Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ДОКЛАД Харизма у Эдварда Шилза - Михаил Соколов

.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.04.2022
Размер:
16.96 Кб
Скачать

История термина «Харизма» в социологии начинается с Маркса Вебера. С его точки зрения, Харизма – это некоторое свойство индивида, которое делает повиновение ему моральной обязанностью.

Власть может строиться на принуждении, на подкупе, однако, она может строиться и на ощущении того, что власть законна, что повиноваться – это моральная обязанность. Вебер выделяет три источника последнего: традиционная (так всегда было), легальная (я знаю, как работает этот порядок и в целом мне кажется, что правильно повиноваться, т.к. страшно представить что будет, к примеру, с армией, если все не будут повиноваться). Или же харизматическая (нет никаких устоявшихся причин повиноваться, но есть какая-то исключительная личность, повиноваться которой следует в силу её особенности).

Раньше харизма для людей была связана с некой божественной силой, силой свыше. Досовременное общество верило, что этой силой установлен социальный порядок, но иногда появляется кто-то, кто связан с этими силами напрямую. Тогда повиновения данному человеку становилось более важным, чем повиновение устоявшимся законам или земным правителям. Пророк Мухаммед был любимым примером самого Вебера.

Потом на смену этой исключительной личности, которая связана с божеством появляется гений. Кто-то вроде наполеона – исключительный человек, которому повинуются, потому что верят, что он в каком-то смысле особенный, он стоит надо всеми.

Главная черта харизмы по Веберу в том, что она не институциональна. Она взрывает любой порядок, в котором появляется. Однако она не может длиться дольше, чем жизнь самого лидера. Лидеру в какой-то момент приходится передавать бразды правления, иногда его жизнь просто резко заканчивается. В любом случае, как правило, его наследники уже не настолько харизматические личности.

Видение харизмы, которое описал Вебер, было очень влиятельно на протяжении первой половины 20 века. Человеком, радикально пересмотревшим данное видение, стал Эдвард Шилз. Причем Шилз начал свои рассуждения с не совсем ожидаемой стороны: он исследовал определение престижа в американском обществе.

В это время в Америке были широко распространены опросы, где просилось оценить престижность разных профессий. «Хотели бы вы, чтобы ваш сын стал …, Хотели бы вы, чтобы ваша дочь вышла замуж за …». Конечно, многое было ожидаемо, к примеру, конечно же зять стоматолог лучше, чем зять мусорщик. Однако было и несколько аномалий. Америка и тогда, и, в общем-то, сейчас, является страной, где успех определяется заработком. Поэтому ожидалось, что между высотой заработка и престижем профессии будет прямая связь. Однако на практике выяснилось, что они почти не связаны.

К примеру, верховный судья – самая желанная профессия в США, несмотря на то, что средний судья зарабатывает меньше, чем успешный адвокат. Так же полицейский стоит достаточно высоко, хотя полицейские немного зарабатывают. В связи с этим Эдвард Шилз выдвинул тезис о том, что харизмой могут обладать не только люди, но и институты или социальные группы. Харизма вообще возникает благодаря связи с какими-то фундаментально важными, серьезными вещами. К примеру, врач – харизматическая фигура, потому что он сопровождает нас при рождении, при болезни и при смерти. Он присутствует как бы в поворотных моментах биографии.

Михаил Соколов дальше приводит следующий пример: Представьте, что вы ветеринар и приходите ко всевышнему. Он вас спрашивает «А чем ты занимался всю жизнь?». Вы отвечаете «я лечил животных». Он отвечает «замечательно, садись рядом со Святым Франциском»

А теперь представьте, что вы всю жизнь занимались маркетингом. И когда всевышний спрашивает «А чем ты занимался всю жизнь?» вы начинаете объяснять, но понимаете, что это звучит не так здорово как «лечил животных». Конечно, можно сказать, что экономика благодаря вам двигалась быстрее, ветеринар в итоге вылечил больше животных, и это в принципе правда, но.. Маркетолог находится в экзистенциальном тылу, а ветеринар – на экзистенциальной линии фронта. По этому, вам не кажется, что полезность или какая-то глубинная важность вашего занятия самоочевидна.

Хорошим примером харизматичности по Веберу является Ленин. В чем заключалась его харизматичность? В том, что его устами говорили законы истории. Гений и индивидуальная исключительность этого человека основаны именно на том, что он каким-то образом прозрел эти законы, которые не видели все остальные и привел их в действие. Так же происходит и с институтами, группами людей, которые связаны с тем, что Шилз называет центрами общества на контрасте с периферией, где происходит что-то не слишком важное, не слишком настоящее. Шилзу нравилось при помощи этого описывать Американское общество, но если примерить это на Россию мы получим тоже почти идеальное соответствие. Ведь у нас тоже были харизматические личности, выросшие из-за своего взаимодействия с такими вот законами истории.

Также наблюдается дефицит персональной харизмы: если мы посмотрим на современную политику, то, пожалуй, после второй мировой войны мы находим очень мало безусловных харизматических вождей. Зато присутствует институциональная харизма – фигуры, обладающие харизмой в более обыденном смысле, как политическим обаянием. Они обычно воплощают в себе какую-то профессиональную группу, способ жизни или институт. К примеру, генерал Лебедь был воплощенным военным. Владимир Владимирович Путин – воплощенный государственный человек, который вышел из самой деликатной, но при этом и самой центральной области гос. аппарата.

Видно, что работа Шилза более применима к современному миру, в частности к политическому, чем оригинальная работа Вебера. Вместо персональной харизмы мы находим институциональную, групповую. Не понятно, что будет дальше, ведь мы видели, как нам смену персональной харизме пришла групповая. И вопрос заключается в том, произойдет ли еще одна принципиальная смена групповой харизмы какой-то глобальной, всеобщей харизмой. Шилз верил в пришествие такой глобальной харизмы, опираясь на то, что в демократии народ считается высшим сувереном и основой любого стабильного социального порядка.

Что из себя представляет «всеобщая харизма»?

Всеобщая харизма - это харизма, которая охватывает всех людей и понемногу исходит от каждого. Она окружает коллективное волеизъявление и в частности голос каждого, кто в этом волеизъявлении участвует.

почему происходит переход от персональной харизмы к групповой?

Мне кажется, что во-первых потому, что мы сейчас в сравнении с людьми прошлого куда меньше верим в «божественные силы», к тому же, харизматических личностей в наше время мало, а вот институты набирают силу.