
Lecture / Presentation 2 / Лекция. МБ Дифтерии
.pdf
Токсин синтезируют только такие С. diphtheriae, которые несут в своей хромосоме гены умеренного конвертирующего профага.
Оперон, кодирующий синтез токсина, является моноцистронным, он состоит из 1,9 тыс. пар нуклеотидов и имеет промотор toxP и 3 участка: toxS, toxA и toxB. Участок toxS кодирует 25
аминокислотных остатков сигнального пептида (он обеспечивает выход токсина через мембрану в периплазматическое пространство бактериальной клетки), toxA — 193 аминокислотных остатка пептида А, и toxB — 342 аминокислотных остатка пептида В токсина.

Утрата клеткой профага или мутации в tox- опероне делают клетку малотоксигенной. Напротив, лизогенизация нетоксигенных С. diphtheriae конвертирующим фагом превращает их в токсигенные бактерии.
Коринефаги интегрируются в хромосому коринебактерии с помощью механизма сайт-специфической рекомбинации, причем штаммы дифтерийных бактерий
могут содержать в своих хромосомах по 2 сайта рекомбинации (attB), и коринефаги интегрируются в каждый из них с одинаковой частотой.

Дифтерийный токсин в организме больных оказывает избирательное и специфическое воздействие на определенные системы (поражаются в основном симпатико-адреналовая, сердечно-сосудистая и периферическая нервная системы);
очевидно, он не только угнетает биосинтез белка в клетках, но и вызывает другие нарушения их
метаболизма.

Методы обнаружения дифтерийного токсина
Биологические пробы на животных. При внутрикожном заражении — некроз в месте введения. При подкожном введении на 4-5-й день — гибель (поражение надпочечников — они увеличены и резко гиперемированы).
Заражение куриных эмбрионов — дифтерийный токсин вызывает их гибель.
Заражение культур клеток — дифтерийный токсин вызывает отчетливый цитопатический эффект.
Метод твердофазного иммуноферментного анализа с использованием меченных пероксидазой антитоксинов.
Использование ДНК-зонда для непосредственного обнаружения tox-оперона в хромосоме дифтерийных бактерий.

Однако наиболее простым и распространенным способом определения токсигенности дифтерийных бактерий является серологический – реакция преципитации в агаре (геле)

Эпидемиология.
Единственным источником заражения является человек — больной, выздоравливающий или здоровый бактерионоситель.
Заражение происходит воздушно-капельным, воздушнопылевым путем, а также через различные предметы, бывшие в употреблении у больных или здоровых бактерионосителей: посуда, книги, белье, игрушки и т. п.
В случае инфицирования пищевых продуктов (молоко, кремы и т. п.) возможно заражение алиментарным путем.
Наибольшее эпидемиологическое значение имеют лица со стертыми, нетипичными формами заболевания, так как они часто не госпитализируются и выявляются далеко не сразу.
Больной дифтерией заразен в течение всего периода болезни и части периода выздоровления.
Средний срок бактерионосительства у выздоравливающих варьирует от 2 до 7 нед., но может продолжаться и до 3 мес.

Особую роль в эпидемиологии дифтерии играют здоровые бактерионосители.
В условиях спорадической заболеваемости именно они являются основными распространителями дифтерии, способствуя и сохранению возбудителя в природе.
Средняя продолжительность носительства токсигенных штаммов несколько меньше (около 2 мес), чем нетоксигенных (около 2-3мес).

Особенности патогенеза и клиники.
клиника дифтерии складывается из сочетания местных симптомов, зависящих от локализации входных ворот, и общих симптомов, обусловленных отравлением токсином

Возбудитель может проникнуть в организм человека через слизистые оболочки различных органов или через поврежденную кожу.
В зависимости от локализации процесса различают дифтерию зева, носа, гортани, уха, глаза, половых органов и кожи. Возможны смешанные формы, например дифтерия зева и кожи и т. п.
Инкубационный период — 2-10 дней.

В месте локализации возбудителя развивается характерное фибринозное воспаление.
Токсин, вырабатываемый возбудителем, сначала поражает эпителиальные клетки, а затем близлежащие кровеносные сосуды, повышая их проницаемость.
В выходящем экссудате содержится фибриноген, свертывание которого приводит к образованию на поверхности слизистой оболочки серовато-белого цвета пленчатых налетов, которые плотно спаяны с
подлежащей тканью и при отрыве от нее вызывают кровотечение.
Следствием поражения кровеносных сосудов является развитие местного отека.