующих о том, что местные жители (по крайней мере, частично) были аккадцами. Можно предположить, что наряду с оседлым населением в данном регионе жили полукочевые семитские племена. В Ашшуре было обнаружено лезвие кинжала с посвятительной надписью «слуги» Маништушу по имени Абазу. То же имя встречается в найденном в Хорсабаде списке ассирийских царей. Он является тринадцатым из семнадцати ранних правителей, «живших в палатках». Отождествив этих двух людей (хотя некоторые исследователи, возможно справедливо, возражают против этого), мы сумеем доказать, что членами племен кочевников, скитавшихся между городами Верхней Месопотамии, были будущие завоеватели всего Ближнего Востока.

5. Северо-запад

Это очень обширный и во всех отношениях сложный регион. Для того чтобы сделать рассказ о нем более подробным, мы разделим его на части и поговорим о каждой из них.

А. Мари , крупный город с семитским (по большей части) населением, но в то же время находящийся под заметным влиянием Шумера, существовал на протяжении довольно длительного времени. Там говорили на аккадском и писали клинописью. Во всех сферах жизни, включая культуру и религию, Мари развивался под заметным влиянием Вавилонии. Цари Аккада, понимавшие, насколько важную стратегическую и политическую роль он играл, захватили его и удерживали под своим контролем. Об ожесточенном сопротивлении жителей Мари Саргону и последующих мерах, предпринятых завоевателем, свидетельствует факт разрушения части города в тот период. После захвата Мари туда, как обычно, были направлены представители Аккада. В частности, там жили две дочери Нарам-Суэна: Мекиббар и Шумсани, по меньшей мере вторая из них была жрицей (возможно, верховной) Шамаша.

Возможно, как и в более поздний период, Туттул, расположенный южнее на берегу Евфрата, уже входил в состав государства Мари, когда оно было захвачено Саргоном. Он называет этот город важным центром культа Дагана. Так как Саргон писал, что Даган Туттула сделал ему подарок – всю «Верхнюю страну», можно предположить: завоеватель считал всю территорию от этого города до севера Сирии единым религиозным (а возможно, и этническим) пространством.

Б. «Верхняя страна» простиралась, таким образом, от верхнего колена реки Хабур до Средиземного моря. На этой территории жили по большей части семиты, считавшие ее своей родиной. Захватив Мари, правители Аккада завоевали всю «Верхнюю страну». Следы их присутствия были обнаружены в Телль-Браке, Чагар-Базаре и еще выше – в Диярбакыре. В принадлежащих им надписях перечисляются ключевые города, повелителями которых они стали: Эбла, Арман, а также, несомненно, Апишал, расположенный в верхнем течении Евфрата, Ярмути и Уллис (вероятно, на побережье Средиземного моря). К этому перечню можно добавить находившиеся по соседству города, названные Гудеа прекрасно подходящими для торговли: Урсу, Менуа и Хаххум (выше говорилось, что по меньшей мере два последних могли располагаться западнее). К сожалению, этот список топонимов – все, что мы знаем об истории данного региона. К нему мы можем добавить только имя «царя» Армана – Риш-Адад, упомянутое Нарам-Суэном. Можно предположить, что всем этим городам принадлежали окрестные территории разного размера и что все они воевали друг против друга, при этом заключая друг с другом союзы. Однако доподлинно нам это неизвестно.

Кое-что мы, однако, об этнографии данного региона знаем. Первоначально там жил один (или несколько) народ неизвестного происхождения. От того времени сохранились древнейшие топонимы, не соответствующие ни одному из известных нам языков. Но в рассматриваемый нами период подавляющее большинство населения данной территории было семитским, и такая ситуация сохранялась на протяжении продолжительного периода времени. Как было сказано выше, в этом регионе жили предки Саргона (как и все аккадцы до того, как они поселились в Месопотамии). Чуть позже в Северной Сирии и на северо-западе Месопотамии появилось другое племя семитов. В датировочной формуле Шаркалишарри говорится, что он был вынужден сражаться в районе современного Джебель-Бишри с амурру. Вероятно, тогда они уже представляли угрозу для самой Месопотамии. Возможно, по большей части они продолжали вести полукочевой образ жизни, но их ждало великое будущее – амурру было суждено стать владыками всего Плодородного полумесяца, от Иерусалима до Вавилона. Следуя библейской традиции, мы будем называть их амореями.

В источниках, датируемых последними годами аккадского периода, впервые упоминается еще одно племя, на этот раз не имеющее семитского происхождения, которому судьбой было уготовано обрести в следующем тысячелетии величие. Именно тогда к северным границам «Верхней страны» подошли хурриты, двигавшиеся, вероятно, с севера или востока. В районе современного Мардина они заняли или основали несколько городов, в частности Уркиш, Навар и Кархар (Каркар). Об этом нам известно из надписей, в которых встречаются хурритские имена (а некоторые из этих источников написаны на хурритском языке). Тот факт, что часть этих надписей написана клинописью, причем на аккадском языке, свидетельствует о распространении влияния Месопотамии даже сюда – на край цивилизованного мира. Причиной этого воздействия, несомненно, было аккадское завоевание.

Дело в том, что там, как и по всей Западной Азии, Аккадская держава не только переплавила месопотамскую цивилизацию в своей собственной литейной форме, но и создала культурную общность народов, живших во всех окрестных регионах, которой предстояло существовать и развиваться на протяжении нескольких последующих столетий. Таковыми были основное достижение и наследие созданного Саргоном царства со столицей в Аккаде.