- •Глава 1. Эволюция подходов к научному познанию.
- •§1 Античность (Аристотель).
- •§3. Позитивистская концепция науки (о.Конт, а.Пуанкаре, э.Мах).
- •§4. Неопозитивизм и постпозитивизм (б. Рассел, л. Витгенштейн, кПоптр, и.Лакатос, т. Кун, п.Фейерабонд).
- •§1. Понятие науки и ее специфика.
- •§2. Основания науки.
- •§3. Динамика научного познания
- •§5. Научные революции и типы научной рациональности.
- •§6. Технические науки. Структурно-функциональный анализ.
- •§7. Инженерная деятельность. Аксиологический аспект.
- •§1. Физика, Принцип причинности.
- •§2. Астрономия. Проблема стабильности и нестабильности во Вселенной.
- •§3. Биология. Теория эволюции.
- •§4. Антропология. Антропосоциогенез.
- •§5, Теория адаптации. Биомедицчнский аспект.
- •§6. Экология. Проблемы коэволюции.
- •§8. Универсальный эволюционизм. Синтетическая картина мира.
- •§9.Информатика. Эпистемологический аспект.
- •§10. Экономика, ее специфика и проблемы.
- •Гл. 4.Этика науки.
- •Приложение.
- •IV. Библиографический список.
- •§ 1. Античность (Аристотель) 6
§9.Информатика. Эпистемологический аспект.
В настоящее время развитие средств вычислительной техники и автоматизации играет решающую роль в научно-техническом прогрессе. Решение этих задач предполагает не только создание технических средств, но и эффективное их использование. Широкое использование средств автоматизации и вычислительной техники (компьютеризация) приводит к существенным социальным изменениям, что способствует возникновению нового стиля мышления.
Философско-методологическое осмысление социальных и социально-психологических последствий компьютеризации и анализ возникающих при этом проблем требуют широкого и всестороннего обсуждения.
На современном этапе быстродействующие электронно-вычислительные устройства из вспомогательных средств производства и управления, какими они были на ранней стадии НТР, превращаются в наиболее существенный, фундаментальный, системно-детерминирующий фактор. Информация и информированность становятся в наше время важнейшим фактором не только научно-технического, но и социально-исторического прогресса в целом. Поэтому-современная компьютерная революция, приводящая к информатизации всех сфер человеческой деятельности, тем и отличается от предшествующих ей
116
промышленных и научных революций, что в ней интеллектуальные, конструкторские, технологические, экономические и социальные процессы слиты воедино, трансформируя не только традиционные формы человеческой деятельности, но и приводя к новым, неожиданным, не всегда прогнозируемым социальным, экономическим, техническим и культурным последствиям.
Существует и еще одна сторона рассматриваемых процессов, которая заключается в следующем.
Компьютерная революция заставляет по новому рассмотреть важный вопрос философии об отношении человека к миру, мышления к материи, сознания к бытию. При этом, на первый план выдвигается необходимость по новому проанализировать процесс познания, вопрос о гносеологических (эпистемологических) возможностях компьютеров и искусственной имитации познавательной деятельности. Традиционная концепция познания (Новое время) независимо от эмпирической или рационалистической традиции, рассматривала познание как процесс, происходящий в рамках формулы субъект-объект, а в XIX (марксизм) веке был введен еще один элемент - практика, как критерий истинности знания.
Однако вплоть до второй половины XX века сама предметно-орудийная деятельность рассматривалась лишь как определенный способ очеловечения природы и трансформации ее вещества при помощи механических устройств, увеличивших мощь человеческих рук их дальнодействие, силу, быстродействие, точность и т.д. Сама способность человеческого интеллекта к адекватному познанию того или иного объекта и системы соответствующей деятельности оставались за пределами каких-либо фундаментальных трансформаций.
Создание первых поколений компьютеров значительно расширило интеллектуальные возможности человека. На этом этапе появилась некоторая, хотя и довольно абстрактная, качественно новая перспектива машинной имитации деятельности человеческого интеллекта. Вплоть до начала 80-х годов возможность реализации этой перспективы вызывало большие сомнения. Главным ар-
117
гументом в данном случае было утверждение, что компьютеры могут решать лишь задачи, для которых заранее заданы все детерминистские алгоритмы, что исключает имитацию человеческого интеллекта, обладающего эвристическими (незапрограммированными) возможностями. Возник т.н. «компьютерный агностицизм», который в отличие от классического агностицизма продемонстрировал (в форме запретов) свою социально-практическую негативную силу.
Т.о., перед современной эпистемологией стоят уже не абстрактные, но вполне практические социально значимые задачи анализа интеллектуального механизма, имеющих большое значение для дальнейшего развития компьютерного моделирования и воспроизведения систем творческой деятельности. Все это может привести к появлению новых тенденций в научной эпистемологии, которые касаются двух взаимосвязанных задач: 1) исследовать познавательную функцию правил как особой гносеологической категории и 2) исследовать и выявить механизм рационализации и регулятивной трансформации интеллектуального творчества.
Для традиционной докомпьютерной эпистемологии, восходящей к Канту и далее к Декарту и Бэкону, доминирующим был вопрос, как возникают, развиваются и соотносятся друг с другом теоретические и эмпирические знания, т.е. как соотносятся наши теоретические знания как особые формы описания и отражения этой действительности с самой действительностью.
Современная стадия в разработке т.н. «машинного мышления», связанная со стремлением создать искусственный интеллект заставляет по-новому взглянуть на эту проблему. Попытки машинной имитации человеческого интеллекта привели к четкому разграничению двух существенно различных, хотя и связанных гносеологических систем: фактических знаний и правил оперирования с ними.
Проблема, следовательно, выглядит так: можем ли мы создать базы или системы правил, которые позволили бы нам в соответствии с теми или иными программами, вводимыми в компьютер и рассчитанными на решение опреде-
118
ленных классов задач, получить принципиально новые знания, которые не могут быть получены путем простых группировок или комбинаций фактического материала, заложенного в базы данных, а также принципиально новые правила, пригодные и необходимые для решения новых задач.
Такая формулировка проблемы отчетливо показывает, что одной из важнейших задач становится исследование познавательной природы и статуса правил, а не только описаний эмпирических или теоретических. Имеются определенные основания считать, что эффективность познавательной деятельности вообще и творческого познания в особенности определяется не столько «таинственными» творческими способностями, сколько системами правил. В этом смысле и само теоретическое знание, как система гипотез, принципов, законов может быть понята как матрица, продуцирующая различные правила интеллектуальной и предметно-практической деятельности. Новое знание — это знание о правилах конструирования новых знаний.
