
- •Глава III. Культура народная, элитарная и массовая
- •Структура культуры: субстанциональный и функциональный «блоки»
- •«Блок» субстанциональный
- •«Блок» функциональный
- •Народная культура
- •Этническая культура и ее субъект в историческом процессе своего формирования
- •Структура народной культуры
- •Направления элитарного модернистского творчества
- •Предпосылки и условия формирования массовой культуры
Структура народной культуры
Носитель
— коллективный субъект: род, племя,
семья, община, все сообщество. Он
создает в рамках сообщества, потребляет,
изменяет, сохраняет, транслирует
культурные артефакты, создает,
воспроизводит устойчивые образцы,
каноны.
Объект
(культурный текст) — представления о
происхождении мира, человека, его образ
жизни, а также соционормативные,
эстетико-художест-венные, хозяйственные,
утилитарно-бытовые и пр. представления,
практические навыки, знания, верования
и т.д. в
их знаковом выражении: словесном,
изобразительном, пластическом (танцы,
игры). Это и предметная среда: жилище,
домашняя утварь, рабочие инструменты.
Механизмы
поддержания, передачи культурной
информации —
для народной культуры – это первичный
(изустный) способ оперирования, передачи
непосредственно от лица к лицу,
от мастера
к
ученику, от поколения к поколению в
живом общении посредством имитации
(подражания), т.. е.
– следование образцу (канону).
Роль
(функции) народной культуры в формировании
картины мира, в нормативно-ценностном
регулировании всех сторон жизни общины,
семьи, индивида в
организации хозяйственно-ытовой
деятельности, воспитании, «взращивании»
человека как члена общины, сообщества
(коллектива), идентификация (отождествление)
с ним.
Рекреационный – (от лат. recreation) восстановление, отдых. |
Традиционность – опора на традицию как способ коллективного накопления (аккумуляции), трансляции социально-культурного опыта, знаний, смыслов сообществ.
Традиция
понимается как механизм сохранения,
воспроизведения и передачи социально
значимых знаний, представлений, смыслов,
трудовых навыков и т. д., а также их
обновления в процессе непосредственной
совместной коллективной (соборной)
практики в сообществах разного масштаба
(семье, общине, этнической общности и
пр.). Этот
механизм называют устной
передачей культурных текстов, устностью
в широком смысле. Устность
не есть отсутствие письменности, но
особый принцип, способ передачи
культурного опыта (знаний, навыков,
умений) в пространстве и времени
непосредственно из уст в уста, из
поколения в поколение, носящий
имитационный, подражательный характер,
когда обучающийся следует действиям
мастера: поет «за следом», подражая
более умелому певцу, повторяет движения
кузнеца, резчика, пахаря, усваивая их
и закрепляя. Он существует у разных
народов как первичный механизм по сей
день наряду с развитой письменной
культурой и сложившейся системой
специального образования, разработанными
методами и технологиями обучения,
опосредованного различными
аудио-видеосредствами, компьютерными
технологиями. Таким способом обучался
Леонардо да Винчи в мастерской художника
Вероккио, непосредственно перенимая
все правила, тонкости мастерства
живописца, начиная с растирания красок.
Синкретизм и традиционность тесно связаны и пронизывают все компоненты народной культуры: субъекта-носителя, объекта, функционирование. Следование традиционному образцу, который принадлежит всему сообществу, обусловливает отсутствие установки на личное авторство, когда мастер не осознает себя персональным создателем конкретного артефакта. Но каждое воспроизведение образца не есть копия,
Коллективный отбор текстов в связи с появлением нововведений, изменений, искажений выдающийся советский этнограф, фольклорист, литературовед П.Г. Богатырев (1893- 1971) называет коллективной цензурой, позволяющей изъять из текста то, что не соответствует образцам данного коллектива. (П. Г. Богатырев «Вопросы теории народного искусства». М., 1971. С. 332-333). |
Стереотипы — устойчивые, повторяющиеся структурно-смысловые единицы, композиционно-содержательные схемы (формулы, каноны, лейтмотивы, «общие места», изобразительные мотивы, комплексы действий трудовых, обрядовых и пр.), своего года «кирпичики», из которых строится некое целое согласно правилам использования, оперирования ими. Эти первичные ячейки (словесные комплексы¸ попевки и пр.) образуют так называемый «словарь», основанный на сложившихся в глубокой древности символах, значениях, магических знаках (круг — знак солнца, прямоугольник — знак земли, волнистые линии – знаки воды и т.д.). Они обеспечивают народной культуре устойчивость, стабильность (стереотипность) и, значит, узнаваемость для членов сообщества (общины). Таковы повторяющиеся последовательности обрядовых действий при начале и окончании жатвы, первом выгоне скота. Например, на Руси перебрасывание палки через стадо призвано уберечь его от болезней и хищников.
Стереотипы, общие места (loci communes) почти дословно переходят из одного произведения в другое, от одного сказителя (певца) к другому, от одного работника к другому. Они особенно характерны для эпоса, песен календарно-обрядового цикла, обрядовых действий. Таковы – описания щита, битвы героев у Гомера, описание пира у князя Владимира, избивания врага и многое другое в древнерусском эпосе. Зачин «Во стольном было городе во Киеви, / У ласкова у князя у Владимира, / Как было пированьице почестен пир» (запись П. Рыбникова) присутствует во многих былинах, но в разных вариантах.
Формируются устойчивые изобразительные мотивы, лежащие в основе орнаментов, основанные на комбинации древних и названных выше изобразительных символах, магических знаках, устойчивых формах изделий (домашней утвари, одежды), особенностях народной архитектуры. Изменчивость, пластичность, способность адаптироваться (приспосабливаться) к меняющимся условиям в устном бытовании обеспечиваются вариативностью (лат. vario видоизменять, разнообразить). Поэтому нет двух абсолютно одинаковых изделий (ковшей, прялок, сарафанов), деревянных, керамических изделий, культовых и жилых сооружений, одинаковых исполнений одной и той же песни, сказки, обрядовых действ. «То же, да не так», – говорят народные мастера.
В сознании традиционного мастера (исполнителя) хранятся и передаются другим не заученные наизусть тексты, образцы, но устоявшиеся структурно-смысловые единицы (стереотипы), уподобляемые своего рода строительным «кирпичикам». Воссоздание целого происходит традиционно, т.е. путем комбинирования, сочленения, противопоставления этих первичных типовых элементов. В итоге оно осуществляется по-разному в разных условиях одним или различными мастерами (исполнителями), вносящими свои штрихи, что создает богатство и разнообразие произведений народного творчества. Изменчивость, вариативность, импровизационность способствует динамизму, способности приспосабливаться к конкретным условиям, иными словами пластичности традиций.
Народная культура функционирует параллельно с профессиональной, поскольку существует потребность во внерациональном, целостном постижении действительности, что свойственно даже современным обществам с высокоразвитыми информационными технологиями. Традиционные формы народной культуры изменчивы и исторически преходящи. Со временем разрушается традиционный образ жизни, ослабевают традиционные социальные связи, меняются взаимоотношения, менее однородным становится субъект (носитель). Изменяются механизмы передачи, сохранения культурной информации благодаря использованию для ее фиксации, тиражирования, распространения новейших технических достижений (аудио- видеотехники), нарушается традиционная преемственность (от лица к лицу). Все шире используются современные технические средства, ручной труд все чаще заменяется механическим, а они требуют новых навыков в разных видах работы и художественном творчестве.
Современные стереотипы имеют более короткий жизненный путь, они более динамичны, более тесно привязаны к жизненным реалиям. Большее место в настоящее время занимают малые формы фольклора или постфольклора, бытовое творчество (байки, анекдоты, частушки, устные рассказы, слухи, толки, речевая стихия и пр.), меньшее место занимают ручные формы труда. Но живучесть традиционной культуры, ее ценностей, норм, сюжетов, очевидно, в их соответствии современным жизненным реалиям, вечным и вневременным.
Элитарная культура, ее субъект и отличительные особенности |
Элита — господствующие социальные группы, которые вырабатывают и осуществляют государственную, социальную, культурную и экономическую политику Они формируют свои культурные разновидности, свои ценности, образ жизни, идеалы, правила и нормы поведения, смыслы, характеризуются духовным аристократизмом, отделенностью от народной (сельской и городской) культуры, т.е. образуют элитарную культуру. Такова рыцарская культура средневекового Запада, аристократическая (придворная) культура, русская дворянская культура и пр. Элитарная культура ориентирована на активную преобразующую деятельность.
Субъект элитарной культуры в широком и узком смысле — личность, совокупность личностей, способных к индивидуальной творческой деятельности, восприятию ее продуктов, обладающие необходимыми навыками. Они входят в высшие, элитарные слои общества, формируют свою аудиторию.
Элитарная культура обращается к меньшинству, включающему ее творцов и потребителей, и противостоит народной, массовой культуре и обладает рядом принципиальных особенностей. Необходимость и целесообразность ее обосновывают такие современные мыслители как испанский философ и публицист Х. Ортега-и Гассет, итальянский социолог и экономист В. Парето, выдающийся русский философ и культуролог Н. Бердяев и мн. др. В. Парето видел движущую силу общественного развития в «круговороте элит» (их стабилизации и упадке). По мнению Н. Бердяева,…«аристократия (элита) как управление и господство лучших…остается на веки веков высшим принципом общественной жизни…Господство всех ничего реального не означает, кроме темного, безличного и смешанного хаоса»3.
Субъект-носитель элитарной культуры уже не синкретическое единство, целостность, как в народной культуре. Он дифференцирован. Его составляют: авторы, т.е. личности, создающие культурные ценности, носящие индивидуально-личностный характер, заказчики, обеспечивающие их материальный фундамент, финансирующие авторов и потребители.Хотя создателей объединяет общность ценностей, идеалов, норм, но социальная принадлежность их может быть различной. Так, авторы могут оказаться выходцами из иных, более низких слоев. Например, композитор И. Гайдн, художник В.А. Тропинин, великий ученый М.В. Ломоносов — выходцы из крестьян, поэт И.В. Гете – из бюргерской среды.
Мастерство
– высокий уровень владения профессиональными
навыками
Результат творчества обретает самостоятельное бытие и ориентацию на аудиторию (потребителей), которая разделяет творческие установки авторов и предъявляет особые требования к профессионализации, уровню мастерства, уникального авторского почерка, образного видения в искусстве, оригинальных подходов и решений в науке и технике. Это вызывает необходимость специального обучения в рамках художественно-эстетического, научного, технического, этико-правового, политического и пр. творчества. Авторская самобытность, искусность, талант всегда есть «штучный товар». Авторским становится творчество во всех видах деятельности, включая материальное производство, но в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, музыке и пр., оно особенно значимо.
Эзотерический (esoterikos - внут-ренний) тайный, скрытый. |
сложность языка, образность структур, инновационность;
индивидуализация и жесткость системы норм, ценностей, принимаемых данным направлением в качестве обязательных для «посвященных»;
усложнение социально-культурной, знаково-семантической системы, нарочито субъективный ее характер;
смысловая закрытость, обособленность элитарной культуры, ее «сакрализация» (освящение), «эзотеризация».
Внутри такого рода элитарной культуры, особенно ее художественных направлений, обозначилось противопоставление академического традиционализма и авангардизма (авангардизм — собирательное название для тенденций, отрицавших реализм, провозгласивших независимость искусства от действительности, бунт против традиций, разрушение их, неустанный поиск новых идей, технологий, смыслов – в науке, технике, искусстве и пр.).
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет обосновывает целесообразность такого рода течений тем, что искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. Художник «ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее, разбить человеческий аспект, дегуманизировать ее»4. Эти цели в той или иной мере реализуются в рамках модернистских направлений.
Перспективы элитарных направлений могут быть различны.
Во-первых, возможна их демократизация через включение в более широкий социально-культурный контекст.Пример – сближение русской дворянской культуры с народной, давшей миру самобытное национальное искусство XIX века.
Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий, от человека, например, сюрреализм (сверхреализм), супрематизм и пр.
Абстракционизм
– освобождение от форм видимого мира
во имя более полного выражения духовного
Сюрреализм
как соединение несоединимого, стремление
выразить свободные ассоциации, чтоб
выйти из-под власти воли и разума.
Кубизм.
Разложение
жизненных форм на геометрические
плос-кости и создание из них «новой»
реальности.