Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

тема 5

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.01.2022
Размер:
23.13 Кб
Скачать

5 тема

1.Разграничение вещных и иных прав. Понятие вещи.

Понятие и виды вещных прав

Сочинения римских юристов не содержат деления имущественных прав на вещные и обязательственные права. Римляне лишь разграничивали иски на вещные (actiones in rem) и личные (actiones in personam). Однако уже римские юристы обратили внимание, что в тех случаях, когда лицо имеет такое право на вещь, которое предоставляет ему возможность непосредственного воздействия на нее, тогда предметом права является вещь, а само право мы можем называть вещным, т.е. правом на вещь. В тех же случаях, когда лицо обладает лишь правом требовать от другого лица предоставления вещи, то предметом права является действие другого лица, а само право мы определяем как обязательственное.

Различия в объектах права приводят к различиям в защите этих прав, которые наблюдаются у римских юристов в противопоставлении вещных исков (actiones in rem) и личных исков (actiones in personam). Так как объектом вещного права является вещь, телесный предмет, на который может посягнуть всякий, то и защищается вещное право иском, направленным против всякого нарушителя этих прав. Такая защита называется абсолютной.

Объектом обязательственного права является право требования от точно определенного круга лиц (одного или нескольких) совершения известных действий или воздержания от них. Нарушить обязательственное право могут лишь определенные лица или лицо, относительно действий которых и предъявляется иск. Поэтому защита обязательственного права характеризуется как относительная.

Кроме непосредственной связи с вещью, вещное право обладает следующими необходимыми признаками — это право следования и преимущественное право. Право следования означает, что при переходе вещи из одних рук в другие принадлежащее третьему лицу вещное право на нее все равно сохраняется. Так, залогодержатель сохраняет право залога на вещь, хотя она может быть продана или передана кому-либо залогодателем. Преимущественное право на вещь обладает большей силой, чем связанные е той же вещью личные права. Так, при наличии нескольких кредиторов держатель залога получает за счет этой вещи удовлетворение раньше, чем на нее вправе обратить взыскание другие кредиторы. Если же вещь закладывается нескольким кредиторам, они вправе обратить на нее взыскание в той же очередности, в какой возникали их залоговые права. Как говорили римляне, «qui prior est tempore, potior est jure» — кто первенствует во времени, у того лучшее право.

В соответствии со всей совокупностью признаков в Древнем Риме вещными правами считались право собственностии связанное с ним владение и право на чужие вещи. К последним относились сервитуты, залог, эмфитевзис, суперфиций.

Понятие и классификация вещей

Понятие вещи. Понятие res у римлян охватывало всякое имущественное благо, которое подразделялось на res corporales, т.е. имеющее тело, и res incorporales, т.е. благо, существующее лишь в правовых представлениях, как право наследования, право требования, долги и т. п. Собственно вещами в правовом смысле у римлян являлись телесные предметы. Римский юрист Гай уточнил в своих Институциях, что вещами не могут считаться так же телесные предметы, недоступные для оборота, как солнце, луна, звезды; предметы, по самой своей природе не предназначенные для оборота, как тело свободного человека, анатомические препараты; совокупность вещей, образующая единство лишь в представлении, как библиотека или стадо; часть вещи, до тех пор пока она не приобрела самостоятельного телесного существования, не может считаться вещью. Например, яблоко, висящее на дереве, может стать объектом самостоятельной собственности только со времени отделения от яблони. Кроме того, эти вещи не должны быть изъяты из оборота, то сеть, в соответствии с правовыми представлениями того времени, они могут быть объектом вещного права отдельного лица.

Классификация вещей. Римские юристы выработали целую классификацию вещей, большинство подразделений которой в силу своей абстрактности не утратили значения и сегодня.

Сугубо римским осталось деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi), которое имело для римлян преобладающее значение.

Это деление вещей было определено тем, что при отчуждении res mancipi для установления права собственноститребуется соблюдение специальных торжественных процедур: манципации или уступки вещи перед магистратом, в то время как право собственности на res nec mancipi переносится вместе с передачей вещи — traditio. Римский юрист Ульпиан дает исчерпывающий перечень манципируемых вещей (Ulp., Reg. 19, 1). Это имения на италийской земле, как сельские (поле), так и городские (дом), а также права сельских имений (право прохода, проезда, прогона скота, прокладки водопровода): рабы и четвероногие, которые приручаются под седлом или ярмом (быки, лошади, мулы, ослы). Причем дикие животные не могли стать манципируемыми даже в случае приручения, поскольку рассматривался весь вид животных в целом, а не отдельные особи.

Другие виды вещей римляне классифицировали следующим образом:

— вещи, находящиеся в обороте (res in commercio), и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium). Вещами, находящимися в обороте, признавались вещи, которые могут принадлежать любому и каждому. Если же вещи не способны быть объектом собственности или, будучи таким объектом, объявлены по закону неотчуждаемыми, непередаваемыми в собственность другим лицам, они считаются изъятыми из оборота. В Древнем Риме к вещам, изъятым из оборота, относились общие вещи (res communes), такие как воздух, вода в реке, море.

— вещи, закрепленные исключительно за государством (res publicae), такие как государственная земля или государственные рабы и священное имущество (res sacrae и res religiosal), составлявшее собственность религиозного культа.

— вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (immobiles). К движимым вещам относились любые пространственно-перемещаемые, в том числе, самостоятельно передвигающиеся вещи (скот или рабы). К недвижимым вещам относились земля и все связанное с землей, например, постройки.

— вещи, индивидуально определенные (species) и определенные родовыми признаками (genera). Если вещь тем или иным образом выделяется из числа себе подобных, то такая вещь называется индивидуально определенной. Но если вещь особо не выделяется, а характеризуется самым общим образом, ее рассматривают как определенную родовыми признаками. К последним относились вещи, определяемые весом, числом или мерой (res quae pondere, numero mesurave constant). Это деление имело важные юридические последствия. Поскольку, по мнению римлян, род не может погибнуть (genus perire non  consetur), то договор, заключенный в отношении вещей, определяемых родовыми признаками, остается в силе даже в случае гибели этих вещей, т.к. в природе всегда остаются одно порядковые вещи. Гибель же индивидуально определенной вещи вела к прекращению договора.

— вещи потребляемые (res quae usu consumator) и непотребляемые (res quae usu non cosumator).

Критерием различия служило то, что одни вещи в процессе использования не потребляются (земля, строение), тогда как другие могут быть использованы лишь в процессе потребления (пища, топливо, деньги). Юридическим последствием данного деления было то, что в наем могли представляться только не потребляемые вещи, а потребляемые представлялись взаймы.

— плоды естественные (fructus naturales) и плоды цивильные (fructus civiles). К естественным плодам относили все то, что в силу природных свойств приносит сама вещь и что может быть отделено без ущерба для ценности этой вещи (плоды деревьев, приплод животных и прочее). Плоды цивильные — это плоды, извлекаемые в результате участия вещи в обороте (услуги зависимых лиц, земельная рента, проценты с капитала). Плоды считались принадлежащими собственнику плодоносящей вещи, если иное не предусмотрено договором.

— вещи делимые и неделимые. Вещи делимые могли быть разделены на части без ущерба для их свойств, например, земля, а неделимые при делении утрачивают свои былые качества и свойства. Отсюда следует, что неделимые вещи хотя и могли находиться в долевой собственности, но выделение долей в натуре было невозможным. Раб, находящийся в совместной собственности, должен быть продан, а вырученные деньги пропорционально разделены.

— вещи простые, составные и собирательные. Простые вещи — это цельные вещи, элементы которых не имеют самостоятельной сущности (раб, бревно, камень). Составные вещи определяются механическим соединением элементов и, в свою очередь, делятся на искусственно сложенные (здания или корабль) и образованные из самостоятельных вещей или собирательные (например, стадо, вилла с аграрным инвентарем, любое коммерческое предприятие). Юридическим последствием этого деления было то, что отчуждение части целого не означало отчуждения целого, если другая часть не принадлежит отчуждающему вещь лицу. Если чужая вещь стала частью составной, то ее собственник должен был сначала требовать отделения от целого, а затем устанавливать право собственности. Пока эта вещь не отделена от чужой вещи, собственник не может ее изъять. Так, Законы XII таблиц запрещали собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка. При продаже искусственно сложенной вещи, она должна быть передана покупателю со всеми составными частями. Собирательные вещи рассматривались как вещи, определяемые не родовыми, а индивидуальными признаками.

2.Правовая структура вещи (часть вещи, дополнение, плоды, тара)

Вещь может представлять объект правовой регламентации не только как целое. Поскольку вещь с , т.з. права — это не то же самое, что вещь материальная.физически законченная, то юридическим понятием вещи охватываются и некоторые ее структурные элементы, которые в физическом отношении могут представ­лять (могут и не представлять) совершенно отдельные предметы. В отно­шении правовой регламентации статус с позиций вещного права такого элемента может полностью сливаться со статусом вещи, может состав­лять частично своеобразную ситуацию.

В большинстве своем хозяйственно полезные вещи подразделимы на некоторые части, каждая, из которых в физическом отношении составляет в свою очередь отдельный (или совокупность) предмет. Юри­дически часть вещи (pars) — это такой предмет, который теряет свое качество единой хозяйственной полезности, будучи отделенным от вещи-например, ключ от замка, пробка от бутылки (при этом: и ключ, и пробка сохраняют вполне предметную обособленность и даже мотут представ­лять интерес использования, но уже другой, нежели первоначальный) Часть следует отличать от квоты (portio), или доли, которая характеризу­ет вещи, определенные родовыми признаками, либо представляет собою чисто мысленную, абстрактную конструкцию в отношении индивидуаль­но определенных вещей.

Вещь может заключать в себе дополнения (accidentalia) кото­рые всегда сохраняют свое отдельное качество, но функционально слу­жат основной вещи: например, рама для картины, украшения мебели или дома и т.п. Совершенно особое значение такие дополнения приобретают когда главная вещь представляет функциональный комплекс: поместье, ферма, производственное предприятие. В этом особом случае дополнения квалифицируются как инструмент (instrumentum), статус которого может быть единым с вещью в целом, может отличаться в зависимос­ти в том числе от того, какое именно вещное право предполагается. До­полнения считаются частью вещи, если закреплены при ней постоянно Если инструмент (или иное дополнение) зафиксирован при вещи на вре­мя (например, насос для откачки воды из-за необычного паводка) то он не считается принадлежностью основной вещи и ее общий статус на него не распространяется.

Функциональность полностью доминирует при определении ста­туса вещи как тары, которая всегда представляет полностью самостоя­тельный предмет. Не выработав точно логически-правовых установок римская юридическая практика расценивала предмет как тару в том случае, если потребляемый предмет не может быть полезно использован вне такого дополнения (например, вино может быть употреблено толь­ко будучи разлитым в бутылки или кувшины; но бочки или корчаги не считаются тарой в этом смысле). Впрочем, здесь большую роль играла интерпретация ситуаций и само назначение ситуаций: применительно к наследственным правам квалификация бывала у римских правоведов иной, нежели при требованиях из хозяйственного оборота или договорного права.

Вещь может давать плоды (fructi), права на которые тесным об­разом связаны с правами на вещь, хотя сами по себе составляют и само­стоятельные предметы, и в собственном смысле отдельные вещи Плоды возникают в ходе эксплуатации вещи и могут быть (1) натуральными и (2) гражданскими. Важнейшее отличие плодов от части вещи –  в их возобновляемости и потребляемости (поэтому дитя рабыни не включает­ся в плоды). Отличие плодов натуральных от гражданских в том что пер­вые порождаются самой субстанцией основной вещи (фрукты дерева приплод животных), а вторые рождаются только вследствие особого общественного употребления (доходы от аренды, проценты с капитала). Права на плоды непосредственно вытекают из прав на вещь, однако могут быть отделены от них и даже подвергаться несколько иному режиму, чем для основной вещи (главная вещь в собственности, а плоды от нее переданы во владение или пользование).

 

Соседние файлы в предмете Римское право