Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в профессию / tulgu / ТулГУ / Щукин-шпоры_все.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
927.23 Кб
Скачать

42.Западная философия XX века:неомарксизм. «Критическая теория» Хоркхаймера, «негативная диалектика» Адорно, неофрейдизм Фромма и «Великий отказ» Маркузе.

Неомарксизм - это совокупность целого ряда теорий и концепций, раз­нородных и противоречивых по своим ориентациям и установкам, но объе­диненных стремлением модернизировать учение Маркса в свете опыта века и общим критическим отношением и к капитализму, и к той модели социализма, которая была реализована в СССР и странах «социалистиского лагеря»; не приемлет неомарксизм и «марксизм-ленинизм», основывавший эту модель. Основная устремленность неомарксизма делить в марксизме устаревшее, принадлежащее XIX веку, и развить даль-— T'O. что в нем отвечает духу современности, способствуя ее осмысле-и ^огнозированию перспектив ее развития. Этот симби­оз и определяет своебразие теоретической платформы неомарксизма, его, в частности, неприятие "реального социализма» как «государственного», "бюрократического", "тоталитарного". Другая выраженная тенденция неомарксизма - стремление придать марксизму больше научности, вклю­чив его в контекст таких методов современной науки, как структурно-фун­кциональный подход, теория решений, математическая логика, теория игр, ситуационный анализ, информатика и тд Преобладающая проблематика неомарксизма - человек и общество, он, при всей его многоликости, -преимущественно социально-философское направление.

Непосредственно расшифровывая само понятие «неомарксизм», го­ворят как об узком его значении, так и о широком В узком смысле «неомарксизм» - это воззрения Франкфуртской школы (Германия), в ши­роком - все течения, так или иначе опирающиеся на учение Маркса (по­рою даже чисто словесно), но не приемлющие его «ортодоксальную» вер­сию Школу пред­ставляют - М- Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Э. Фромм (1900-1980). Г. Маркузе (1898-1979) и др.; в период нацизма находились в эмиграции, позже возвратились в ФРГ (за исключением Маркузе. остав­шегося в США) Уже в довоенных работах Хоркхаймера проступает характерная для школы устремленность - найти действенные средства сохранения личнос­тью своей целостности и своего достоинства в условиях тоталитарных режи­мов, и средства эти, по его мнению, - не революционная практика, а «кри­тическое мышление» и «критическая теория», смысл которых - в прео­долении, прежде всего, такой ключевой категории традиционного мышле­ния. как "тождество» - оно «повинно» в отождествлении общего (социум) и единичного (отдельный человек) и в деперсонализации и деиндивидуали-зации личности. Альтернативой "тождества" у мыслителя выступает "про­тиворечие", расшатывающее и подрывающее как наличную социальную реальность, так и всю традиционную культуру, «спасая» единичное от раство­рения его в общем. Здесь, в числе других источников, своеобразно ис­пользуется и диалектика Гегеля. Это наблюдается и у других представителей рассматриваемой школы.

Близка к Хоркхаймеру позиция Адорно, автора труда «Негативная ди­алектика" (1966). Продолжая критику традиционного мышления, он счита­ет «ложной» всякую «позитивность», усматривая в ней синоним всего завер­шенного и косного, оправдание и защиту «данности" "Истина" - в отри­цании как таковом - безостановочном и бескомпромиссном, не позволя­ющем останавливаться и замыкаться на чем-то устойчиво-определенном, так в центр «негативной диалектики» выдвигается категория «отрицание». Как и его предшественник, Адорно дистанцируется от насильственных методов преобразования реальности, противопоставляя им путь реформ и просвещения (его "диалектика просвещения»). Но - решительность и последовательность отрицания существующего, отрицания, охватывающего все аспекты современной ему социальности, включая и политические реа­лии, горячее сочувствие «внутренней драме» XX столетия, боли и страда­ниям жертв тоталитаризма и авторитаризма в рамках «философии отчая­ния", которую Адорно стремился создать,- все это предопределило ис­пользование его идей (как и идей других франкфуртцев) леворадикальны-ми силами Запада для обоснования своих бесцельно-разрушительных, бунтарских акций (особенно движением «новых левых» 1968 года с их зна­менитым лозунгом "Вся власть - Воображению!").

Какие же предлагаются Франкфуртской школой «формулы прорыва»? У Хоркхаймера - это «критическая теория", у Адорно - «негативная диалек­тика»; их смысл - конструирование моделей мышления, свободных от «тож­дественности» и «позитивности" и ориентированных на постоянный поиск «зон нерешенного и неокончательного», а потому и свободных от отноше­ний господства и подчинения. Если у Хоркхаймера и Адорно при этом ощу­щается, в ряду других источников, доминирование экзистенциалистских мотивов («мир абсурда", «отчаяние», абсолютная негация и др.), то Фромм обращается прежде всего к идеям 3. Фрейда (1856-1939), причем, в той их интерпретации, которая характерна для неофрейдизма (Фромм - один из его основоположников). В чем ее особенности?

Заслуга Фрейда состояла а том, что он стремился изучать человеческую психику во всем ее многообразии, акцентируя в ней активнейшую роль в поведении человека бессознательного - то, что в европейской ра­ционалистической философии оставалось в тени. Неофрейдизм, сохраняя детерминирующую роль бессознательного в жизни человека и человечества, отказывается от биологизма Фрейда и связывает эту роль, согласно Фромму, с «социальным бессознательным», в котором хранятся архетипы культуры и которое выступает в качестве необходимого связующего звена между индивидуальной психикой и социальными структурами общества.

Идеи неофрейдизма использует и Маркузе, но начинал он как сторон­ник экзистенциализма (в молодости учился у М. Хайдеггера), с которым он попытался соединить марксизм в своей концепции «хайдеггер-марксиз-ма»; является также одним из авторов «критической теории общества», общей для франкфуртцев; опирался он также и на учение М. Вебера о «рациональности», им, впрочем, переосмысленное. Взгляды Маркузе, по­жалуй. в наибольшей степени использовали для своих целей (и при этом вульгаризировали) левые радикалы, да и сам он на рубеже 60-70-х годов иногда вступал с ними в контакт.

Исходное в понимании воззрений Маркузе - его анализ труда в аспекте "экзистенции». Труд как материально-производственная деятельность свя­зан, рассуждает философ, используя на свой лад учение Маркса о товар­ном фетишизме, с «опредмечиванием», или «овеществлением», т.е. пере­ходом деятельности в ее продукт, существующий в вещной форме, а это, считает он, - «безусловно негативный процесс», поскольку в нем человек покидает почву собственного бытия, где главное - свободное уяснение смысла человеческого бытия, того, исторична или конечна «экзистенция».

43.Западная философия XX века: постмодернизм. Отказ от универсализма и то­тальности ради «инаковости» и «Другого». Непрерывное становление и про­блема симулякров. Ризома как образ мира. Понятие деконструкции.

Постмодернизм - дви­жение достаточно сложное и разнородное, заходит так далеко, что ставит под сомнение все существующие способы философст­вования и само существование философии как отрасли знания; впрочем, разрыв этот, как увидим, не абсолютный, и отрицание философии здесь неполное, ибо и сам постмодернизм - все-таки хотя и своеобразная, но философия, ориентированная, прежде всего, на постструктурализм

Первоначально постмодернизм заявил о себе в сфере художествен­ной культуры (в искусстве «авангарда»), позже приобрел статус философ­ского течения; распространен в развитых странах Запада, известность приобрел в 80-х годах текущего столетия. Видные представители-Ж.-Ф.Лиотар (род. 1924), Ж. Деррида (1930), Ж. Бодрийар (1929), и др.

Главный объект атаки со стороны постмодернистов - универсализм и тотальность в указанном выше смысле и защита «разности» и «инаковости» (по терминологии Дерриды - «Другого»), приводящая к пониманию мира как такой «множественности", которую не охватить любым объединяю­щим принципом и в котором каждая "отдельная вещь» самодостаточна а все они одинаково важны и имеют вполне законное "право на существо­вание». Установка же на универсализм и тотальность, считают они осно­вывается на ограниченности традиционного рационалистического мышления: оно строится на редукции - сводит слож­ное к простому, неизвестное к комбинации уже известного и знакомого считая «Другое" проницаемым, прозрачным, лишенным собственного ус­тойчивого и неразложимого содержания («самости") и потому неспособ­ным сопротивляться включению его в целое и подчинению ему.

Несомненна гуманистическая направленность этой общей установки постмодернизма - она выражает протест против тотализирующей и стандар­тизирующей тенденции современного западного общества и его культу­ры, отстаивает ценность разнообразия и плюрализма и решительно осуж­дает отношения господства и подчинения в любой сфере человеческой жизни. Имеется позитивный аспект и в постмодернистской критике рацио­нализма - неприемлемость абстрактности разума, противопоставления его другим сторонам человеческой духовности-

Но очевидны и издержки. Сомнителен вывод об "исчерпанности» ре­сурсов классического разума. Налицо и чрезмерное увлечение «отдель­ным» и «множественным», при котором предлагается такое отрицание «целого» и всеобщего, когда остается лишь "игра частностями», где отсут­ствует закономерность и господствует случай, "центр" вытесняется «рассеиванием», а иерархия - анархией. Более того, отрицая незыблемость мира и настаивая на его беспрерывном «становлении», исключающем устойчивость, постмодернисты полагают, что человек имеет дело вообще не с реальностью, а с ее иллюзией (точнее, с бесконечной сменой иллю­зий), в силу чего у символа подчас может быть больше реальности, чем у того, что он символизирует (пример - реклама). Развивая эту идею в сво­ей работе «Симулякры и симуляция» (1981), Бодрийар полагает, что к кон­цу XX века происходит полное отделение знака от означаемого и сам знак обретает телесность, образуя «кентавр знака и тела»; это - симулякры, спо­собные порождать («симулировать») реальность.

«Ризома» - метафорический образ мира в постмодер­низме термин взят из ботаники и означает особую форму хаотического развития, при котором отсутствует какое-либо преобла­дающее направление и регулярность. Человек теряет опреде­ленность - распадается на множество самодостаточных фрагментов, пос­кольку же при этом разум дискредитируется сущность человека усматри­вается в коллективном бессознательном (социальном и политическом) а его поведение и деятельность направляются безличными, в сущности, «по токами желания» Фрагментируются также, т е лишаются цельности и оп­ределенности социальные структуры и институты вся культура и челове­ческая история в целом Итог - пессимистический «конец истории» - у нее нет определенного смысла и направления, ибо все ее «смыслы" и цен­ности уже высказаны а культура взятая во всем ее объеме, предстает как "открытие открытого», те как многократное повторение уже извест­ного, как компиляция, «цитирование» одного и того же

Сближая философию с лингвистикой и художественным творчеством постмодернизм расширял свои исследовательские возможности. В своем труде "О грамматологии» (1967) Деррида предлагает особую исследовательскую процедуру - «деконструкцию», обнаруживающую, что любой текст созда­ется на базе прежних текстов и что вся культура - это серия текстов, слож­но взаимодействующих между собой и живущих собственной жизнью, само прочтение текста есть твор­ческое созидание новых «смыслов», осуществляемое как бы "на полях", и цель здесь скорее - сама деконструирующая деятельность, а не ее резуль­тат.

Соседние файлы в папке ТулГУ