Скачиваний:
60
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
406.53 Кб
Скачать

34. Глобальные революции и типы научной рациональности.

Глобальные революции – затрагивают всю систему научного знания, его основные параметры и парадигмы. Научная рациональность – логические основания, на которые опирается система достоверного знания об объективной реальности.

Всего выделяют 4 глобальные научные революции. Первая научная революция произошла в 17 веке.

1 – идеал науки – принцип «знание ради знания». Наблюдение – основной метод научной деят-сти.

2 – научная картина мира носит выраженный интегративный характер, основанный на взаимосвязи «макрокосмоса» и «микрокосмоса».

3 – Ф. есть царица всех наук. Доминирует антропокосмизм.

Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Он стал результатом того, что европейская наука отказалась от метафизики (метафизика – способ мышления, для которого характерно односторонность в познании, рассмотрение вещей и явлений как неизменных и независимых друг от друга, отрицание внутренних противоречий как источник развития в природе и обществе). Научный и религиозный подходы к миру обособились, создав соответственно научное и религиозное мировоззрение. Наука отделилась от философии и превратилась в исследовательскую технику. Галилей ввел теоретически спроектированный эксперимент вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы. Мыслительным инструментом теоретических вопросов, управляющих таким экспериментом, стала математика. Научным признавалось то, что могло быть сконструировано и выражено на языке математики. Основная идея первой научной революции – объективность и предметность исследования (мир существует независимо от человека). Идеалом классического естествознания было построение истинной картины природы. Развивалась механическая картина природы и физическая картина мира (она понималась как общенаучная картина мира).

Вторая научная революция произошла в конце 18 – первой половине 19 века.

1- идеал науки – принцип «знание – сила». Ее объект - макромир. Преобладает развитие механики.

2- науч.картина мира приобретает выраженный механистический хар-р.

3 – доминирует строгий детерминизм, в рамках которого абсолютизируется статус причинно-следственных связей между вещами и явлениями, отрицается элемент случайности.

Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой. Происходит дифференциация идеалов и норм научности и рациональности. Несмотря на то, что начали появляться элементы неклассического типа рациональности, идеал классического типа рациональности, включающий в себя идеал механической редукции (т.е. сведения всех явлений и процессов к механическим взаимодействиям) не претерпел значительных изменений. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивости математического описания, даже в ущерб наглядности. Методологическим изменениям внутри механистической парадигмы (парадигма – это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе), приведшим впоследствии к смене типа рациональности, способствовали труды Максвелла и Больцмана. Они сформулировал ряд идей, резко отличающихся от классического типа рациональности. Во–первых, они признавали допустимость множества теоретических интерпретаций в физике. Примером такой возможности может служить одновременное существование двух альтернативных теорий света: волновой и корпускулярной. Во–вторых, оба выражали сомнение в незыблемости законов мышления, что означало признание их историчности. Но в целом первая и вторая научные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Третья научная революция охватывает период с конца 19 до середины 20 века и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.

1 – идеал науки – принцип относительности исследуемого явления по отношению к познающему субъекту. Ее объект – микромир совокупность элементарных частиц. Выявляется взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания, зависимость познаваемого объекта от познающего субъекта.

2 – науч.картина мира утрачивает сугубо механическую интерпретацию, развиваются конкретные дисциплины. Открытие теории относительности.

3 – сочетание дифференциальных и интегральных тенденций в развитии науки.

Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала переосмысления норм и идеалов научного познания. В качестве условия объективности объяснения и описания стало выдвигаться требование учитывать взаимодействие объекта с прибором, связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого. В противовес идеалу единственно научной теории стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.

Четвертая научная революция - конец 20 века.

1- идеал науки – сочетание объективного и ценностного подходов. Объект науки – мега-макро и микромиры. Взаимосвязь опытного эмпирического, рационального и интуитивного уровней познания. Аксиологизация науки.

2- переход от частнонаучных к общенаучной картине мира. Преобладание представлений глобального эволюционизма. Биосфероцентризм.

3 – синергетический стиль естественнонаучного мышления, для которого хар-ны интегративность, нелинейность, бифуркационность.

Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как взаимодействие геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро–, макро– и мегамира и др.). Возникло новое направление в научных дисциплинах – синергетика. Она базируется на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного устойчивого состояния к другому. В процессе формирования нового уровня организации элементов системы сама система проходит через точки бифуркации (состояние неустойчивого равновесия). В этих точках система имеет набор возможностей дальнейшего ее изменения. Однозначно просчитать, какая из этих возможностей будет реализована, нельзя, так как на выбор дальнейшего сценария развития может повлиять любое, даже незначительное по силе случайное воздействие. Субъект познания в такой ситуации видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т.е. становится главным участником протекающих событий. При изучении такого рода сложных систем, включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью, объективно истинное описание и объяснение предполагает включение оценок общественно–социального, этического характера. Например, исследования последствий влияния производственной деятельности человека на биосферу предполагают проведение социальной экспертизы с целью выявления вредных, а часто катастрофических, последствий этого влияния и установления ограничений и даже запретов на некоторые виды человеческой производственной деятельности.

Типы научной рациональности.

Три крупных стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно–истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно–истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по–прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно–целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово–релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик наук.