- •Глава 1. Эволюция подходов к научному познанию.
- •§1 Античность (Аристотель).
- •§3. Позитивистская концепция науки (о.Конт, а.Пуанкаре, э.Мах).
- •§4. Неопозитивизм и постпозитивизм (б. Рассел, л. Витгенштейн, кПоптр, и.Лакатос, т. Кун, п.Фейерабонд).
- •§1. Понятие науки и ее специфика.
- •§2. Основания науки.
- •§3. Динамика научного познания
- •§5. Научные революции и типы научной рациональности.
- •§6. Технические науки. Структурно-функциональный анализ.
- •§7. Инженерная деятельность. Аксиологический аспект.
- •§1. Физика, Принцип причинности.
- •§2. Астрономия. Проблема стабильности и нестабильности во Вселенной.
- •§3. Биология. Теория эволюции.
- •§4. Антропология. Антропосоциогенез.
- •§5, Теория адаптации. Биомедицчнский аспект.
- •§6. Экология. Проблемы коэволюции.
- •§8. Универсальный эволюционизм. Синтетическая картина мира.
- •§9.Информатика. Эпистемологический аспект.
- •§10. Экономика, ее специфика и проблемы.
- •Гл. 4.Этика науки.
- •Приложение.
- •IV. Библиографический список.
- •§ 1. Античность (Аристотель) 6
§5, Теория адаптации. Биомедицчнский аспект.
Адаптация - целостная система реакций живых систем (индивид, вид, биоценоз), имеющих активный, направленный (теленомический) характер, способствующий не только поддержанию динамического равновесия в данных условиях среды (гомеостазис), но и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении (гомеорезис).
Постановка проблемы адаптации была связана с зарождением эволюционных идей. В XVTJI веке французский естествоиспытатель Ж. Бюффон описал множество фактов приспособленности организмов к различным условиям внешней среды и высказал предположение о том, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организмы.
104
В начале XIX века эта идея была подхвачена его соотечественником Ж.Ь. Ламарком и философом Г. Спенсером и послужила отправной точкой для дальнейшего развития т.н. принципа прямого (адекватного) приспособления. К этому пониманию Ламарк выдвинул предположение, что адаптация животных осуществляется путем упражнения и неупражнения органов, а также «внутренними психическими» воздействиями на формообразование.
Второй этап в развитии теории адаптации, коренным образом отличающийся от первого, был связан с формированием эволюционных идей Дарвина. Ему удалось не только охватить единой концепцией факты приспособления живого, по и дать им научное истолкование. Мысль о статистическом механизме эволюции - принцип естественного отбора - была положена Дарвиным в основу всех эволюционных процессов и, прежде всего адаптациогенеза. Именно путем выборки из числа случайных разнонаправленных вариаций - полезных, нейтральных и вредных - и осуществляется процесс приспособления организмов к окружающей среде.
Лишь в тридцатых годах XX столетия с возникновением синтеза генетики, экологии и дарвинизма, проблема адаптации начинает разрабатываться с более глубоких научных позиций, чем это было во время Дарвина.
Исследования адаптациогенеза на уровне популяции позволило экспериментально решить проблему о факторах эволюции в пользу ведущей роли естественного отбора и отбросить гипотезу наследования приобретенных в процессе индивидуального развития фенотипических (внешних) признаков. Это имело большое методологическое значение для правильного понимания вопроса о взаимоотношении организма с внешней средой. Возникла необходимость различать два разных, хотя и взаимосвязанных между собой явления: 1) онтогенетическую адаптацию, связанную с индивидуальными изменениями организма в ответ на воздействие среды, и 2) филогенетическую адаптацию (эвоадаптацию) как результат исторического преобразования организмов - выработку адаптивной нормы реакции.
105
Интегральный характер теории адаптациогенеза, разрабатываемой биологами и философами, нашел отражение на современном этапе в работах русского биолога И. Шмалыаузена и его школы. Исмследуя характер взаимосвязи стабилизирующей и движущей форм отбора и причины их смены, он приходит к идее о возможности смены одной формы отбора другой, что свидетельствует о напряженном характере адаптации, и что необходимым образом связано с внутренней противоречивостью процессов приспособления живых систем.
Если в биологии осознание необходимости популяционного подхода произошло в 40-е XX века, то в медицине этот процесс про. :ходит лишь в настоящее время. Началом нового этана было выдвинутое русским биологом врачом И.В. Давыдовским (в 60-е годы) положение о том, что по своей биологической сущности всякая болезнь есть приспособительное явление, и что болезнь -это тоже жизнь, а, следовательно, и приспособление организма к особым условиям существования. Ближайшим родовым понятием болезни, продолжает Давыдовский, является «жизнь» с ее двумя вариантами - здоровьем и болезнью. Видовым специфическим признаком болезни является приспособление. Несколько позже другой русский ученый В.М. Жданов на большом фактическом материале подтверждает идею Давыдовского о том, что инфекционная болезнь эго своеобразный процесс приспособления и сосуществования, заканчивающийся чаще всего новой формой симбиоза организма и микроба. Основная мысль Жданова заключается в необходимости анализа сопряженной эволюции человеческой популяции и многочисленных популяций микроорганизмов.
Непрерывный процесс приспособления организма к окружающей среде происходит не только тогда, когда организм находится в здоровом состоянии, но и тогда, когда он заболевает. Давыдовский пишет: «Приспособление не синоним здоровья и болезнь не отрицание, а форма приспособлен!;;', и неправильно смотреть на процессы адаптации организма как на процессы всегда безболезненные».
106
Так, Давыдовский считает, например, что нагноение является способом освободить рану от залегающего на глубине его мертвого субстрата. Эндемический зоб представляет собой приспособительную реакцию организма в ответ на недостаточное поступление йода. Гипертоническая болезнь, очевидно, тоже является приспособлением, так как зависит не только от генотипа, но и от среды, в которой находится данный индивид. Гипертония, как отмечал И. Давыдовский, является выражением способности такого высокоорганизованного существа, как человек, приспосабливаться к соответствующим условиям жизни, используя аппарат кровообращения, а также соответствующие нервные и эндокринные корреляции.
Взгляд Давыдовского и его сторонников на болезнь как на форму приспособления открывает новые нетрадиционные пути исследования адаптациогенеза, особенно в плане усиливающегося влияния на организм патологических (экологических) факторов внешней среды.
Давыдовский считает ошибочной традиционную точку зрения, согласно которой болезнь является отрицательным фактором, тормозом в развитии живой природы, поскольку эволюция живой системы может осуществляться и через болезнь. Так он пишет, что типичным приспособлением «через болезнь» являются инфекционные поражения, в результате которых вырабатывается специфический инфекционный иммунитет и «какая-то, иногда значительная часть здоровья покупалась человечеством и сейчас покупается ценой болезней».
В заключение отметим, что при раскрытии общей биологической сущности болезни необходимо учитывать не только генотипические изменения, происходящие в исторически сложившейся норме реакции, но и процессы, затрагивающие фенотипический уровень, на которые существенное влияние может оказывать и социальная среда. Этот процесс требует популяционно-центрического подхода. Смена адаптивных норм в фило и онтогенезе и явится ответом на вопрос, в каком отношении болезнь является адаптацией. Исследо-
107
ваше этих процессов - одно из перспективных направлений, которое с необходимостью приведет к новой теоретической модели адаптациогенеза.
