Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ДОКЛАД Есть много причин, чтобы ходить в универсистет - Михаил Соколов

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
18.04.2022
Размер:
15.96 Кб
Скачать

Есть много причин, чтобы ходить в университет – Михаил Соколов

В этом ролике Михаил Соколов отвечает на ряд вопросов, которые в некоторой степени объединены темой статуса знания в постсоветском пространстве.

Каким был статус науки в советском обществе?

Научное знание имело статус официальной советской религии, так как существовало единственно-верное Марксистско-Ленинское учение, которое основывалось на научных идеях. С этой точки зрения наука занимала очень важное место в советской идеологии.

Однако для науки это было скорее плохо. В СССР строили свою картину мира, идеологию. И конечно хотелось, чтобы наука встраивалась в это идеологию. Но проблема в том, что некоторые вещи и теории не вписывались в эту картину мира. Такие науки как экономика, демография, история поставляли неудобные данные. Биология создавала некоторые аномалии вокруг себя. Да и вообще какие-нибудь теории микробиологии или генетики в эту идеологию вписать было трудновато. Словом, правительству приходилось принимать меры и вмешиваться в науку.

Область, над которой был установлен партийный контроль, конечно, постепенно сужалась. К примеру, освобождение физико-математических наук произошло еще при Сталине в связи с атомной бомбой.

Кроме того, после того, как рухнул советский союз, начали набирать популярность такие вещи как астрология, которые были запрещены во время его существования. То есть спрос был всегда, а распад СССР позволил создать предложение.

В чем причины сегодняшнего престижа высшего образования?

Ценность высшего образования не обязательно связана с ценностью образования как такового. Иными словами, есть много причин для того, чтобы ходить в университет, причем зачастую не связанных с непосредственным получением знаний. Люди ходят в университет, так как это принято среди людей их круга, чтобы найти себя, провести время в правильно социальной среде, завязать правильные социальные связи.

Люди могут не верить в науку как в «большой космический проект», но верят в практическое знание. Иначе говоря, не нужно верить в право, чтобы знать, что юристы хорошо зарабатывают.

Популярность высшего образования и популярность науки как элемента картины мира могут быть совершенно не связанными вещами. В самом деле, сейчас самые популярные специальности редко связаны с чистой наукой и исследованиями. Сейчас образование – канал для получения привлекательной специальности, возможность выделиться из своей среды, поступив в престижное учебное заведение.

Зачем сегодня нужна школа?

Школа, крайней мере начальная, продолжает транслировать какое-то количество знаний, которые универсально необходимы, такие как счет, умение читать и писать. Эти знания не всегда может преподать домашнее образование.

Кроме этого, школа – это социализация, получение навыка взаимодействия со сверстниками, навык взаимодействия с посторонними взрослыми, выстраивание иерархии. Школа прививает достаточно много социальных навыков, которые не прививает семья, к примеру, впервые мы сталкиваемся с бюрократией в школе, там же получаем представление об интриге, там же впервые заполняем бессмысленные бумажки и многое другое.

Существует ли сегодня конфликт между наукой и религией?

Проблема заключается в том, что целостного научного мировоззрения не существует. Научная картина мира не обладает цельностью: люди верят в ряд теорий, но редко связывают их друг с другом. В случае России у научного мировоззрения есть коннотация в виде атеизма. Религиозная картина мира тем более не едина.

На самом деле чистых атеистов и верующих куда меньше, чем людей, для которых религия и наука служат лишь некоторым приложением к чему-то большему. Например, к геополитической мощи. В самом деле, для России главные национальный праздники не Пасха и не День Космонавтики. Для нас это День победы и Новый год. Причем Новый год это такая более легкая, семейная версия, а вот 9 мая в полной красе трагичный и величественный и объединяющий праздник.

Для этих политический эмоций даже нет названия. Почему-то эта вещь приобретает такую самоценность, что все другие сферы вплетаются в неё. К примеру, когда православная церковь объясняет, почему нужно построить очередной храм, она приводит в довод то, что «»Православная церковь вносит неоценимый вклад в укрепление мощи Российского государства. Хотя на самом деле это ведь религиозная организация и она должна говорить, что она ценная, потому что ведет людей к вечному спасению.

Откуда берется «феноменковщина» и другие псевдонаучные теории?

Способность совершать какие-то важные научные открытия достигает пика довольно рано, а потом идет на спад. Академические карьеры устроены так, что большая часть ресурсов и влияния достается уже известным людям, которые, как правило, уже не очень молоды. Таким образом, ресурсы идут на развитие на самых качественных идей.

Таким образом, широко распространен случай, когда ученый в молодости делает блестящие открытия, в среднем возрасте впадает в маразм, а в старости использует связи и ресурсы, чтобы терроризировать молодых, не согласных к этому маразму присоединиться.

Конечно, неприятно осознавать, что следующие 50 лет в твоей карьере не произойдет никаких значительных продвижений. И таким людям хочется поставить новую планку, еще выше предыдущей. По этому они изобретают безумные теории, которые нацелены скорее на потрясение старших коллег, чем на, в самом деле, какое-то полезное новое знание.