
- •Глава XVIII. Отечественная культура на рубеже XX – XXI веков: состояние, тенденции и первые итоги развития
- •Современная культура –
- •Феномен эпохи
- •Реставрации
- •Капитализма в России
- •Социокультура – явление сложное, многогранное, пронизанное множеством связей и отношений
- •Динамика объема материального производства в рф
- •Душевое потребление основных продуктов питания в
- •Положение семьи в современном российском обществе
- •XX–XXI вв.
- •Процесс смены социокультурных ценностей в России на рубеже XX-XXI веков
- •Главные направления отчуждения русского народа от национального культурного наследия
Положение семьи в современном российском обществе
Социальная
и
психологическая
дезадаптация
Разрушение
системы общественного воспитания
(детских садов и яслей, пионерских
лагерей, спортивных секций, кружков и
т. д.)
Безработица,
бедность, нищета,
бездомность
Социальные
болезни: туберкулез, инфекционные
заболевания и венерические
болезни
Юридическая
безграмотность и недоступность
юридической помощи
Невозможность
получения квалифицированной медицинской
помощи, недоступность качественных
лекарств
Отсутствие
здоровых навыков, традиций и ценностей
семейного воспитания, отношение к детям
как к обузе, мешающей «оттягиваться по
полной»
Низкий
уровень здоровья людей, в том числе в
репродуктивном возрасте
Пьянство,
наркомания, проституция, преступность
Разрушение
норм общественной морали, жестокость
и садизм в отношении детей
По данным Министерства внутренних дел РФ детских приютов в России сегодня больше, чем после Великой Отечественной войны. В 1989 г. в российских детских домах и приютах жили 87 тыс. детей, в 2007 – более 735 тыс., в 2009 – свыше 800 тыс. Каждый год в стране выявляется почти 120 тыс. детей-сирот. Примерно 80% из них относятся к категории социальных сирот, т.е. оставшихся без семьи при живых родителях. 40% детдомовцев во взрослой жизни становятся алкоголиками, наркоманами, совершают преступления. (Цит. по: «Комсомольская правда». 26 сентября, 2009. С. 12).
Более 50 % новорожденных детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Абсолютно здоровыми рождаются не более 17 % детей. Детская смертность в России в 3 раза выше, чем в промышленно развитых странах Европы и Америки. В связи с социально-экономическим положением в России (на фоне резкого снижения потребления детьми калорийного питания) хронические заболевания выявляются у 17–19 % дошкольников и более чем у 45–50 % детей школьного возраста. По сравнению с 1990 г. регистрируется рост заболеваний туберкулезом в 1,7 раза, сифилисом в 40 раз (среди подростков – в 51 раз), алкогольным психозом – в 5–6 раз.
Уровень потребления абсолютного алкоголя, по данным Минздравсоцразвития, достигает 18 литров на человека в год, что почти вдвое превышает установленный ВОЗ14 критический уровень, достижение которого означает необратимое изменение генофонда нации. Повальное увлечение алкоголем привело к тому, что 3,3 млн. человек в России страдают психическими и поведенческими расстройствами. Причем, алкогольными психозами страдают прежде всего подростки. По опубликованным данным, школьники начинают пить спиртное с 12–13 лет. Численность детей и молодежи в возрасте 11–12 лет с различной частотой потребляющих наркотики достигла 4,0–4,5 млн. человек. Число больных СПИДом в России составляет 230–240 тыс. человек. Из них около 4 тыс. – дети в возрасте до 18 лет.При сохранении темпов распространения СПИДа в России к 2010 г. будет ВИЧ–инфицировано 8–10 % населения и ситуация перейдет в разряд катастроф. В 2004 г. Россия вышла на второе место в мире (после Литвы) по СПИДу.
Все сказанное подтверждает сформулированную выше мысль о сложном, многоплановом и противоречивом характере социокультурной ситуации в России на рубеже XX–XXI вв. Позитивные изменения и тенденции тесно переплетаются с негативными, а последние усложняют, обостряют и ставят в опасное положение многие сферы русской национальной культуры, и прежде всего ее носителя – народ. Между тем, нормальное развитие культуры возможно лишь при гармонии социальных, экономических, идеологических отношений, образующих комплекс социокультуры. В этом комплексе важнейшее место занимает сфера духовного производства общества.
Либеральный рынок и сфера духовного производства |
Что же случилось, почему переход к либеральному рынку не дал ожидаемых результатов в этой сфере? Ответ прост: сфера культуры была почти полностью снята с государственного финансирования. Принятыми законами о собственности, о разграничении полномочий между центром и республиками, законом о местном самоуправлении и местном хозяйстве «на места» были отданы права по развитию социально-культурной сферы на своей территории (республика, край, область, город, район). Однако, во-первых, им это не было вменено в обязанность; а, во-вторых, у них просто отсутствовали необходимые средства. В результате произошло повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. И как результат, началось значительное сокращение сети, а также перепрофилирование деятельности учреждений культуры, их материальная база стала использоваться для иных, в том числе чисто коммерческих целей. Исчезла целая система пионерских лагерей, детских и юношеских библиотек, кинотеатров, клубов, издательств и т.д. За последние 15 лет в России сеть книжных магазинов сократилась более чем в 2,5 раза (ныне их около 2,5 тыс., а было более 7 тыс.). За 6 лет (1990–1996 гг.) было закрыто свыше 9 тыс. библиотек, а число книг и журналов в них сократилось на 73 миллиона. За это же время было ликвидировано около 15 тыс. клубов. «Мы получаем много возмущенных писем с мест – в частности, от библиотекарей с Дальнего Востока… Часто предметом раздора является здание в центре города или само место, на котором оно стоит. На него находятся влиятельные охотники, которые стремятся выселить библиотеку на окраину», – говорил министр культуры РФ А. Соколов («Литературная газета». № 11 (6014). 23–29 марта 2005. С. 3).
В условиях рынка стало невыгодным, нерентабельным делом книгоиздание. «Раньше мы производили по 12 книг в год на человека, – говорит Ненашев М. Ф. – директор Издательского дома «Российская гуманитарная книга», – но теперь только две, а в провинции и одной не получается, ибо 80 % книг оседают в центре. … Из 130 миллионов экземпляров книг, выпущенных в 2001 году по художественной тематике, более 60 % детективы и женские любовные романы. Еще не менее 16 % занимает фантастика. На долю национальной и мировой классики остается всего 15 % на всю страну. … Мы много сейчас разглагольствуем о всемирном одиночестве человечества. Как преодолеть? Читать! Только книга «поговорит» с человеком не формально, а по душам, посоветует и даст нужные ориентиры. В ней тайны морали» («Литературная газета». № 8 (5962). 25 февраля–2 марта. 2004. С. 7).
Катастрофическое положение сферы духовного производства – прямой путь к духовной нищете народа, к утверждению невежества как страшной демонической силе, разрушающей основы человеческой личности и всего социума. Сегодня оно начинает доминировать на социокультурной арене страны. Будучи конкретно-историческим и социально обусловленным явлением, оно явственно обнажает свой иррациональный, мифологический и антигуманный облик.
Источники растущего невежества в России многообразны и число их продолжает увеличиваться. Во-первых, продолжается утечка квалифицированных кадров из сферы науки, образования, промышленности, управления. Свыше 800 тыс. российских научных работников и специалистов, закончивших вузы России, живут сегодня на Западе. Среди них получившие степень кандидата науки – 12–15 %; доктора наук – 1,5–2% от общего числа выехавших. Наша страна теряет ежегодно миллиарды долларов, потраченных на их обучение, а в странах въезда на их подготовку понадобилось бы около 1 трл. долларов15.
Во-вторых, происходит расслоение («расщепление») образования. Процесс коммерциализации образования привел ко многим негативным последствиям, но в первую очередь разделил молодежь на «черную» и «белую» кость. Усиливается деление на подготовку личностей с ущербным сознанием своей неполноценности и личностей с элитаристским сознанием, широкая подготовка в платных учебных заведениях детей богачей. В бесплатных упор делается на освоение дисциплин, необходимых для подготовки среднеквалифицированных рабочих и узких специалистов, т.е. в них преобладает утилитаризм. В платных учебных заведениях делается акцент на подготовку специалистов с системным взглядом на мир, рационалистическим, сугубо прагматическим мировоззрением, что необходимо для либерального управления обществом, и вообще, манипулирования массами людей.
В-третьих, падает качество среднего и высшего образования, и Россия неуклонно движется в сторону малообразованных и невежественных стран.
неспособность
охватить, объять все многообразие,
многослойность общественных,
естественных, научных связей и
опосредований.
процесс
тотального подавления интеллекта,
опыта, знаний, разума, творчества в
результате волевых волюнтаристских
«реформ».
массовая
мифологизация и фетишизация сознания
целых социальных групп и слоев населения,
в том числе в процессе строительства
финансово-спекулятивных пирамид.
мистификация
общественного процесса и результатов
его развития («рынок отрегулирует все
сам»; «либерализм – высшая форма
демократии» и т.п.).
тотальная
фальсификация отечественной истории,
в первую очередь, узловых, судьбоносных
событий: Великой Октябрьской
социалистической революции, Великой
Отечественной войны, всего периода
жизни и труда народа в годы Советской
власти.
мазохистское
уничижение собственной («этой») страны,
ее истории, гипертрофированное
возвеличивание западной цивилизации,
в особенности ее материальных достижений.
выражение
всеобщего холуйства, восхваление
сильных мира сего: «банкиров»,
«олигархов», всех, кто имеет капитал,
власть и силу («не народ, а элита вытащит
страну из кризиса» и т.п.)
беспрецедентное
распространение всевозможных
мистических, религиозных учений,
движений и культов, появление огромного
числа магов, колдунов, предсказателей,
целителей т.д.
Феномен невежества как
порождение рыночных
отношений на рубеже