Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в профессию / tulgu / ТулГУ / Щукин-шпоры_все.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
927.23 Кб
Скачать

6. Философия и универсалии культуры. Соотношение философии с наукой, идеологией, искусством, моралью.

Подобная интеграция знаний и ценностей названа в Библии «добрым разумом», т. е. разумом, соединенным с гуманностью. По Канту же, высшая цель философских исканий - «указать человеку, каким надо быть, чтобы стать человеком». Каким должен быть философский разум, чтобы быть соответствующим столь высокой миссии? Быть чем-то абсолютно безошибочным и раз навсегда данным? От этой позиции с ее малопродуктивной претензией на непререкаемое обладание истиной и конфронтацией со всем, что не уклады вается в нашу позицию, следует решительно отходить. Более продуктивна устаеновка на позитивный диалог и дискуссию со всеми другими философскими школами и направлениями. Это соответствует общему курсу на взаимодействие различных культур, характерному для современной Цивилизации, что предполагает рассмотрение философии в системе культуры. Оно внесет новые, дополнительные штрихи в характеристику специфики философского знания.

Два соображения введут нас в суть проблемы. Во-первых, философское сознание, как и всякое иное общественное (познание, не замкнуто в себе, а есть выражение и отражение исторически изменяющегося бытия, ответ своими особыми средствами на возникавшие насущные потребности как общества в целом, так и отдельных людей, а потому явление также динамичное, изменяющееся. Во-вторых, связь философии с реалиями жизни носит не частный, а всеобщий, универсальный характер, ибо предметом ее размышлений является все много образие социально-исторического опыта человечества, а этот опыт, будучи показателей меры развития человеческого в человеке, и есть культура.

Особое место философии в системе культуры определено - ее главной социальной функцией - обеспечивать широкую мировоззренческую интеграцию человеческого знания, в силу чего она выступает самым важным компонентом культуры, ее «живой душой». Говоря конкретнее, предметом философского анализа являются наиболее общие основания культуры (их М. К. Мамардашвили назвал еще «универсалиями культуры»). Она их систематизирует, выражает в логических понятиях, вырабатывая для этого особые системы философских категорий, пропускает их через критическую и мировоззренческую экспертизу, готовя их для передачи последующим поколениям людей. Так лучше осознается реальный мир культуры и, что еще важнее, открывается широкий простор для прогностических и эвристических возможностей философии: предлагая обществу множество своих течений и школ, она как бы «проигрывает» различные варианты миропонимания, логически выявляя как их сильные, так и слабые стороны и давая тем самым обществу соответствующие рекомендации.

Структурно универсалии культуры, изучаемые философи - ей, подразделяются на две большие группы. Первая - объективная, это характеристики объектов (природных и социальных), вовлеченных в деятельность человека и потому ставших фактами культуры, а также самого человека, если он выступает как объект изучениям этот раздел философии - онтология (от греч. «онтос»-бытие). Вторая - субъективная, это характеристики человека как субъекта деятельности и общения, носителя его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной и индивидуальной жизни. Эта группа расчленяется на три подгруппы в зависимости от трех основных отношений человека к действительности - практического (изменение реальности в соответствии с целями, кото рые ставит человек), познавательного (получение знаний, наи более совершенное выражение которых-истина) и ценностного (выявление позитивной значимости объектов для человека: имеющие ее-ценности, лишенные ее - антиценности. Отсюда - еще три раздела философии: праксиология, или учение о практике, гносеология, или учение о познании, и аксиология, или учение о ценностях. И объективные, и субъективные универсалии культуры в последующем рассматриваются нами специально.

Рассмотрение философии в системе культуры требует, во-первых, уточнения вопроса о функциях философского знания и, во-вторых, освещения его соотношения с конкретными областями культуры. Выше был сделан акцент на мировоззрен- ческой функции философии, и это правильно, ибо она главная и определяющая. Но - не единственная. Весьма важны также методологическая, гносеологическая и аксиологнческая функции. А. Г. Спиркин полагает, что у философии лишь две функции - мировозренческая и методологическая. Далее к этим вопросам мы еще вернемся, здесь же хотелось бы предостеречь от нередкой ошибки, допускаемой в понимании мировоззренческой и методологической функций философии, когда к мировоззрению относят лишь материализм и идеализм как философскую теорию, а к философскому методу-диалектику и метафизику, т. е. противопоставляют друг другу теорию и метод. Говорить же следует о целостном философском учении, выступающем либо в мировоззренческой, либо в методологи ческой функции, но и в том, и в другом случае представляю- щем собою единство теории и метода, так что это единство следует усматривать как в материализме и идеализме, так и в диалектике и метафизике. Впрочем, различение теории и метода остается; теория-это полученный познавательный ре зультат, а метод-это способ его получения, путь к нему.

Что касается соотноиюння философии и конкретных обла стей культуры, то начать хотелось бы с проблемы «философия и идеология». Ее решение неоднозначно, поскольку философия ориентирована на общечеловеческое содержание, идеология же-это сознание прежде всего классово-групповое. Диапазон этой неоднозначности достаточно широк - от благотворного, в целом, влияния на философию идеологий восходящих классов до мертвящей стагнации в условиях, когда философия становятся служанкой официальной идеологии и подавляется инакомыслие. В этом же русле осмысливается проблема «философия и политика».

Иначе обстоит дело с нравственностью , поскольку в ней гораздо больше элементов общечеловеческого значения. По- зтому-то философам близок этический пафос эпохи, им со- звучны порывы к добру и справедливости, понятны и высокая духовность, и муки совести, ее терзания. Подробнее остано- вимся на проблеме «философия и наука». Они выросли из од ного корня, долгое время развивались сообща, затем отделились, друг от друга, но не обособились. В современных усло виях, когда в системе ценностей культуры наука фактически вышла на первое место, взаимоотношения философии с нею обострились и требуют нового осмысления. Жесткие, одно значные формулы типа «философия-это наука» или «философия-это не наука» тут недостаточны. Философия, как и наука, стремится к объективности, к истине; как и в науке поиск этот не знает окончательных решений, он бесконечен. Но если наука сосредоточена на познании объекта, безразлич ного к субъекту, то философию интересует объект (т. е. мир) в его непременном отношении к субъекту, поисках им смысла жизни, что и обусловливает принципиальную нерастворимость философии в науке. Стремясь к объективности, философия, полагает А. Г. Спиркин (см. его «Основы философии», М., 1988, с. 15-16), использует, однако, свою меру точности и до казательности, особенно заметно отличную от естественно-на учных образцов. Философия, поясняет он, не располагает эмпирическими приемами исследования, хотя и опирается на не посредственный жизненнкй опыт мыслителя; и проверка ис тинности и жизненности подтверждается здесь не отдельными экспериментами и наблюдениями, как в науке, а всем потоком событий жизни. Да и сам путь к истине иной - у философа нет однолинейности развития и последовательности, присущей логическому ходу научной мысли, мысль философская движется в виде множества линий, как бы вонзаясь в свой предмет с самых разных сторон.

Впрочем, различия эти не абсолютны, практика развития философии и науки знает факты и их глубокой близости, в том числе и в отмеченных выше областях. Тем не менее, учитывая указанные различия, а также приводя другие аргументы, многие исследователи склоняются к мнению, что философия и по предмету, и по способам его освоения имеет много общего с искусством, хотя и не должна быть в противоречии с наукой. ибо научное значение в самых различных сферах-наиболее прочная основа для философских обобщений и построений.

Философия и наука. Философия выполняет ряд функций, родственных науке (обобщение, интеграция, синтез различных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, эвристические функции прогноза, формирование гипотез об общих принципах и т.п.). Но философия также выполняет и особые, присущие только ей функции: 1) уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности; 2) изучение общемировоззренческих и теоретико-познавательных оснований науки; 3) обоснование ценности науки (что есть наука – добро или зло). Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Философия должна указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими человеческими ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования.

7. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ. ОТНОШЕНИЕ К БЫТИЮ И НЕБЫТИЮ КАК ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗЛИЧЕНИЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ И АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

Общим для восточной и античной ветвей древней философии является то, что это исторически первоначальная форма философии, развивавшаяся в «силовом поле», где полюсами были мифология и зарождающаяся наука. Отсюда, во-первых, использование как образов и сюжетов религиозно-мифологического сознания, так и возможностей и аппарата формирующейся рациональной культуры. И во-вторых - нерасчлененность философских и конкретно-научных понятий: первые философы были одновременно и первыми физиками, астрономами, математиками и т. д. Термин, выражающий это единство, - «натурфилософия».

Центральный вопрос, интересовавший этих философов, - что есть мир и каков смысл существования в нем человека? То есть сразу же выявляется основная мировоззренческая установка зарождающейся философии. Чтобы ответить на него, философы стремятся отойти от мифологического неразличения мира и человека, ибо только различив их, можно размышлять о месте человека в мире и смысле его существования в нем. Главное направление поиска - как обнаружить в многообразной и изменяющейся действительности, окружающей человека, нечто единое, устойчивое, сохраняющееся, выступающее по отношению к конкретным вещам как их первооснова и первопричина, а по отношению к людям - как глубинный ориентир их разумной и праведной жизни. Это мы об наруживаем и на Востоке, и у греков, совпадает даже время складывания первых развернутых философских систем в Индии, Китае и Греции - это VI век до н. э., его иногда называют «золотым веком философии».

Различия больше касаются акцентов, оценок, характера предпочтений и пр., что имело свои социальные причины. Так, у восточных мыслителей за исходное и доминирующее берется категория небытия: в нем источник и полнота бытия, в нем содержится все возможное богатство мира, все нерожденное, не оформленное. И пустота - не отсутствие вещей, а их, начало, определяющее их сущность. Эта позиция вытекала из такого понимания места человека в мире, когда смыслом его жизни считается не активность во внешнем бытии, приносящем одни лишь страдания, а погружение в свой собственный внутренний мир, самопознание и самосовершекствование, ибо именно на этом пути человек обретает покой, освобождается от страданий, достигает невозмутимости духа. Почва для таких воз зрении-подавление личности, сведение ее свободы лишь к самопознанию и самоотрешению, жесткий социальным контроль и регламентация (деспотизм, кастовость).

Иное - у греков. Акцент делается на бытии, а небытие понимается лишь как отсутствие бытия. Соответственно ставится и проблема гармонии человека и мира: и здесь человек мыслится как частичка целого (космоса), несущая в себе его особенности, но при этом он не растворяется в этом целом, а предстает как такая особая его часть, которая выступает в качестве «меры всех вещей». За этим-образ жизни греческого полиса, античной демократии, где активность во внешнем мире каждого свободного гражданина (но не раба) - условие «нормального» бытия целого.

Соседние файлы в папке ТулГУ